Приоритет прав человека по отношению
к политике |
в
разделе: Права
человека Просмотров: 1682 |
|
|
Права человека — это универсальная
ценность, позволяющая "измерять"
все важнейшие явления и события, проис-ходящие
в обществе и в мире. Перед человечеством
в конце XX в. стоят важные проблемы — сохранение
мира и устой-чивого развития, здоровой
окружающей среды для ныпсшис-го и грядущих
поколений, сохранение культурного наследия
человечества, борьба с голодом и нищетой,
с преступностью и терроризмом, противостояние
ядерной угрозе и т. д. Все эти проблемы
в конечном счете выходят на права человека,
по-скольку их решение — необходимое условие
нормальной жизни личности, народа, нации,
человечества в целом. Поэто¬му внутренняя
и внешняя политика государства неразрывно
связана с правами человека; они (нрава)
являются приори¬тетом, в соответствии
с которым должны осуществляться все политические
преобразования, программы, акции. Государствен¬ная
власть и политика в современном мире
получают "гума¬нитарное измерение",
ограничивающее чрезмерные притязания
власти, умеряющее противоборство, противостояние,
напряжен¬ность в обществе.
Право и его важнейшая составляющая —
права человека призваны определять границы
свободы политики, политиков и государственной
власти. Любые политические меры, которые
порождают нарушения нрав человека, —
это посягательство на свободу индивида.
Они являются антинравовымн и амо¬ральными,
поскольку права человека — это не только
отраже¬ние правового опыта развития
человечества, но и кристаллиза¬ция его
нравственных начал, связанных с уважением
свободы и автономии индивида, недопустимостью
их нарушения, с ориен¬тацией на категории
добра и общего блага.
Такой подход к соотношению прав человека
и политики возник не сразу; он вырабатывался
вековым поиском опгнмаль-иых форм взаимодействия
человека и власти. |
|
Политика, реализуемая государственной
властью, всегда выражала политическое
сознание правящего класса, привилегироващей
элиты. В политическом сознании вырабатывались
те общие принципы, ценностные ориентиры,
нормы, которые лежат в основе
деятельности того или иного государства, слу-жат
обоснованием правомерности власти, институализации
по-литической системы. Эти принципы, ориентиры,
нормы явля-лись прежде всего осознанием
и выражением классового инте-реса. Политическое
сознание общества неоднородно по своей
природе, поскольку различны интересы
классов, занимающих различные позиции
по отношению к власти (господство — подчинение).
Политическая ценностно-нормативная
система наиболее концентрированно выражает
классовый интерес, поскольку она непосредственно
регулирует отношения, связанные с государ-ственной
властью. Эти отношения определяют характер
вза-имодействия классов, социальных групп,
индивидов во всех иных сферах жизнедеятельности
людей в классовом обще¬стве.
Вокруг политической власти сталкиваются
противоборст-вующие силы антагонистических
классов, различные классовые системы
ценностно-нормативной ориентации. По
мерс своего развития политические нормы
становятся наиболее активным выразителем
интересов и потребностей классов. Это
определя-ет их доминирующую роль в социальной
регуляции поведения людей, их стремление
подчинить себе все иные формы воздей-ствия
на общественные отношения — право, нравственность,
искусство.
Сама возможность участвовать в осуществлении
полити-ческой власти становится привилегией,
открывающей доступ к иным благам, прежде
всего имущественным. Поэтому в зави-симости
от конкретно-исторических условий вырабатываются
наиболее приемлемые с точки зрения господствующего
класса способы организации политической
власти. Так, политические организации
рабовладельческого общества были весьма
разно-образны. Это и древнейшие государства
ряда стран Азии и Африки, которые отличались
особыми способами регламента-ции отношений
не только между рабовладельцами и рабами,
но и между различными группировками господствующего
клас¬са (военными, религиозными, бюрократическими).
В них су-ществовали и республиканские
формы правления, и деспотии. Это и античный
мир с полисной формой политического устроиства,
выступающей в виде демократии, тирании,
аристокра-тии. Каждая из этих форм государства
выдвигала свое идео-логическое обоснование
законности власти, свою систему по-литических
норм, которая становилась опорой существующего
режима.
В этих условиях право оказывается как
бы отодвинутым (особенно в условиях деспотических
режимов); власть выхо¬дит за пределы нрава,
на передний план выступает государ¬ственное
насилие, которому даже чисто внешне не
пытаются давать правовое обоснование.
Политика становится доминан¬той по отношению
к праву (исключение составляют древние
полнтии (Афины, Абдеры), где были сильны
идеи права и за¬кона.
Политическое насилие нередко подменяло
и нивелировало действие законов и обычаев
феодального общества. В докапи-талистических
обществах политические нормы, утверждавшие
господство определенных классов, становились
доминирующи-ми, оказывали решающее воздействие
на формы законодатель-ного регулирования,
закреплявшие свободу экономически гос-подствующих
классов, произвол и насилие но отношению
к классам, лишенным собственности.
В процессе исторического развития по
мере культурного прогресса общества,
расширения сферы демократии и свободы
происходит высвобождение различных видов
социальных норм из-под пресса политических
установлений.
Соотношение между правовыми и политическими
норма¬ми меняется в период буржуазно-демократических
революций, выдвинувших идеи права, равенства,
прав человека, правового государства.
Принцип приоритета прав человека по отноше¬нию
к государству, ограничения всевластия
государства права¬ми человека — величайшая
общечеловеческая ценность, сфор-мированная
в процессе борьбы за свободу и характерная
для всех цивилизованных государств.
Данный принцип приобретает особое значение
в связи с возрастанием роли политических
партий, которые борются за политическую
власть, формулируют свои программы, принци-пы
деятельности. Право призвано сдерживать
экстремистские действия партий, стремящихся
к захвату власти путем револю-ций, разрушения
существующей системы, попрания прав чело-века.
Опыт России показывает гибельность вненравовых,
насильственных переворотов, неизбежно
влекущих за собой мас¬совые нарушения
прав человека, отказ от правовых начал,
без которых в обществе воцаряются хаос
и произвол (доминирую¬щая роль политики
в обществе, в частности по отношению к
праву, утвердилась в марксистско-ленинской
доктрине как ак¬сиома).
Приоритет права над политикой, политической
властью — непреложный принцип современной
культуры. "Существова-ние нормы права,
возвышающейся над правителями и управ-ляемыми
и обязательной для них, — писал Л. Дюги,
— есть необходимый постулат. Подобно
тому как вся геометрия по-коится на эвклидовом
постулате, точно так же и вся жизнь современных
народов покоится на этом постулате нормы
пра¬ва. Право не есть политика силы, как
учил Иеринг, оно не есть дело государства,
оно предшествует ему и возвышается над
ним: оно является границей государственной
силы и госу¬дарство есть не что иное,
как сила, отданная па служение пра¬ву"1.
Исторический опыт показывает, что приоритет
нрава и прав человека по отношению к политике
существует только в условиях демократических
режимов, когда правовые нормы основаны
па универсальном принципе формального
равенства. Однако у прав человека есть
еще одно важнейшее качество — их тесное
взаимодействие с моралью, которое дает
возможность не только правовой, но и нравственной
оценки политики и госу¬дарственной власти,
ориентирующей их па осуществление "об¬щего
блага".
Первенство же политических норм перед
правовыми создает почву тоталитарным
режимам. Тоталитаризм неизбежно возникает
там, где политика, политические нормы
не имеют пра-вовой опоры, где права человека
не являются ограничителем политической
власти, не выступают в качестве средства
контро¬ля за ее' осуществлением.
Поэтому проблема соотношения прав человека
и полити¬ки — это вопрос о характере
политического режима, сущность которого
определяется тем, признает или не признает
он гос¬подство в обществе правовых начал,
прав человека. |