Приоритет прав человека по отношению к политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:14, лекция

Краткое описание

Права человека — это универсальная ценность, позволяющая "измерять" все важнейшие явления и события, проис-ходящие в обществе и в мире. Перед человечеством в конце XX в. стоят важные проблемы — сохранение мира и устой-чивого развития, здоровой окружающей среды для ныпсшис-го и грядущих поколений, сохранение культурного наследия человечества, борьба с голодом и нищетой, с преступностью и терроризмом, противостояние ядерной угрозе и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар2 вопрос№3.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

 

Приоритет прав человека по отношению  к политике

в разделе: Права человека Просмотров: 1682


Права человека — это универсальная  ценность, позволяющая "измерять" все важнейшие явления и события, проис-ходящие в обществе и в мире. Перед человечеством в конце XX в. стоят важные проблемы — сохранение мира и устой-чивого развития, здоровой окружающей среды для ныпсшис-го и грядущих поколений, сохранение культурного наследия человечества, борьба с голодом и нищетой, с преступностью и терроризмом, противостояние ядерной угрозе и т. д. Все эти проблемы в конечном счете выходят на права человека, по-скольку их решение — необходимое условие нормальной жизни личности, народа, нации, человечества в целом. Поэто¬му внутренняя и внешняя политика государства неразрывно связана с правами человека; они (нрава) являются приори¬тетом, в соответствии с которым должны осуществляться все политические преобразования, программы, акции. Государствен¬ная власть и политика в современном мире получают "гума¬нитарное измерение", ограничивающее чрезмерные притязания власти, умеряющее противоборство, противостояние, напряжен¬ность в обществе. 
Право и его важнейшая составляющая — права человека призваны определять границы свободы политики, политиков и государственной власти. Любые политические меры, которые порождают нарушения нрав человека, — это посягательство на свободу индивида. Они являются антинравовымн и амо¬ральными, поскольку права человека — это не только отраже¬ние правового опыта развития человечества, но и кристаллиза¬ция его нравственных начал, связанных с уважением свободы и автономии индивида, недопустимостью их нарушения, с ориен¬тацией на категории добра и общего блага. 
Такой подход к соотношению прав человека и политики возник не сразу; он вырабатывался вековым поиском опгнмаль-иых форм взаимодействия человека и власти.


Политика, реализуемая государственной  властью, всегда выражала политическое сознание правящего класса, привилегироващей элиты. В политическом сознании вырабатывались те общие принципы, ценностные ориентиры, нормы, которые лежат в основе деятельности того или иного государства, слу-жат обоснованием правомерности власти, институализации по-литической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы явля-лись прежде всего осознанием и выражением классового инте-реса. Политическое сознание общества неоднородно по своей природе, поскольку различны интересы классов, занимающих различные позиции по отношению к власти (господство — подчинение). 
Политическая ценностно-нормативная система наиболее концентрированно выражает классовый интерес, поскольку она непосредственно регулирует отношения, связанные с государ-ственной властью. Эти отношения определяют характер вза-имодействия классов, социальных групп, индивидов во всех иных сферах жизнедеятельности людей в классовом обще¬стве. 
Вокруг политической власти сталкиваются противоборст-вующие силы антагонистических классов, различные классовые системы ценностно-нормативной ориентации. По мерс своего развития политические нормы становятся наиболее активным выразителем интересов и потребностей классов. Это определя-ет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы воздей-ствия на общественные отношения — право, нравственность, искусство. 
Сама возможность участвовать в осуществлении полити-ческой власти становится привилегией, открывающей доступ к иным благам, прежде всего имущественным. Поэтому в зави-симости от конкретно-исторических условий вырабатываются наиболее приемлемые с точки зрения господствующего класса способы организации политической власти. Так, политические организации рабовладельческого общества были весьма разно-образны. Это и древнейшие государства ряда стран Азии и Африки, которые отличались особыми способами регламента-ции отношений не только между рабовладельцами и рабами, но и между различными группировками господствующего клас¬са (военными, религиозными, бюрократическими). В них су-ществовали и республиканские формы правления, и деспотии. Это и античный мир с полисной формой политического устроиства, выступающей в виде демократии, тирании, аристокра-тии. Каждая из этих форм государства выдвигала свое идео-логическое обоснование законности власти, свою систему по-литических норм, которая становилась опорой существующего режима. 
В этих условиях право оказывается как бы отодвинутым (особенно в условиях деспотических режимов); власть выхо¬дит за пределы нрава, на передний план выступает государ¬ственное насилие, которому даже чисто внешне не пытаются давать правовое обоснование. Политика становится доминан¬той по отношению к праву (исключение составляют древние полнтии (Афины, Абдеры), где были сильны идеи права и за¬кона. 
Политическое насилие нередко подменяло и нивелировало действие законов и обычаев феодального общества. В докапи-талистических обществах политические нормы, утверждавшие господство определенных классов, становились доминирующи-ми, оказывали решающее воздействие на формы законодатель-ного регулирования, закреплявшие свободу экономически гос-подствующих классов, произвол и насилие но отношению к классам, лишенным собственности. 
В процессе исторического развития по мере культурного прогресса общества, расширения сферы демократии и свободы происходит высвобождение различных видов социальных норм из-под пресса политических установлений. 
Соотношение между правовыми и политическими норма¬ми меняется в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи права, равенства, прав человека, правового государства. Принцип приоритета прав человека по отноше¬нию к государству, ограничения всевластия государства права¬ми человека — величайшая общечеловеческая ценность, сфор-мированная в процессе борьбы за свободу и характерная для всех цивилизованных государств. 
Данный принцип приобретает особое значение в связи с возрастанием роли политических партий, которые борются за политическую власть, формулируют свои программы, принци-пы деятельности. Право призвано сдерживать экстремистские действия партий, стремящихся к захвату власти путем револю-ций, разрушения существующей системы, попрания прав чело-века. Опыт России показывает гибельность вненравовых, насильственных переворотов, неизбежно влекущих за собой мас¬совые нарушения прав человека, отказ от правовых начал, без которых в обществе воцаряются хаос и произвол (доминирую¬щая роль политики в обществе, в частности по отношению к праву, утвердилась в марксистско-ленинской доктрине как ак¬сиома). 
Приоритет права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры. "Существова-ние нормы права, возвышающейся над правителями и управ-ляемыми и обязательной для них, — писал Л. Дюги, — есть необходимый постулат. Подобно тому как вся геометрия по-коится на эвклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом постулате нормы пра¬ва. Право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы и госу¬дарство есть не что иное, как сила, отданная па служение пра¬ву"1. 
Исторический опыт показывает, что приоритет нрава и прав человека по отношению к политике существует только в условиях демократических режимов, когда правовые нормы основаны па универсальном принципе формального равенства. Однако у прав человека есть еще одно важнейшее качество — их тесное взаимодействие с моралью, которое дает возможность не только правовой, но и нравственной оценки политики и госу¬дарственной власти, ориентирующей их па осуществление "об¬щего блага". 
Первенство же политических норм перед правовыми создает почву тоталитарным режимам. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют пра-вовой опоры, где права человека не являются ограничителем политической власти, не выступают в качестве средства контро¬ля за ее' осуществлением. 
Поэтому проблема соотношения прав человека и полити¬ки — это вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признает или не признает он гос¬подство в обществе правовых начал, прав человека.

 


Информация о работе Приоритет прав человека по отношению к политике