Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 21:57, реферат
Политический кризис разразился на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные «евромайданом», прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и «коктейли Молотова», стали десятки человеческих жертв.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Присоединение Крыма: плюсы и минусы………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………….24
По данным Госстата, на полуострове расположены 32,5% украинских виноградников - 25,2 тыс. га. Валовый сбор ягод в 2012 году составил почти 94 тыс. тонн - около 20% от общеукраинского. В том же году крымскими предприятиями было произведено 4,2 млн. дал вина - почти 25% от всего выпуска вин в стране.
4. Альтернатива для Южного потока.
Возможность проложить газопровод через Крым — альтернативный маршрут для Южного потока, существенно удешевляющий проект. Сейчас крупнейший транзитный газопровод «Южный поток» предполагается провести по глубокой центральной части Чёрного моря в нейтральных водах (но в турецкой экономической зоне). Теперь газопровод можно будет провести по суше на территории Крыма или по Крымскому шельфу через сравнительно неглубокую северную часть Чёрного моря. Это сокращает стоимость проекта почти на 20 млрд. долларов (при стоимости нынешнего проекта 56 млрд). Вряд ли, однако, это произойдет с первой ниткой газопровода — для изменения трассы придётся существенно отодвинуть сроки ввода проекта в строй, кроме того, придётся передоговариваться с партнерами и отказываться от соглашений с Турцией, которая была до сих пор в целом на стороне России в Крымском кризисе. Но последующие нитки Южного потока имеют большие шансы пройти по более дешевому маршруту. Газопровод призван полностью закрыть потребности Южной Европы в поставках газа и позволит России практически полностью отказаться от транзита через Украину. К России переходит порядка 3/4 исключительной экономической зоны Украины в Черном и Азовском морях, включая месторождения нефти и газа. Разработкой газа на крымском шельфе в данный момент занимается зарегистрированная в Симферополе компания Черноморнефтегаз. Разведанные запасы нефти сравнительно невелики (до нескольких миллионов тонн), но запасы газа более значительны (десятки миллиардов кубометров в районе Казантипа). Кроме того, есть еще не разрабатываемые и не до конца разведанные нефтегазовые поля. Исключительная экономическая зона — это также право на вылов рыбы в этих водах (что, впрочем, в данный момент не является существенным ресурсом из-за истощения рыбных запасов и ухудшившейся экологической обстановки в Чёрном море).
Провести часть «потока» по югу Украины еще в сентябре 2011 года предложил Виктор Янукович. В Киеве тогда заманивали Россию расчетами о том, что прокладка трубы по украинской суше удешевит «Южный поток» в 5 раз. Однако Газпром не проявил заинтересованности в очередном попадании в зависимость от малонадежного партнера. «Можно было бы провести через Крым, выйти в Евпатории и дальше – в Черное море. Но какой смысл, когда можно просто напрямую?» – риторически спросил тогда замглавы Газпрома Валерий Голубев. Если предположить, что Крым изменит свою юрисдикцию, то позиция российских газовиков теперь может измениться.
Специалисты также утверждают: в Крыму и на его шельфе имеются не плохие месторождения газа. В этом году ожидался рост добычи до уровня 2,4 млрд. кубометров при среднем внутрикрымском потреблении около 2 млрд. кубометров. К 2030 году добыча на шельфе Крыма достигнет 9 млрд. кубометров в год, то есть Крым станет экспортером голубого топлива. Общие же запасы газа в Крыму оцениваются в 1,5–3,2 трлн кубометров, то есть при добыче даже в 10 млрд кубометров в год их хватит минимум на полторы сотни лет эксплуатации. Это соизмеримо с запасами газа на шельфе Сахалина (2,3 трлн кубометров).
5. Россия получает крупные химкомбинаты на севере Крыма, занимающие серьёзную часть мирового рынка в производстве компонентов для удобрений и реагентов для нефтеперегонной промышленности.
Парламент Крыма уже обратил в собственность республики активы «Черноморнефтегаза», «Укртранс-газа» и «Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами». На севере работают крупные химкомбинаты.
«Установить, что собственностью Республики Крым являются... движимое и недвижимое имущество публичного акционерного общества "Государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз»,.. ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, вошедшее и не вошедшее в уставный капитал («Черноморнефтегаза»), в том числе государственное (Украины) имущество, переданное ему в пользование и находящееся на балансовом и забалансовом учете», - говорится в постановлении «О вопросах энергетической безопасности республики Крым».
Аналогичное решение принято относительно движимого и недвижимого имущества «Укртрансгаза» в Крыму.
Кроме того, постановлением установлено, что собственностью Крыма являются крымские активы государственного «Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами».
На основе этих решений Совету министров Крыма дано согласие на создание крымского республиканского предприятия «Черноморнефтегаз» и крымского республиканского предприятия «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами».
Национализация этих предприятий произведена в целях обеспечения экологической и энергетической безопасности, создания условий для организации добычи, хранения и транспортировки углеводородов на территории Крыма, снабжения жителей энергетическими ресурсами, бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения.
Минусы:
По оценкам Минфина РФ, дефицит бюджета Крыма по итогам года составит до $ 1 млрд. Когда на полуострове начнут действовать российские законы, пенсии или зарплаты бюджетникам платить придется из общей казны.
В свою очередь Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании дочерней структуры государственной компании «Росавтодор», которая будет выступать заказчиком строительства моста через Керченский пролив. Мост соединит Крым и Россию.
По предварительным оценкам, стоимость реализации проекта — $3 млрд. Это сумма — часть инвестиций, которые Минэкономразвития предлагает российским олигархам вложить в Крым. Список объектов для инвестиций был составлен на прошлой неделе. Всего объекты тянут на $5 млрд, включая переход через Керченский пролив.
В конце февраля правительство России разослало по бизнес-организациям список объектов для инвестирования в Крыму. В списке более трех десятков инвестпроектов. Здесь есть относительно недорогие, например «восстановление производства халвы подсолнечной на Симферопольском консервном заводе им. С.М. Кирова»: объем требуемых инвестиций — $1 млн. Строительство сельскохозяйственного рынка в городе Старый Крым обойдется в $700 тыс.
Некоторые объекты для инвестиций напрямую связаны с курортным профилем Крыма. Например, инвесторам предлагается вложить $10 млн. в создание туристической инфраструктуры старой части Феодосии, в половину этой суммы можно уложиться, построив «рекреационно-оздоровительный центр с апартаментами в Евпатории». Яхт-клуб и обновленный порт в Алуште тянут на $160 млн.
Едва ли не половина объектов из списка — инфраструктурные и очень затратные. Это строительство, расширение и углубление морских портов, модернизация и строительство автомобильных и железных дорог. Иными словами, такие инвестпроекты под силу только крупному бизнесу. Но работа по поиску потенциальных инвесторов для Крыма не является реакцией на происходящие там политические события. В Минэкономразвития уверяют, что все проекты, предлагаемые российским инвесторам, прибыльные. Это не благотворительность в угоду текущей политической ситуации.
Потенциально регион интересен для частных инвесторов, но только в рамках государственных гарантий, которые на текущий момент невозможны в силу последних событий на полуострове.
Кроме России в Крым инвестируют Германия, Белоруссия, Британские Виргинские острова, Кипр, Великобритания, Турция, Казахстан, Панама, Китай. У новых крымских властей свои подсчеты необходимой финансовой поддержки. Россия в ближайшее время готова проинвестировать через инвестиционный проект до $5 млрд. в экономику Крыма и оказать помощь в размере $1 млрд. на решение социальных и экономических проблем. В этой связи крымское правительство гарантирует всем крымчанам своевременную выплату зарплат, пенсий и других социальных платежей.
Следуют убедительные сигналы о готовности российской стороны самостоятельно профинансировать строительство Керченского моста, а также построить современную автомобильную дорогу, соединяющую Керчь, Симферополь и Севастополь.
При этом рассчитывать на помощь властей Украины Крым в ближайшее время не сможет. И дело даже не в политической подоплеке. У Киева нет денег. Но на Крым, который де-факто все больше контролируется Россией, нашлось несколько миллионов.
Национальный банк и Государственное казначейство Украины направили на рефинансирование крымских банков 400 млн гривен ($37 млн).
Власти Крыма часть этих средств решили потратить на поддержку крымских татар. До конца 2014 года им выделят 240 млн. гривен (около $22 млн). Похоже, это последние деньги, которые Крым получил из Киева. Государственная казна в Украине разворована. Фактически разбазарено более $20 млрд. золотовалютных резервов и разворовано более $35 млрд, остатки на едином казначейском счете — $4 млн гривен.
Ситуация в Крыму — это попытка лишения крымчан работы, зарплаты, курортников, считает Яценюк. По его словам, Россия намерена уничтожить курорт, как это было сделано в Абхазии. Подорвать экономику Крыма и перевести все курортные потоки в Сочи.
В год Крым принимает в среднем 6 млн туристов. Яценюк добавил, что Украина переходит в режим жесточайшего сокращения государственных расходов. Чиновники должны забыть о персональных автомобилях, никто не вправе летать чартерными авиарейсами.
Расходы российского бюджета и частного капитала из России будут значительно больше, чем сейчас анонсировано. Несколько украинских регионов на юго-востоке страны вслед за Крымом объявили о желании дистанцироваться от новой украинской власти и не в ближайшее время попросят денег на стабилизацию экономики. Финансовая поддержка Крыма со стороны России, многомиллиардные кредиты — это политические инвестиции, они безвозвратны, но сейчас об этом никто не думает.
Те связи, которые объединяли советское общество, продолжают ломаться. Процесс строительства национальных государств (nation state) вступает в новую фазу. Этнические факторы играют все большую роль в формировании национальной идентичности граждан бывших советских республик. Вместе с тем усиливается распад некогда единого экономического пространства, переориентации экономик новых государств на других внешнеэкономических партнеров.
Российско-американские отношения резко осложнились. Прекратились переговоры по военно-стратегическим вопросам (сокращение ядерного оружия, противоракетная оборона). Возобновилась пропагандистская война с использованием худших стереотипов времен холодной войны.
Обострилась геополитическая конкуренция на постсоветском пространстве. В прошлом десятилетии бывшие советские прибалтийские республики стали членами НАТО и Европейского союза. Восточноевропейское партнерство, предложенное Брюсселем шести постсоветским государствам, направлено на их экономическую и политическую переориентацию на ЕС. Вместо того чтобы решать экономические вопросы в трехстороннем формате: Украина, ЕС и Россия, – Европейский союз настаивал на своем варианте – без России. Это стало детонатором кризиса.
Такой подход напрямую противоречит курсу России на развитие евразийской интеграции – создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. Евразийская интеграция, которую возглавляет Москва, охватывает лишь часть постсоветского пространства. Без участия Украины сближения России, Белоруссии и Казахстана недостаточно для создания критической массы такого интеграционного образования.
В результате на первый план в геополитическом и геоэкономическом соперничестве выдвинулась Украина. Как подчеркивает Збигнев Бжезинский с использованием типичной для него терминологии, «без Украины Россия не может быть империей».
В конце прошлого года в Украине возник острый политический кризис, который закончился полной победой радикальной националистической оппозиции – прозападной и антироссийской.
Ее первые шаги, в частности отмена закона о языках национальных меньшинств, вызвали понятную реакцию русскоязычного населения на Востоке и Юге Украины, представители которых не были включены в состав нового правительства.
Это вызвало крайне жесткую реакцию Кремля. Было принято решение о возможном использовании российских войск на территории Украины. За этим последовало провозглашение независимости Крыма.
Референдум в Крыму не соответствует Конституции Украины. На этом основании США и ЕС не признали его результатов. Но и нынешняя власть в Киеве нелегитимна, поскольку сформировалась в результате государственного переворота, отстранения президента Януковича в нарушение украинской Конституции. Тем не менее США и ЕС признали новое правительство.
В крымском референдуме подавляющее большинство проголосовало за присоединение к Российской Федерации. Какими бы ни были юридические аспекты референдума, это – поворотный пункт в развитии кризиса.
Выход Крыма из состава Украины напоминает косовский сценарий. Косово при военной поддержке НАТО объявило независимость вопреки мнению Белграда. Москва, как известно, раньше осуждала такое одностороннее решение. Сегодня позиция России стала иной.