Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа
Термин «конституция» преимущественно используется в юридическом значении. Конституция в юридическом смысле рассматривается как основной закон государства, который учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов и местного самоуправления, порядок их формирования и принципы функционирования, определяет фундаментальные права и свободы человека и гражданина.
Введение
3
1. Исторические аспекты реформирования российской Конституции: этапы и проблемы
6
1.1 Причины принятия Конституции России 1993 г
6
1.2 Горизонты изменения и этапы реформирования
10
2. Конституционные реформы России 1988-1992 гг. и их итоги
13
2.1 Предпосылки возникновения конституционных реформ в России
13
2.2 Основные позиции конституционной реформы 1991 г.
17
2.3 Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений
23
Заключение
30
Глоссарий
34
Список использованных источников
35
Приложение А. Этапы развития Конституций в России
39
Приложение Б. Структура Конституции РФ
Ряд конституционных новелл коснулся органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Причем регулирование достаточно противоречиво и отражает борьбу взглядов на тот момент относительно позиций различных органов.
Однако одновременно усиливаются и позиции Президента РФ. Теперь появляется формулировка - издает свои акты «по вопросам, отнесенным к его ведению». Это позволяло Президенту расширительно толковать свои возможности, в том числе не дожидаться закона, на основе и во исполнение которого мог появиться его указ, распоряжение, а то и восполнять своим актом отсутствие закона.
Продолжается «отсечение» от государственной власти местного самоуправления. В Конституции еще остается общая норма о том, что представительные органы России и субъектов Федерации составляют систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации (ст.85). Теперь - в развитие предшествующей реформы (от 24 мая 1991 г.) - из системы представительных органов как органов государственной власти указанные Советы исключаются.
Противоречивость регулирования проявилась в том, что в новой редакции ст.138, специально посвященной местному самоуправлению, названные местные Советы определяются как «представительные органы власти», однако из статьи исключено указание на Советы как на «главное звено системы местного самоуправления». Таким образом, здесь скорее можно увидеть тенденцию к ослаблению, нежели к усилению местных представительных органов.
Крупные изменения при реформе 21.04.1992 г. коснулись Конституционного Суда РФ. Они направлены на возвышение его роли в государстве. В ч.1 ст.165 уточняется характеристика этого органа. Ранее говорилось, что он является высшим судебным органом конституционного контроля в России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Теперь читаем: Конституционный Суд РФ - высший орган судебной власти по защите конституционного строя.
Нельзя не обратить внимания еще на одно новшество при реформе 21.04.1992 г. - оно касается действия Конституции РФ. Согласно ст.185 в новой редакции, изменение и «дополнение» Конституции производит Съезд народных депутатов РФ «законом» (до этого – «решением» Съезда), принятым большинством не менее двух третей от общего числа «избранных» народных депутатов России. Было также предусмотрено «временное приостановление действия отдельных статей Конституции» - в таком же порядке.
Как известно, 1992 г. был первым годом экономических реформ в стране, особенно выразившихся в либерализации цен. Отпущенные «на свободу», они взметнулись вверх, быстро обозначив довольно нищенское состояние большей части населения, у которой была низкой заработная плата и к тому же пропали все сбережения в Сбербанке.
Между Съездом народных депутатов и Верховным Советом, с одной стороны, и Президентом и руководимым им Правительством, с другой, начались серьезные разногласия, и от месяца к месяцу противостояние между ними обострялось. Собравшийся в декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов отказал Президенту в продлении его особых полномочий на период экономической реформы, данных год назад V Съездом, т.е., прежде всего, права регулировать общественные отношения в отклонение от имеющихся законов.
Возможность принятия новой Конституции РФ вновь становится иллюзорной. И VII Съезд принимает Закон от 9.12.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России». Хотя они отражают многие экономические и политические события, одним из важнейших моментов данной конституционной реформы стало усиление позиций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ по отношению к Президенту и Правительству.
Для усиления своего влияния на исполнительную власть депутаты включили в ст. 121-5 п.6-1, согласно которому Президент представляет Верховному Совету РФ предложения об организации, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ.
При учреждении поста Президента в Конституции 24 мая 1991 г. было записано, что Правительство - это орган исполнительной власти, подотчетный Президенту. Теперь же в ст. 122 сказано: подотчетный Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту РФ.
На момент проведения VII Съезда многие депутаты - и федеральные, и региональные - переходили на работу в исполнительный аппарат. Но при этом они сохраняли свои депутатские мандаты, поскольку занимаемые ими должности не предполагали депутатской несовместимости.
Ранее Верховный Совет имел право отменять указы Президента на основании заключения Конституционного Суда РФ (ст.109 п.19). Теперь данное положение было расширено – «указы и распоряжения». Но было также добавлено, что Верховный Совет вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента до разрешения дел об их конституционности в случае соответствующего обращения Верховного Совета в Конституционный Суд РФ.
И еще одно существенное положение: при включении в Конституцию 24 мая 1991 г. главы о Президенте в ст.121-6 было записано, что полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.
VII Съезд добавил сюда
несколько слов – «в противном
случае они прекращаются
Принятым Верховным Советом РФ Законом от 4.07.1992 г. была образована Ингушская Республика в составе РФ. Законом от 10 декабря Съезд преобразовал Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую и Чеченскую Республики и отразил их наименования в Конституции РФ.
12.12.1993 г. Конституция РФ была принята на Всенародном референдуме.
Для рассматриваемого периода характерны постепенная легализация новых политических, социально-экономических отношений и ценностей, с одной стороны, и десоветизация содержания конституционного законодательства, с другой. Во-первых, демократизация содержания конституционного законодательства, являющаяся следствием демократизации политических процессов в стране. Она выразилась в следующем: в формировании республиканской формы правления путем учреждения поста Президента РСФСР; во внедрении принципа разделения властей; в становлении и развитии идеологического плюрализма и многопартийности. Это отражение в законодательстве элементов рыночной экономики, сопровождающее политику экономической либерализации. Законодательное регулирование рыночных отношений нашло выражение в: закреплении многообразия и равноправия форм собственности; установление и конкретизации принципа недопущения монополизма; создании основ инициативной деятельности и граждан и юрлиц, направленной на извлечение прибыли; приватизации (12, с.82).
Принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов Федерации, появлении новых и преобразовании существующих отраслей законодательства.
Одной из сложившихся отраслей российского законодательства является конституционное законодательство. Происходящие в России на протяжении последних лет изменения, а также переход к устойчивому развитию актуализировали вопрос о формировании внутренне непротиворечивой национальной системы права, основу которой составляет конституционное законодательство.
Таковы основные шаги конституционных реформ в России в годы, предшествовавшие принятию новой ее Конституции. Попытаемся сделать основные выводы о характере конституционных реформ в РФ в названное время.
Как можно было видеть из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах.
Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического, т.е. ярко выраженная идеологическая «начинка» была заменена определениями, которые, конечно, тоже несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению, и более ориентировались на распространенные в мире идеологически нейтральные и «вечные» положения о власти народа.
Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.
Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов - Советов - и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.
Кардинально изменились экономические и социальные параметры системы, закрепленные в конституционных новеллах. Прежде всего, это разрушение примата государственной собственности, выдвижение на первый план собственности индивида, предоставление ему права владеть средствами производства, наконец, закрепление в Конституции частной собственности. Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.
Была изменена система общественно-социальных приоритетов. Если по прежним конституционным положениям труд на благо общества был критерием положения человека в обществе и едва ли не святой обязанностью, теперь в Конституции провозглашалось, что гражданин сам и по своему усмотрению распоряжается своими способностями к труду.
В связи с этим был взят курс на отказ от так называемой патерналистской роли государства, т.е. от возложения на государство завышенного объема социальных задач, чуть ли не развращающих простого человека, превращающих его в потребителя, о котором обязано заботиться государство, - вместо того, чтобы самому широко использовать себе на благо возможности эффективного труда, создаваемые новой системой.
С учетом сказанного на конституционном уровне закрепляются новые основы статуса личности. Они строятся исходя из международно-признанной и распространенной категории «прав и свобод человека и гражданина».
При этом на первый план выдвигаются нормы, обеспечивающие индивидуальную свободу человека. Еще одна часть конституционных новелл фиксирует прекращение существования Советского Союза, превращение России в самостоятельное государство - суверенный субъект международного права.
Конституционно оформляется новое федеративное устройство России, при котором ее субъектами провозглашаются как республики в составе Российской Федерации (т.е. государства), так и национально-государственные (национально-территориальные) образования - автономные области, автономные округа, а также территориальные образования - края, области, города федерального значения.
Учреждается принципиально новая по кругу, принципам формирования и организации функционирования система федеральных государственных органов, что в основных чертах повторяется и на региональном уровне. Сначала предпринимаются шаги по созданию основ российского парламентаризма в виде постоянно функционирующего Верховного Совета РФ, отказу от императивного мандата депутата в пользу свободного мандата. Одновременно вводятся свободные выборы, принцип состязательности, выдвижения нескольких кандидатов на депутатское место и выборную должность.
Далее в России учреждается институт Президента как главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Вместе с тем на смену принципу верховенства Советов приходит принцип разделения властей. Правительство становится органом, подотчетным Президенту, который им руководит. Парламентский контроль в отношении Президента и Правительства сохраняется, но в строго очерченных пределах. Еще при существовании Советского Союза министерства и ведомства РСФСР полностью переходят под российскую юрисдикцию, ликвидируется их подчинение союзным органам.
Несколько ранее учреждается, но чуть позже реально создается система конституционного контроля. На федеральном уровне она представлена Конституционным Судом РФ В интересах развития активности населения и его управления делами местных территорий, в рамках которых оно проживает, вводится институт местного самоуправления, который получает и конституционную основу.
На конституционном уровне делаются важные шаги по реформе судебной системы, обеспечению защиты личности. В частности, отменяется подотчетность судов Советам; сначала продлеваются до десяти лет, затем делаются бессрочными полномочия судей; вводится суд присяжных; в круге прав личности обозначается отдельная группа - права по защите других прав, осуществляемые, прежде всего, в сфере судопроизводства и деятельности административных органов государства.
Глоссарий
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Институт права |
- это обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих либо определенный вид общественных отношений, либо одно общественное отношение |
2 |
Конституционное право как отрасль права |
- это система правовых норм, устанавливающих
и гарантирующих основы |
3 |
Конституция РФ |
- главный источник конституционного права, основной закон государства |
4 |
Конституционная реформа |
- проявление присущей |
5 |
Отрасль права |
- совокупность юридических норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием |
6 |
Норма права |
- общеобязательное повеление, выраженное
в форме государственно- |
7 |
Подотрасль права |
- родственные институты одной и той же отрасли права |
8 |
Право |
- система юридических норм, регулирующих
наиболее важные общественные
отношения на основе |
9 |
Правоотношения |
- охраняемые государством |
10 |
Референдум |
- всенародное голосование |
11 |
Структура конституции |
- принятый в ней порядок, посредством
которого устанавливаются |
12 |
Юридические факты |
- конкретные жизненные |
Информация о работе Причины и предпосылки принятия Конституции Российской Федерации 1993 г