Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава I Безработица как социально-экономическое явление …………….. 7
1.1. Сущность безработицы …………………………………………….. 7
1.2. Формы безработицы и их специфика ……………………………... 8
1.3. Причины безработицы в переходной экономике ………………… 11
1.4. Социально-экономические последствия безработицы …………... 15
1.5. Пути преодоления безработицы …………………………………… 17
Глава II Проблемы безработицы в России ………………………………….. 22
2.1. Экономические реформы и рынок труда …………………………. 22
2.2. Особенности безработицы в России ………………………………. 24
2.3. Основные демографические группы безработицы в регионах России ………………………………………………………………..
26
2.4. Государственная защита населения в условиях безработицы …... 29
Заключение ………………………………………………………….. 32
Глоссарий …………………………………………………………… 37
Список литературы ………………………………………………… 38
Приложения ………………………………………………………… 39
Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.
Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.
Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:
1.Трудоустройство непосредстве
2.Организация общественных
работ (благоустройство
3. Поощрение частного
предпринимательства и
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
6. Широкая информация
населения о возможности
Глава II. Проблемы безработицы в России
2.1 Экономические реформы и рынок труда
Важнейшей компонентой рыночной экономики выступает рынок труда. Развитый рынок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать вещественный, научный и человеческий потенциал страны, преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулировать проблемы безработицы.
Рынок труда в России
в настоящее время
быстрым сокращением численности экономически активного населения;
сдвигами в структуре занятости – ее перераспределением в сферу услуг, где работает более половины занятых, и частный сектор – 37% занятых. Вне госсектора работает 63% занятых;
высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);
высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция по трудовым мотивам низкая – 20% всех мигрантов);
несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дифференциации производительности труда;
преобладанием латентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная занятость за счет основного времени);
активизацией высвобождений
в связи с сокращением
увеличением средней продолжительности безработицы.
Безработица определяется соотношением двух основных сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.
Предложение рабочей силы, а следовательно, уровень и структура безработицы, зависят прежде всего от воспроизводства населения, рождаемости, смертности, миграции (определяющих численность населения в трудоспособном возрасте в стране и регионах), а также от численности различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людей в населении трудоспособного возраста).
Предложение рабочей силы определяется также социально – экономическими и психологическими факторами: заработной платой и уровнем доходов, отношениями распределения, потребностью в труде как средстве самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки, социальной политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочую силу искать место на рынке труда.
Особенно в сложном положении в переходных условиях оказались такие демографические группы, как женщины, молодежь, многодетные родители или родители-одиночки. Сложившийся уровень занятости женщин (всех женщин, а также особенно многодетных и глав неполных семей) и молодежи в производстве в нашей стране традиционно высок, что определяется низким уровнем жизни населения, идеологическими факторами (особенно в отношении занятости женщин), недостатками социальной политики. В настоящее время высокая потребность в труде этих групп населения поддерживается невозможностью существования семьи на доходы ее главы, что ведет к мультипликации спроса на труд, поскольку один человек претендует на несколько рабочих мест при высокой потребности в них всех групп населения.
При анализе ситуации на рынке труда и перспектив ее изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержки безработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, и возрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные.
Государственная поддержка безработных призвана сократить срок безработицы и поддержать уровень жизни безработного. В обоих направлениях этой политики необходимо учитывать роль семьи (домохозяйства). Так, рост числа детей в семье обостряет для ее членов проблему безработицы, поскольку при относительно низком уровне жизни многодетных семей безработица одного из кормильцев ставит членов семьи на грань выживания. В то же время высокая безработица среди женщин не всегда серьезно обостряет проблемы членов семьи, если муж имеет возможность содержать семью (перераспределение занятости на уровне семьи).
2.2 Особенности безработицы в России
Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.
Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.
Следует иметь в виду,
что квалифицированные
По данным Росстатагентства, общая численность безработных в 1992-1999гг. возросла почти втрое, составив в августе 1999г. 9,1 млн. чел. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился за тот же период с 5,2 до 12,4%. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия перешла в категорию стран с высокой безработицей.
Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и снижение эффективности системы государственной помощи безработным.
Однако, некоторое оживление российской экономики привело в тому, что в 1999г. впервые за последние 9 лет отмечается рост численности занятых. Она увеличилась на 1,8 млн. чел. и составила 65,1 млн. чел. (в 1998г. численность занятых уменьшилась на 1,1 млн. чел.). Началось постепенное сокращение общей численности безработных. Она уменьшилась в течение года до 8,7 млн. чел. Численность официально зарегистрированных безработных совратилась за этот период на 34,5% и составила к концу года 1,26 млн. (1,7% экономически активного населения).
Таблица 1.
Уровень безработицы по экономическим регионам РФ (апрель 2000г.).
Северный |
более 3,5% |
Восточно-Сибирский |
от 2,5 до 3,5% |
Дальневосточный |
от 2,5 до 3,5% |
Волго-Вятский |
от 2 до 2,5% |
остальные |
менее 2% |
Коэффициент напряженности на рынке труда снизился с начала года с 6,6 до 2,5 чел.
Как и в 1998г., в наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке труда находилось 15 регионов России, где уровень официальной безработицы превысил средне российский в 2 и более раза.
2.3 Основные демографические группы безработных в регионах России
Степень напряженности ситуации на рынке труда можно охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны предприятий. В качестве показателя предложения рабочих мест используется заявленная
предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных.
Если сгруппировать регионы России по показателю соотношения числа безработных к числу вакансий, то в конце 1992 г., когда безработица стала заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.
Первую группу, где число вакансий превышало предложение рабочей силы, составили Москва, Читинская область и Карачаево-Черкесская Республика.
Вторую группу (предложение превышало число вакансий до 2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая, Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики – Саха (Якутия) и Башкортостан.
Третью группу, где предложение рабочей силы превышало число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми, Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области – Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Курская, Ульяновская, Волгоградская, Ростовская, Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Магаданская; а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.
В четвертую группу, где напряженность на рынке труда составляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская, Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Камчатская, Калининградская области; Санкт-Петербург; республики – Калмыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.
Пятую группу с особо напряженной ситуацией на рынке труда (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Ивановская, Ярославская, Сахалинская области; республики – Карелия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия – Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.
По сравнению с концом 1992 г. степень напряженности на рынке труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и социального развития, она составила 5,5 (в середине 1998 г. этот показатель достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).
Проанализируем безработицу среди основных демографических групп населения – женщин и молодежи.
На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных.