Пробелы в законодательстве: причины возникновения и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:35, реферат

Краткое описание

Укрепление нормативной базы и устранение существующих пробелов и противоречий в законодательстве являются одной из важнейших задач. Проблемы преодоления юридических пробелов и противоречий в законодательстве не новы, однако в современных условиях построения демократического правового государства приобретают особую остроту.
Противоречия и пробелы, встречающиеся во всех отраслях законодательства, являются негативным явлением правовой действительности. Проблема выработки эффективных мер преодоления таких противоречий во все времена привлекала внимание правоведов, остается она актуальной и в наши дни.

Содержание

1. ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ. 3
2. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК: ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 9
3. ТАБЛИЦА «СРЕВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (ПРИЗНАКИ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

К Р Теория гос. и права.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

    по дисциплине   Теория государства и права

 

 

Тема:  Вариант 10

 

                          

                                                  

 

 

  Исполнитель: студент гр. ЮР-13 КТ 

                                                             Фрицлер Д.В.

 

                            

                                                           

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ.                                                                                                   3

2.  ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК: ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ                                                                                                       9

3. ТАБЛИЦА «СРЕВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (ПРИЗНАКИ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  И ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНООБЩИННОМ СТРОЕ                                                                                                                               16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                      17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Укрепление нормативной базы и устранение существующих пробелов и противоречий в законодательстве являются одной из важнейших задач. Проблемы преодоления юридических пробелов и противоречий в законодательстве не новы, однако в современных условиях построения демократического правового государства приобретают особую остроту.

Противоречия  и пробелы, встречающиеся во всех отраслях законодательства, являются негативным явлением правовой действительности. Проблема выработки эффективных мер преодоления таких противоречий во все времена привлекала внимание правоведов, остается она актуальной и в наши дни.

 Пробел в законодательстве есть полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

При пробеле в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно-юридической урегулированности, а значит, не всякое "молчание" закона следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т.е. требовать юридического решения. Юридической теорией сформулированы определенные предпосылки, при наличии которых пробел в законодательстве считается действительным:

— неурегулированный законом жизненный случай должен находиться в сфере правового регулирования;

— в действующем законодательстве действительно отсутствует норма, подлежащая применению к данному случаю;

— восполнение пробела в данной сфере не должно быть запрещено законом.

Основных причин пробелов в законодательстве две: во-первых, отставание закона от реальной жизни, развивающихся отношений; во-вторых, издержки законотворческой деятельности.

Устранение пробелов в праве также окончательно не разрешает проблем, возникающих при реализации гражданами своих прав. Проблемы реализации права, столь часто возникающие в современном обществе, имеют очень широкое распространение и вызваны не только по причине появления таких пробелов законодательства.

Вопрос о наличии пробела в праве можно ставить только в том случае, когда в процессе столкновения определенных интересов (личных или общественных) возникла необходимость юридической квалификации спорной ситуации (факта, отношения) и если необходимость такой квалификации охватывается профессиональным юридическим правосознанием.

Признаками наличия пробела в праве являются:

- факт вхождения конкретной  спорной ситуации в сферу общественных  отношений, подлежащих правовому  регулированию;

- невозможность однозначного  разрешения данной ситуации при помощи действующих правовых норм;

- необходимость профессиональной  юридической оценки данного спора.

Основными видами пробелов в праве являются:

- правовой вакуум (который  может быть обусловлен неучтенностью  той или иной ситуации при  разработке закона, возникновением новых общественных отношений после издания конкретного закона);

- неполнота правовой нормы (выраженная в неурегулированности  порядка применения закона, в  наличии отсылки к актам, которые  не приняты, и т.п.);

- квалифицированный пробел (под которым следует понимать правовую ситуацию, возникающую в случае формального действия правовой нормы, создающей препятствие на пути обычной хозяйственной практики) не может быть восполнен на основании судебного решения;

- условный (коллизионный) пробел, вызванный противоречивостью правовых норм.

Реализация любого права имеет свои нормативные особенности, закреплённые в соответствующих актах. Проблемы в реализации того или иного права могут быть обусловлены недостатками в правовом урегулировании, пробелами в праве, но всегда носят специфический характер, в зависимости от особенностей субъекта, реализующего право, специфики сложившейся жизненной ситуации и внешних обстоятельств. Наиболее часто сложности при осуществлении прав имеют место в гражданских, земельных, налоговых, жилищных, семейных, правоотношениях. Отсутствие в законодательстве конкретного предписания для урегулирования возникшего спора согласно действующему законодательству не является для правоприменителя основанием для отказа в разрешении дела. Для этой цели существуют специальные средства, использование которых позволяет правоприменителю преодолеть (восполнить) имеющийся пробел.

Восполнение пробелов — выработанные юридической практикой и закрепленные в законодательстве способы урегулирования юридического спора при наличии пробела в законодательстве.

Существует два способа преодоления пробелов в законодательстве : аналогия права и аналогия закона.

При обнаружении пробела первоначально следует найти норму, регулирующую наиболее близкое ( аналогичное) отношение. Такой способ представляет собой аналогию закона.

Если аналогичной нормы нет, то применяется аналогия права, то есть к рассматриваемому случаю применяются общие начала и принципы правового регулирования отрасли права или правового института.

Рассмотрим эти пути преодоления пробелов в законодательстве .

Аналогия закона — решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.

Данный вид аналогии означает, что конкретной нормы для ее применения к данному случаю в законодательстве нет, но есть сходные нормы, на основе которых этот случай может быть разрешен юридическими средствами.

Аналогия права — решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства.

При аналогии права дело (спор) рассматривается правоприменителем не на основе сходных юридических предписаний, а соответственно выработанным юридической практикой общим началам и принципам права. Грубо говоря, при аналогии права правоприменитель следует не букве, а духу закона (принцип права также является нормой, хотя и отличается высоким уровнем нормативного обобщения). Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессиональной смелости.

Некоторые правила применения аналогии права и закона содержатся в статье 6 ГК РФ: « Применение гражданского законодательства по аналогии»

1.В случаях, когда отношения  прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2.При невозможности использования  аналогии закона права и обязанности  сторон определяются исходя из  начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».

Существует множество проявлений противоречий в правовой системе. Так, ряд противоречий обусловлен объективными процессами. Роль закона падает, возрастает роль локального нормотворчества, увеличивается роль международного нормотворчества. К тому же существует феномен "теневого права". Где-то право обгоняет объективные процессы, но бывают и задержки в развитии отраслей и институтов. Например, институт административной юстиции по существу стоит на месте и не получает своего дальнейшего развития. Одним из негативных явлений российской правовой действительности выступают внутрисистемные противоречия законодательства. Среди них в первую очередь следует назвать противоречия действующего законодательства Конституции РФ, противоречия между отраслями законодательства. Актуальными примерами являются противоречие между Земельным кодексом и Гражданским кодексом (гл. 17), противоречия между Трудовым кодексом и нормами Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Ряд противоречий возникает в связи с неравномерностью развития отраслей и институтов. Многочисленные правонарушения происходят в случае вмешательства одних субъектов права в компетенцию других. Такое вмешательство, смещение функций создает массу деформаций. Низкое качество нормативных правовых актов также создает определенные противоречия. Так, норма ч. 4 ст. 15 Конституции РФ вызывает много споров и противоречий, так как не раскрыт подробно механизм влияния норм международного права на национальное законодательство. Хочется подчеркнуть особую значимость проблемы предотвращения противоречий. Следует развивать и совершенствовать такие механизмы предотвращения юридических противоречий, как диагностика, аналитика и прогнозирование противоречий.

Среди способов преодоления противоречий в конституционном законодательстве особую роль играет деятельность Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Однако в деятельности конституционных (уставных) судов нельзя исключить ситуаций, когда проверяемые ими нормативные акты соответствуют Основному Закону субъекта РФ, но нарушают Конституцию России и федеральные законы. В этом случае суд должен принять решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Эффективным способом преодоления конституционных противоречий являются нормы коллизионного права: нормы-доминанты, нормы-запреты и ограничения, нормативно установленные процедуры преодоления разногласий и разрешения споров, нормы-санкции.

Механизм преодоления противоречий в конституционном законодательстве нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, законодательно не раскрыт механизм осуществления согласительных процедур в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Также не регулируется на законодательном уровне механизм осуществления согласительных процедур Правительством РФ в ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Детальная регламентация таких механизмов может содержаться в специальном законе о процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, проект которого разрабатывается на протяжении ряда лет. Принятие также Федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации", который упорядочит виды и формы издаваемых нормативных правовых актов и установит их четкое соотношение между собой, приведет к значительному уменьшению количества юридических противоречий в законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК: ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Информация о работе Пробелы в законодательстве: причины возникновения и пути преодоления