Пробелы в праве и способы их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Понятие системы пришло в юриспруденцию из философии, где под ним подразумевалось нечто ценное, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Введение этого понятия потребовалось римским юристам для того, чтобы свести в единое целое разрозненные нормы права, существовавшие в Древнем Риме.
От того как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут соответствовать действительности зависит нормальная жизнь общества и государства, а следовательно изучение системности права и законодательства приобретает практическое значение. В жизни человека возникают самые различные интересы, связанные с его многообразными потребностями. Можно выделить отдельные группы таких интересов: трудовые, семейные, имущественные

Содержание

Введение . 2
1. Толкование права: понятие и способы.
1.1. Понятие толкования права. 4
1.2. Способы толкования права. 8
2. Виды толкования права: официальные и неофициальные.
2.1. Официальное толкование права. 14
2.2. Неофициальное толкование права. 17
3. Пробелы в праве и способы их преодоления.
3.1.Пробелы в праве. 19
3.2. Способы преодоления пробелов в праве. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

Правовую систему можно  определить как целостный  комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Право есть комплекс - составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Уровни правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.4

Субъектно-сущностный уровень  выделяется для того, чтобы подчеркнуть  значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек и  его объединения (общественные организации  и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в  целом), обладающие правами и несущие  юридические обязанности, выступают  реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом  уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность разнокачественных явлений, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

Исследование нормативно-регулятивного  уровня правовой системы позволяет  сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают  и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права  распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные  виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную  деятельность государства и общества.

 

 

2. Отрасли права: понятие,  структура, критерии обособления.

2.1. Понятие отрасли права.

Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

    Наиболее крупное, основное подразделение системы права; совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих самостоятельную, качественно своеобразную сферу общественных отношений, требующих особой, юридически автономной регламентации.

    Крупные по  объему и сложные по структуре  отрасли подразделяются наряду  с правовыми институтами также  на подотрасли права.   

Критериями деления права  на отрасли и институты выступают  предмет и метод правового  регулирования.

По особенностям юридических  режимов все отрасли права  принято подразделять:

1) на профилирующие, базовые  отрасли. К этому виду отраслей  относятся отрасли, охватывающие  главные правовые режимы: конституционное  право, гражданское право, административное  право, уголовное право, гражданско-процессуальное  и уголовно-процессуальное право;

2) специальные отрасли,  в рамках которых правовые  режимы изменены и приспособлены  к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право,  финансовое право, право социального  обеспечения, семейное право;

3) комплексные отрасли,  отличительным признаком которых  является соединение разнородных  правовых институтов из профилирующих  и специальных отраслей: торговое  право, морское право.

Кроме этого отрасли права  можно разделить на: материальные (регулируют непосредственно общественные отношения) и процессуальные (регламентируют порядок правового регулирования  материальных отраслей).  Например,

К материальным относятся:

Конституционное право. Занимает центральное место среди остальных  отраслей права. Регулирует общественные отношения, связанные с правами  и свободами человека, устройством  государства, и иные основополагающие общественные отношения. Конституционные  нормы влияют на нормы всех иных отраслей права. Опирается преимущественно  на императивный метод правового  регулирования. Главный источник –  Конституция РФ – правовой акт  высшей юридической силы.

Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с  ними личные неимущественные отношения. Опирается на диспозитивный метод  правового регулирования. Основной источник – Гражданский кодекс РФ.

Уголовное право. Регулирует общественные отношения, связанные  с борьбой с преступностью  – системой наиболее общественно  опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной  ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, размеров и видов наказаний за их совершение). Опирается на императивный (властный) метод правового регулирования. Имеет в качестве основного источника  УК РФ.

Семейное право. Регулирует юридические отношения между  супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим  имущества супругов, расторжение  брака и его последствия, вопросы  материнства, отцовства и т.д.). Метод  диспозитивный. Главный источник СК РФ.

К процессуальным относятся:

Гражданско-процессуальное право. Предмет правового регулирования  – процедура гражданско-правового  судопроизводства (вопросы возбуждения  гражданского дела, установление фактических  обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности  его обжалования). Опирается на императивно-диспозитивный  метод правового регулирования. Главный источник – Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право. Регулирует процедуру (процесс) осуществления  уголовного судопроизводства (порядок  привлечения к уголовной ответственности, возбуждение уголовного дела, расследование, рассмотрение в суде, вынесение приговора, обжалование и пересмотр приговора). Опирается на императивно-диспозитивный  метод правового регулирования. Основной источник – УПК РФ.

Отрасль права - это главное  подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые  участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение  норм из нескольких институтов. Это  целостное образование, характеризующееся  рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль  права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и  иных субъектов права. 5

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как  отрасли в целом, так и каждого  ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических  средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать  им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права  от другой. В крупных и сложных  по составу отраслях права имеется  еще один компонент -- под отрасль  права -- целостное образование, которым  регламентируется специфический вид  отношений в пределах сферы правового  регулирования соответствующей  отрасли права. Так, в гражданском  праве в качестве подотраслей  выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового  института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид  общественных отношений, объективно требующий  специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли  права происходит в силу объективных  причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным  фактором, обусловливающим отличие  одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права  регулируют отношения, связанные с  исполнительными функциями государственной  власти, а нормы гражданского права  определяют порядок имущественных  связей в государстве.

Выделение отраслей права  обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.

Каждая отрасль права  имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены  к нарушителям соответствующих  нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере  уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых  могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система  мер государственного принуждения  в остальных отраслях права также  носит специфический характер и  сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов  формируется метод правового  регулирования конкретной отрасли права.

 

 

2.2. Структура отрасли права, критерии обособления.

Критериями обособления  отраслей права в его структуре  принято считать предмет правового  регулирования и метод правового  регулирования.

Предмет правового регулирования  отрасли права - это обособленная область общественных отношений, которая  нуждается в урегулировании нормами  данной отрасли. Предмет правового  регулирования составляет материальный критерий подразделения единого  права на его структурные составляющие. Он не зависит от усмотрения законодателя, имеет объективное содержание: имущественные  и личные неимущественные отношения  в гражданском праве, жилищные отношения  в жилищном праве, трудовые отношения  в трудовом праве и др.

Если предмет правового  регулирования образует материальный критерий обособления отраслей права, то метод правового регулирования  становится юридическим критерием, складывающимся под влиянием законодателя. Правовой метод, поэтому характеризуется набором правовых средств, инструментов, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения в определенном направлении развития.

Различие методов правового  регулирования обусловливаются:

а)  особенностями возникновения  субъективных прав и юридических  обязанностей из закона, деяния, договора;

б) юридическим положением субъектов в правоотношениях  — по субординации, как автономные стороны;

в) неодинаковым порядком реализации субъективных прав и юридических  обязанностей - соблюдение, исполнение, применение норм права;

г) разными способами защиты прав и обязанностей субъектов (соглашение, административный, судебный) с использованием различных санкций.6

Среди профилирующих методов  правового регулирования называют: императивный и диспозитивный.

Императивный метод превалирует  в уголовном, административном и  др. отраслях права, в которых общее  юридическое положение субъектов  определяется властно-императивными  показателями и расположением по субординации.

Диспозитивный метод возобладает  в гражданском, предпринимательском  праве и др. отраслях права, в которых  субъекты автономны, а нормы права  действуют на случай, если стороны  сами не определили объем прав и  обязанностей; Диспозитивный метод  нередко конкретизуется, дополняется  методами рекомендаций, стимулирований, ограничений.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международное и внутригосударственное право: аспекты взаимодействия.

Особое место среди  отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Нормы международного права создаются в результате соглашения между его субъектами - суверенными государствами и содержатся в многосторонних межгосударственных договорах. Также они формируются в виде международных обычаев. Общепризнанные нормы и принципы международного права также являются обязательными для субъектов международного права; большинство из них закрепляются в международных договорах и обычаях. К источникам этого вида права в определенных случаях относятся также решения и постановления международных организаций, решения международных судов, а также те нормы национального права, которые трансформированы в нормы международного права.

Основу международного права  составляет принцип равенства его  субъектов: оно в равной мере служит всем государствам независимо от их государственного или политического устройства. Главной  его функцией является установление общих критериев деятельности государств в различных сферах международных  отношений - политической, экономической, военной, культурной и др., в которых осуществляется международное сотрудничество. Нормы международного права обеспечивают согласованность национальных и межгосударственной правовых систем, институциональное взаимодействие государств и международных организаций, нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека (в рамках международного гуманитарного права), определяют правила принятия согласованных и совместных решений, использования процедур рассмотрения международных споров и разрешения конфликтов.

Информация о работе Пробелы в праве и способы их преодоления