Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 09:44, контрольная работа
В ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоре¬тических положений, представляющих выводы, сделанные на основе по¬знания сущности и закономерностей развития общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении, то есть одни теоретические положения служат основой для других.
1. Понятие и предмет Конституционного права Республики Казахстан как науки, его соотношение с отраслью права.
2. Методология науки Конституционного права.
3. Задачи науки Конституционного права в современный период.
4. Источники науки Конституционного права.
5. Понятие, предмет, задачи дисциплины конституционного права РК.
Литература:
Формат ответа: Ответ в виде файла
Описание: СРС №1. Тема: Проблемы
теории конституционного права Республики
Казахстан как юридическая наука и учебная
дисциплина
Ответ ст. Тулегеновой Г.М.
Содержание
1. Понятие и предмет
2. Методология науки Конституционного
права.
3. Задачи науки Конституционного права
в современный период.
4. Источники науки Конституционного права.
5. Понятие, предмет, задачи дисциплины
конституционного права РК.
Литература:
1. Понятие и предмет
Конституционного права
Наука конституционного права является
составной частью юриди¬ческой науки,
которая, в свою очередь, входит в систему
общественных наук. Для конституционного
права как науки присущи свой предмет,
ис¬точники, специфический подход к его
изучению. Наука конституционно¬го права
относится к числу отраслевых юридических
наук.
Наука конституционного права — система
научных знаний о зако¬номерностях развития:
1. Государственно-правовых отношений,
представленных в институтах конституционного
строя;
1. Волевых общественных отношений, с которыми
связано осуществле¬ние государственной
власти.
Наука конституционного права представляет
собой систему знаний. В систему науки
конституционного права входят:
1. Знание о конституционном праве как
отрасли права;
2. Знания о сущности Конституции РК —
ее структуре и содержании;
3. Знания об основах конституционного
строя РК и их отношении с господствующими
в обществе отношениями;
4. Знания о правах и свободах человека
и гражданина РК;
5. Знания о национально-государственном
и административно-
6. Знания о системе органов власти РК,
местном государственном
управлении и самоуправлении.
Указанные объекты выступают предметом
научного исследования и изучаются исходя
из научных методологических принципов
с использова¬нием различных методов:
исторических, логических, сравнительно-правового,
системного, статистического, конкретно-социологического
и др.
В ее составе имеются относительно обособленные
комплексы теоре¬тических положений,
представляющих выводы, сделанные на основе
по¬знания сущности и закономерностей
развития общественных отношений. Эти
теоретические комплексы не только связаны
между собой в силу единства предмета
отрасли, но и находятся в определенном
соподчинении, то есть одни теоретические
положения служат основой для других.
К их числу относятся теории разделения
властей, парламентаризма, президентства,
избирательной системы, гражданства, суверенитета,
на¬родовластия, гражданского общества,
политического плюрализма. Каждая из этих
теорий формируется самостоятельно, но
в то же время испытыва¬ют влияние друг
на друга.
Формулируя теоретические выводы, наука
конституционного права опирается на
широкую систему источников, под которыми
подразумева¬ются факторы, составляющие
основы научного познания.
Итак, можно сделать следующий вывод.
Рассмотрение конституционного права
как науки позволяет исследовать и изучать
Конституционное право как ведущую отрасль
права Казахстана, представляющей собой
совокупность правовых норм, регулирующих
основы взаимоотношений человека и государства,
устройства государства и организации
государственной власти путем закрепления
в Конституции Республики Казахстан и
конституционном законодательстве основ
конституционного строя, основ правового
статуса человека и гражданина, основ
организации системы государственной
власти и местного самоуправления.
Отдельное место занимает Конституция
(Основной Закон) Республики Казахстан,
которая является одновременно и источником
и предметом конституционно-правового
регулирования.
В качестве предмета регулирования Конституция
РК выступает как концентрированное внешнее
выражение связи человека и государства.
устройства государства и организации
государственной власти. имеющее огромное
значение для нормального существования
этих отношений и требующее поэтому повышенного
внимания со стороны конституционного
права.
Таким образом, конституционное право
— это отрасль казахстанского права, представляющая
собой систему правовых норм, регламентирующих
определенные общественные отношения.
Критериями же разделения массива правовых
норм на отрасли служат два основных признака:
предмет и метод правового регулирования.
2. Методология науки Конституционного права.
Методы конституционного права, как совокупность
приемов и способов регулирования конституционно-правовых
отношений.
Различают:
1. Метод обязывания. Применяется как в
отношении государственных органов, так
и в отношении физических лиц во всех сферах
их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции
Республики Казахстан) .
2. Метод запрещения. Применяется преимущественно
в отношении государственных органов,
общественных образований, в ограниченных
случаях применяется в отношении граждан
(п.3 ст.39 Конституции Республики Казахстан).
3. Метод дозволения. Применяется для установления
статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции
Республики Казахстан), также при определении
полномочий государственных органов (п.4
ст.53 Конституции Республики Казахстан).
4. Метод признания, т.е. признание естественных
прав человека (п.2 ст.12 Конституции Республики
Казахстан).
3. Задачи науки Конституционного права в современный период.
В Конституцию РК 1995 г. уже дважды были
внесены изменения и дополнения – в 1998
г. и в 2007 г. Изменения (большие или малые)
уже затронули 45 из 98 статей Конституции
РК 1995 г. (причем в некоторые статьи уже
дважды вносились изменения).
В 2007 г. было начато преобразование формы
государства из президентской республики
в президентско-парламентскую. Напомним
основные итоги конституционной реформы
2007 г. с точки зрения эволюции формы государства:
\»1. Встройка в систему высших государственных
органов основных элементов многопартийной
системы и интеграция государственной
системы с партийными механизмами формирования
значительной и решающей части законодательного
органа – Мажилиса Парламента РК, его
деятельности.
Особое значение имеет переход на более
продвинутую и широко распространенную
в зарубежных странах пропорциональную
избирательную систему, на которую незадолго
до этого перешла и России, и которая получила
развитие также на Украине. Важное значение
в перспективе должны иметь выработка
и апробация, совершенствование прогрессивных
механизмов оптимального учета остатков
голосов избирателей (голосов, отданных
за партии, не прошедшие в Парламент, например,
распределение их в той или иной пропорции
между партиями, участвовавшими в выборах,
но уже с учетом дополнительных критериев)
с соответствующей корректировкой законодательства…
2. Укрепление статуса Парламента… Эти
изменения при определенных условиях
могут иметь главное значение для последующей
эволюции формы государства…
3. Важным элементом реформы является некоторое
ограничение власти Акимов на местах и
формирование новой взаимосвязи, некоторых
противовесов в отношениях местных исполнительных
органов (в данном случае Акимов) и местных
представительных органов (маслихатов).
Тем самым укрепляется единство всей системы
государственной власти – как исполнительной,
так и представительной, законодательной…
4. В порядке противовеса усилению Парламента
осуществлено системное укрепление статуса
и власти Президента, особенно Первого
Президента Республики. Фактически укрепляется
и статус Администрации Президента…
Увеличено количество назначаемых Президентом
парламентариев и конституционно закреплено
формирование им Ассамблеи народа Казахстана,
которая впервые получила представительство
в Парламенте…
5. В порядке противовеса усилению Парламента
РК несколько укреплены также и полномочия
Конституционного Совета РК в отношении
актов Парламента РК (его Палат)…
6. Положение о том, что теперь Сенат Парламента
РК может выполнять функции Парламента
в целом по принятию конституционных законов
и законов в период временного отсутствия
Мажилиса Парламента РК, вызванного досрочным
прекращением его полномочий (п. 5) ст. 55
Конституции РК в ред. 2007 г.), может рассматриваться
также как антикризисная норма. Но она
имеет двойное значение – и поддержание
функционирования Парламента в форме
малого его варианта, и в то же время –
это определенная сдержка в некоторых
ситуациях в отношении Мажилиса Парламента…
В связи с этим укрепляется статус и Сената
Парламента РК.
7. Получили развитие некоторые элементы
правовой системы, которые могут оказать
позитивное влияние на состояние с правами
и свободами человека (вопросы смертной
казни и санкционирование ареста судом)…
…К резервам конституционного развития
можно отнести и возможность усилить в
перспективе экологическую направленность
деятельности государства как одну из
его конституционных характеристик, конституционную
институциализацию уполномоченного по
правам человека, дальнейшее расширение
прав Парламента и Конституционного Совета,
дальнейшую реформу судебной власти, в
частности, путем выведения ее из зоны
прямого влияния местной исполнительной
власти за счет создания окружных судов,
некоторое перераспределение полномочий
между Президентом и Правительством, дифференциацию
в перспективе местного государственного
управления и местного самоуправления
и т.д. При этом, данные изменения должны
проводиться по мере созревания необходимых
условий (но и без запаздывания)\»
4. Источники науки
Под источником права понимаются формы,
в которых выражаются нормы права. В Конституции
Республики Казахстан 1995 года в п.1 ст.4
перечисляются источники конституционного
права. Нужно заметить, что не все формы
нормативно-правовых актов, указанных
в Конституции, являются ее источниками.
Одни нормативные акты содержат нормы
только конституционного права, другие
— нормы различных отраслей права.
В зависимости от формы, все источники
конституционного права подразделяются
на различные виды:
1. Конституция Республики Казахстан —
основной источник конституционного права.
2. Конституционные законы. Их принятие
и перечень предусмотрены
3. Обычные законы принимаются, как правило,
депутатами Парламента Республики Казахстан
простым большинством голосов — 50% + 1 голос
Необычные законы вносят изменения и дополнения
в Конституцию, принятые Парламентом большинством
голосов депутатов каждой из Палат Парламента
Республики, и законы, вносящие изменения
и дополнения в Конституцию, принятые
референдумом.
4. Постановления Палат Парламента РК.
5.Указы Президента РК, в свою очередь,
подразделяются на:
a. Указы, имеющие силу конституционного
закона;
b. Указы, имеющие силу закона;
c. Подзаконные нормативные указы.
Но не все нормативные указы Президента
являются источником конституционного
права, ими могут быть только указы, которые
содержат конституционно-правовые нормы.
6. Декларация о государственном суверенитете
от 25 октября 1991 года, провозглашающая
принципы суверенитета, закрепленные
в Законе о государственной независимости
Республики Казахстан, в Конституциях
1993 г. и 1995г. и других конституционных актах.
7. Постановления Правительства Республики
Казахстан, акты министерств и ведомств,
которые содержат в себе нормативные предписания,
нормы права.
8. Решения Конституционного Совета Республики
Казахстан.
9. Нормативно-правовые акты местных представительных
органов и органов местного самоуправления,
содержащие конституционно-правовые нормы
(решения, уставы, положения) . Носят локальный
характер.
10. Международные договоры, ратифицированные
на межгосударственном уровне.
При коллизии норм внутригосударственного
права и норм международного права приоритет
отдается последним.
5. Понятие, предмет, задачи
дисциплины конституционного
Термин «конституционное право» употребляется
в нескольких смыслах: во-первых, как отрасль
национального права, во-вторых, как отрасль
научного знания (наука), в-третьих, как
учебная дисциплина.
В целом, конституционное право – это
ведущая отрасль национальной правовой
системы, представленная совокупностью
правовых норм, определяющих: а) основы
конституционного строя, б) правовое положение
человека и гражданина и в) закрепляющих
государственное устройство, систему
государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное право – одна из отраслей
системы права Республики Казахстан. Как
и любая отрасль права, конституционное
право представляет собой совокупность
правовых норм, т.е. общеобязательных правил
поведения людей, правил, соблюдение которых
в необходимых случаях обеспечивается
применением государственного принуждения
в различных формах.
Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются
внутренним единством, определенными
общими признаками, тесно связаны между
собой и отличаются от норм других отраслей
права. Эти признаки обусловлены особенностями
общественных отношений, на регулирование
которых направлены правовые нормы, образующие
отрасль.
Общественные отношения, регулируемые
нормами отрасли права, в юриспруденции
принято именовать ее предметом.
Особенность предмета конституционного
права состоит и в том, что конституционно-правовое
регулирование общественных отношений
в различных сферах жизни, охватываемых
данной отраслью, неодинаково.
В одних сферах жизни общества нормы конституционного
права регулируют лишь основополагающие
отношения, т.е. те, которые предопределяют
содержание всех остальных отношений
в соответствующей сфере. Во всем объеме
их регулирование осуществляется другими
отраслями права. Так, в сфере экономической
жизни общества предметом конституционного
права являются только те отношения, которые
характеризуют основные начала и принципы
экономики, формы собственности. А в полном
объеме правовое регулирование экономических
отношений осуществляется гражданским,
хозяйственным, предпринимательским,
финансовым и рядом иных отраслей права.
В других сферах жизни общества предметом
конституционного права охватывается
весь комплекс общественных отношений.
Это прежде всего те отношения, которые
связаны с устройством государства, организацией
государственной власти, всей политической
системы общества и служат основой формирования
всех других общественных отношений.
Таким образом, предметом конституционного
права являются те отношения, которые
можно назвать базовыми, основополагающими
в каждой из областей жизни.
Именно эти отношения образуют основу,
то есть фундамент здания сложной системы
социальных связей, подлежащих правовому
воздействию. Эти базовые отношения –
системообразующие, оформляющие целостность
общества, его единство как организованной
и функционирующей структуры, основанной
на общих началах политического, экономического
и социального устройства. Это прежде
всего отношения, связанные с организацией
и функционированием общества и с механизмом,
посредством которого осуществляется
управление всеми сферами жизнедеятельности
общества, поддерживается его целостность.
Важно отметить, что общественные отношения,
которые выступают предметом регулирования
конституционного права, как и любой отрасли
права, с одной стороны, способны поддаваться
нормативно-правовому воздействию и, с
другой стороны, в интересах общества
требуют такого воздействия.
Рассмотрим более подробно общественные
отношения, которые являются предметом
конституционного права.
1. Нормы конституционного права регулируют
общественные отношения, определяющие
принципы, на которых основано устройство
государства и общества. В этих отношениях
выражается прежде всего качественная
характеристика государства: суверенитет,
форма правления, форма государственного
устройства, субъекты государственной
власти и способы ее реализации, т.е. общие
основы функционирования всей политической
системы общества.
2. Общество не может быть жизнеспособной
организацией без единых основ экономической
системы: установления допускаемых и охраняемых
государством форм собственности, гарантий
защиты прав собственников, способов хозяйственной
деятельности, охраны труда, провозглашения
определенной системы обеспечения социальных
потребностей членов общества в области
образования, культуры, науки, охраны природы,
здоровья и т.п. нормы конституционного
права регулируют общественные отношения,
выражающие основные принципы организации
общества и в этой области.
Основополагающие общественные отношения,
определяющие устройство государства,
общества, и закрепляющие их нормы в Конституции
Республики Казахстан обобщаются понятием
«основы конституционного строя».
1. Общество как единый организм, как целостная
организация не может существовать без
единых основ правового статуса членов
общества, без его взаимосвязей с государством
и гражданином. Отношения между людьми,
которые составляют сущность каждого
общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности,
очень многообразны по своему характеру,
обстоятельствам, в силу которых они возникают,
допустимой мере воздействия на них государства,
права.
Естественно, все эти разнообразные отношения
между людьми играют неодинаковую роль
в формировании тех общезначимых социальных
связей, на которых основывается единство
общества и которые составляют его сущность
как целостной системы.
2. Предметом конституционного права являются
такие общественные отношения, которые
определяют основы взаимоотношений человека
с государством, т.е. главные принципы,
характеризующие положение человека в
обществе и государстве, гражданство,
а также основные неотъемлемые права,
свободы и обязанности человека и гражданина.
Именно эти отношения и являются исходными
для всех остальных общественных отношений
между людьми, определяют положение человека
в любых его общественно значимых связях.
3. Целостность и единство общества обеспечиваются
как связывающими все социальные отношения
общими принципами его устройства и организации,
так и соответствующим механизмом управления
социальными процессами, через который
осуществляются функции, свойственные
данному обществу как организованной
структуре.
Таким механизмом являются система государственной
власти и система местного самоуправления.
Нормы конституционного права закрепляют
основные принципы системы органов государственной
власти и системы органов местного самоуправления:
виды органов государственной власти,
правовой статус органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, порядок
их образования, компетенцию, формы деятельности,
издаваемые ими акты, систему органов
местного самоуправления. Такой правовой
регламентацией обеспечивается управление
обществом, основанное на четком согласовании
и соподчинении всех организационных
структур, задействованных в процессе
реализации властных функций по управлению
обществом.
Исходя из того, что одной из незыблемых
основ конституционного строя Казахстана
является народовластие – главный фактор
формирования политического единства
общества, к предмету конституционного
права нужно отнести регулирование всей
сферы отношений, связанных с законодательными
(представительными) органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Детальное регулирование деятельности
органов исполнительной и судебной власти
относится к предмету иных отраслей права
(административного, уголовно-процессуального,
муниципального и др.).
Основными задачами дисциплины «Конституционное
право Республики Казахстан» являются:
ознакомление студентов с основополагающими
положениями науки конституционного права,
учением о Конституции как Основном законе
государства и общества, основами правового
положения личности, конституционными
принципами организации и деятельности
органов государства, основами местного
самоуправления в Республике Казахстан,
а также их подготовка к самостоятельной
практической деятельности. Понимание
студентами этих важнейших вопросов конституционного
права Республики Казахстан способствует
их правильному ориентированию в политике
и государственно — правовой сфере, умелому
решению ими вопросов государственной
и конституционно — правовой политики
и практики. усвоение студентами сложившихся
в конституционном праве категорий и понятий;
обучение правильному ориентированию
в действующем законодательстве и политических
процессах; выработка умений и навыков
профессионально толковать, использовать
и применять нормы конституционного права.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права, М, Юридическая литература,1969. 2. Основин B.C. Конституция СССР и наука государственного права //Правоведение. 1978, №4. 3. Сырых В.М. Методы правовой науки, М, 1980. 4. Михалева Н.А. Обсуждение актуальных проблем науки Конституционного права //Государство и право,1993, №3. 5. Куприц Н.Я. Из истории науки Сов. гос. права, М, 1971. 6. Черняков А.А. Конституционное право РК: проблемы теории и практики, А, изд-во “Эдилет Пресс”, 1997. 7. Керимов Д.А. Методология права. изд-во “Аванта” М., 2000. 8. Черняков А.А. Конституционное право эволюция отраслевого содержания, Алматы , 2007.