Завершающим этапом
процесса доказывания юридических
фактов является их оценка. Оценочность
- неотъемлемый элемент целесообразной
сознательной деятельности. Она
пронизывает весь ход проuессуального
познания, начиная с самых первых
его этапов: оцениваются различные
версии. относимость и допустимость
отдельных фактов, их достоверность
и т. п. Наибольшую трудность,
как свидетельствует практика, представляет
оценка достаточности собранных
по делу доказательств.
С точки зрения теории
информации, правоприменительная деятельность
- это процесс преобразования
информации о фактических обстоятельствах
дела в информацию о принятом
решении.
Ключевым моментом
этого преобразования являются
юридическая оценка фактических
обстоятельств, их квалификация.
Любой юридический
факт представляет собой единство
содержания и формы - внешнего
выражения этого содержания. Юридические
факты по своей природе таковы,
что они, как правило, не
могут существовать в неоформленном
виде. Социальное обстоятельство
лишь тогда порождает правовые
последствия, когда оно определенным
образом зафиксировано и установлено
законными средствами в правоприменительном
процессе. Такие социальные обстоятельства
как трудовой стаж, образование,
нуждаемость в жилье и т.
п. вообще не могут войти в правовое
регулирование без их регистрации, законного
процедурно-процессуального оформления.
Сказанное позволяет понять значение
фиксации и удостоверения юридических
фактов для их функционирования в механизме
правового регулирования.
Система фиксации и
удостоверения юридических фактов
изучается под своим углом
зрения отраслевыми юридическими
науками, например, в области пенсионного
законодательства. В систему органов,
фиксирующих юридические факты
в области пеисиоииого обеспечеиия,
включаются оргаиы записи актов
гражданского состояния, оргаиы
социального страховаиия, воениые
комиссариаты, архивы, отделы кадров
предприятий, домоуправления и
др. Участиики данных процедурно-процессуальных
отношений подразделяются на
первичные (фиксируют первоначальные
факты) и вторичные (на основании
фактических данных принимают
решения о назначении пенсии
или предоставлении иного блага).
В общетеоретическом
плане вопрос о системе фиксации
и удостоверения юридических
фактов разработан недостаточно.
Между тем, это один из важных
вопросов общей теории юридических
фактов. Взятая в общем виде
данная система включает в
себя, во-первых, органы, организации
и должностных лиц, уполномоченных
фиксировать те или иные фактические
обстоятельства; во-вторых, установленные
законом средства фиксации и
стандартные процедуры работы
с ними (издание приказов, оформляющих
те или иные факты, внесение
записей в личные дела, в трудовые
книжки, регистрация тех или иных
фактов записями в журналах, составление
актов и т. п.); в-третьих, действия
по выдаче информации о юридических
фактах (свидетельств, копий, выписок,
справок и др.).
Фиксация и удостоверение
фактов - близкие, сопряженные, но
все же не совпадающие виды
деятельности. Фиксация представляет
собой регистрационную деятельность,
документальное закрепление фактических
обстоятельств. Удостоверение состоит
в подтверждении истинности фактов
их существования. Фиксация и
удостоверение факта нередко
сливаются в едином акте (например,
регистрация брака, нотариальное
удостоверение сделки), но они
могут существовать и порознь
(например, удостоверение подлинности
документа, аутентичности копии).
Реальные системы фиксации
и удостоверения юридических
фактов существенно различаются
в зависимости от характера
юридического факта, его социалыюй
значимости, области правовых отношений,
с которыми связан данный факт.
Они включают несколько подсистем,
отличающихся далеко неодинаковым
уровнем развитости, нормативной
урегулированности, юридической
культуры. Следствием этого является
разный уровень "юридической
надежности" фиксируемых и удостоверяемых
ими фактов. Различия отчасти
обусловлены характером самих
фактических обстоятельств, не
совпадающим их значениям в
регулировании общественных отношений.
Но очевидно и то, что сама
фактофиксирующая деятельность
не всегда отвечает необходимым
требованиям, особенно, когда она
сочетается с управленческой, производственной
деятельностью.
Установлено, например,
что предприятия, учреждения и
организации обязаны свидетельствовать
копии документов, представляемых
гражданами в эти предприятия,
учреждения, организации, если законодательством
не предусмотрено свидетельствование
копий таких документов в нотариальном
порядке. Следовательно, на субъекта,
предоставляющего права или освобождающего
от обязанностей, возлагается полная
ответственность за свидетельствование
всех необходимых для этого
фактов.
Система фиксации и
удостоверения юридических фактов
нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В литературе неоднократно указывалось
на отсутствие единой общегосударственной
системы регистрации предприятий,
а также общегосударственной
системы регистрации недвижимости.
Очевидно, что отсутствие подобных
общегосударственных регистрационных
систем крайне отрицательно влияет
на становление рыночной экономики,
выступает одним из факторов
ее криминализации.
Нередко сами граждане,
предприниматели, вступая в те
или иные правоотношения, пренебрегают
их юридическим оформлением. Правовая
связь складывается на не надежной,
по существу дефектной фактической
основе. Такого рода правоотношения
- один из источников сложных
"казусных" ситуаций, возникающих
в правоприменительной практике.
Небрежное отношение
к оформлению документов служит
благодатной почвой для проходимцев,
создающих финансовые "пирам иды"
, домогающихся выплат им различного
рода "пособий" и "компенсаций.
В правовой пропаганде необходимо
настойчиво проводить мысль, что
своевременное и правильное оформление
юридически значимых обстоятельств,
правоотношений, сделок - не формализм,
а необходимый элемент юридической
культуры. предпосылка формирования
правового государства в цивилизованной
рыночной экономике.
Заключение
В данной курсовой
работе рассмотрено понятие юридического
факта как основы для возникновения,
изменения или прекращения правоотношений.
Не все юридические факты оказывают
влияние на правоотношения, а
лишь те, которые обозначены в
нормативно - правовых актах.
Юридическими фактами
в науке и на практике понимаются
конкретные социальные обстоятельства
(события, действия), вызывающие в
соответствии с нормами права
наступление определенных правовых
последствий - возникновение, изменение
или прекращение правовых отношений
Все юридические факты
подразделяются на события и
действия. Действия подразделяются
на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия делятся
на юридические поступки и
юридические акты.
С точки зрения своего
социального содержания, юридический
факт должен прежде всего адекватно
отражать социальную ситуацию. По
отношению к социальной ситуации
юридические факты выполняют
двоякую роль: во-первых, идентификационную,
поскольку они призваны точно
обозначить социальную ситуацию,
обеспечить ее фиксацию в правовом
регулировании. В этом качестве
юридические факты выступают
в роли "индексов". свидетельствующих
о наличии социально-юридической
ситуации. Во-вторых, разграничительную,
состоящую в том, что юридические
факты очерчивают рамки ситуации
позволяют ограничить ее от
сходных случаев.
Главная задача, выполняемая
юридическими фактами в правовом
регулировании - обеспечение возникновения,
изменения, прекращения правовых
отношений. Каждый юридический
факт вызывает либо правообразующие,
либо правоизменяющие, либо правопрекращающие
правовые последствия.
В качестве юридических
фактов выступают не только
простые фрагменты социальной
действительности, но и довольно
сложные ее "срезы".
В результате в правовом
регулировании появляются сложные
юридические факты - такие фактические
обстоятельства, которые состоят
(складываются) из нескольких юридически
значимых сторон (признаков). от сложного
юридического факта фактический
состав отличается тем, что
состоит из разнородных юридических
фактов. В ряде случаев для
юридической полноценности фактического
состава необходимо не только
наличие всех элементов - юридических
фактов, но и строгое соблюдение
порядка их "накопления" в фактическом
составе.
Юридические факты,
должны отвечать не только
••социологическим", но и некоторым
"специально-юридическим" требованиям,
т. к. они представляют собой
элемент юридической формы общественных
отношений, одно из средств
правового регулирования.
Важным требованием
к юридическому факту является
его юридическая надежность. Это
такая характеристика факта, которая
отражает, с
одной стороны, постоянство
связи факта с социальной ситуацией,
а с другой - стабильность его
социального содержания.
Юридический факт должен
обладать адаптивностью, способностью
в известном смысле "приспосабливаться"
к меняющимся условиям. Юридические
факты, закрепляемые в нормах
законодательства, должны получать
адекватное понятийное выражение
и четкое обозначение
Список литературы
1. КЗоТ, 2011
2. Кашанина Г.В. Основы
Российского права: Учебник, - М.,НОРМА,
2006
3. Комаров С.А., Абдулаев
М.Н. Проблемы теории государства
и права. Учебник для вузов,
2009
4. Марченко М.Н. Источники
права . Учебное пособие – М.;
Проспект, 2011
5. Марченко М.Н. Проблемы
общей теории государства и
права в 2-х томах – М.
Велби, Проспект, 2008
6. Марченко М.Н. Теория
государства и права, – М.; Проспект,
2005
7. Матузов Н.И., Малько
А.В. Теория государства и права:
Учебник, -М.,2010
8. Морозова Л.А. Теория
государства и права. Учебник
– М., ЭКСМО, 2005
9. Перевалов. В. Теория
государства и права: Учебник,
- М.,Юрайт 2009
10. Право Европейского
союза. Вопросы истории и теории,
Учебное пособие – М.; Проспект,
2010
11. Прудников М.Н. История
государства и права зарубежных
стран. Учебник 3-е издание,- М.,
Юнити, 2008
12. Прудников М.Н. Римское
право. Учебник, - М.,Юрайт 2010
13. Теория государства
и права. Учебник. Ред. Садовничий
В.А., - М., Зерцало, 2009
Чашин А.Н. Теория
государства и права: Учебник,
- М., Демо и Сервис 2008
14. Шкатулла В.И., Надвикова
В.В., Сытинская М.В. «Правоведение»
М., Академия,2004
15. Шоткинов С.А. Криминология.
Учебно – методический комплекс.
Иркутск, 2003