Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:22, лекция
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.
Заключение.
Уже тысячелетия 
люди живут в условиях государственно-правовой 
действительности. Они являются гражданами 
определенного государства, подчиняются 
государственной власти, сообразуют 
свои действия с правовыми предписаниями 
и требованиями. Естественно, что 
еще в глубокой древности они 
стали задумываться над вопросами 
о причинах и путях возникновения 
государства и права. Создавались 
самые разнообразные теории, по-разному 
отвечающие на такие вопросы. Множественность 
этих теорий объясняется различными 
историческими и социальными 
условиями, в которых жили их авторы, 
разнообразием идеологических и 
философских позиций, которые они 
занимали. 
Государство явление многогранное. Рассмотренные 
нами теории по разному объясняют причины 
происхождения государства. Попытка их 
обобщение и осмысления в рамках одной 
универсальной теории вряд ли возможно, 
хотя такие попытки и предпринимались. 
Каждая из этих теорий раскрывает одну 
из возможных сторон процесса возникновения 
государства. 
История цивилизации знает десятки, сотни 
правовых теорий. Глубокие умы человечества 
в течении веков бились над разгадкой 
феномена права, раскрытием его сущности. 
Правовые теории прошлого являлись завоеванием 
человеческой культуры, стремлением научной 
мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих 
отношений. 
В наиболее общем виде все разнообразие 
взглядов на разнообразие права и государства 
может быть сведено к противостояний двух 
исходных принципиальных позиций. Одна 
из них заключается в объяснение государства 
и права как средств силы, средств преодоления 
общественных противоречий и обеспечения 
порядка прежде всего путем насилия, путем 
принуждения. С этой точки зрения государство 
и право является орудиями и средствами 
в руках одной части общества для провидения 
своей воли, для подчинения этой воли других 
членов общества. Суть государства и права 
составляет силу принуждения, подавления. 
Наиболее четко и последовательно эта 
позиция обоснована теорией насилия. Вторая 
точка зрения состоит в том, что государство 
и право обеспечивает порядок в обществе 
путем снятия противоречия, достижения 
социальных компромиссов. С этой позиции 
в деятельности государства, функционирование 
права выражается общие скоординированные 
интересы различных групп общества. Суть 
государства и права составляет общественное 
согласие, компромисс. Наиболее четко 
эта позиция обоснована теорией общественного 
договора.  
 
http://www.km.ru/referats/
2-3)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА. Человек разумный появился 40 тыс. лет
назад. Право и государство возникли около 5 тыс. лет назад (в Египте – 5 тыс.
лет, в Китае – 3 тыс. лет, на территории России – чуть более 1 тыс. лет).
Первобытное общество – первая в истории человечества форма жизнедеятельности
людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения права и
государства. Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная
на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Социальные нормы:
обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы, мифология, табу. Причины
происхождения права и государства: а) экономические – переход от
собирательства к производящей экономике, общественное разделение труда
(отделение скотоводства от 
рост производительности труда и появление прибавочного продукта, появление
частной собственности. б) социальные – разложение рода и возникновение
семьи, появление антагонизма, раскол общества на классы. Основные теории
происхождение права и государства: Патриархальная (Аристотель,
Михайловский, Фильмер) – право и государство – результат исторического развития
семьи. Теологическая (Аквинский, Лебюфф, Эйве, Кост-Флорэ) – право и
государство созданы Богом. Насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский) –
Государство и право всегда возникают в результате акта насилия. Одно племя
завоёвывает другое и для того, чтобы держать в повиновении последнее,
образуется государство и, соответственно, право. Договорная
(естественно-правовая) (Гоббс, Локк, Руссо, Гораций, Дидро, Радищев) –
государство и право покоятся на общественном договоре.
Марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин) – в результате общественного
разделения труда выросла 
производить, чем потреблять. Появился избыточный продукт. Он накапливался у
определённой группы людей. Возникают группа (класс) имущих и группа (класс)
неимущих. Между ними возникают 
антагонистические 
потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих.
Психологическая (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Тард, Фромм). Происхождение
права и государства обусловлено особыми свойствами человеческой психики.
Волюнтаристская (Мейтленд-Джонс) – Возникновение независимых государств (в
Африке) связано с волевой 
Органическая (Спенсер, Блюнчи, Вормс) – государство и право – произведение
сил природы. Инцеста (Леви-Строс) – Запрет инцеста (кровосмешения)
является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы,
структурализации общества и возникновения государства. Гидравлическая
(ирригационная) (Втифогель) – государство возникает из необходимости
организовать большие массы 
людей для строительства 
сооружений. Общие закономерности возникновения государства: длительный
исторический процесс, возникает объективно, противоречия внутри, между
обществами, или между обществом и природой, в обозримом будущем не исчезнет.