Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является: рассмотреть особенности, причины происхождения государства и права.
В соответствие с поставленной целью, выделяю следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику первобытного общества;
2. Описать экономические и социальные отношения в первобытном обществе;
3. Изложить наиболее известные, на мой взгляд, теории происхождения государства и прав;
4. Рассмотреть основные причины происхождения государства и права.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Первобытное общество, ее экономическая и социальная основа
1.1. Общая характеристика первобытного общества 5
1.2. Экономические отношения в первобытном обществе 11
1.3. Социальные нормы в первобытном обществе 13
1.4 . Теории происхождения государства и права 14
Глава 2. Социально- экономические причины возникновения государства
2.1. Исторические предпосылки возникновения государства 27
2.2. Социально- экономические причины возникновения государства 29
Глава 3 Возникновение права
3.1. Понятие права 33
3.2. Признаки права 36
3.3. Причины возникновения права 39
Заключение 41
Библиография 43

Вложенные файлы: 1 файл

КРОВЬ и ПОТ.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение                                                                                                                 2

Глава 1. Первобытное общество, ее экономическая и социальная основа

1.1.           Общая характеристика первобытного общества                                5

1.2. Экономические отношения в первобытном обществе                          11

1.3. Социальные нормы в первобытном обществе                                       13

1.4  . Теории происхождения государства и права                                        14

Глава 2. Социально- экономические причины возникновения государства

2.1. Исторические предпосылки возникновения государства                              27

2.2. Социально- экономические причины возникновения государства          29

Глава 3 Возникновение права

3.1. Понятие права                                                                                        33

3.2. Признаки права                                                                                             36

3.3. Причины возникновения права                                                              39

Заключение                                                                                                           41

Библиография                                                                                                       43

 

 

 

 

 

Введение

Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

В основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.                                                        Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет проанализировать причины и условия их возникновения и развития государства и права глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты.                                          Государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Оно играет немаловажную роль в совершенствовании общества и определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает организацией всех граждан.                                                                      Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития.  каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.                                                                                                                                            Возникающие в обществе реформы, с новой силой, ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.                                                                                    Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.     Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что при анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.                            По этому целью моей работы является:  рассмотреть особенности, причины происхождения государства и права.

Предмет исследования – происхождение государства и права.

Объект исследования – причины и особенности происхождения государства и права.

В соответствие с поставленной целью, выделяю следующие задачи:

1.                  Рассмотреть общую характеристику первобытного общества;

2.                  Описать экономические и социальные отношения в первобытном обществе;

3.                  Изложить наиболее известные, на мой взгляд, теории происхождения государства и прав;

4.                  Рассмотреть основные причины происхождения государства и права.

Глава 1. Первобытное общество, ее экономическая и социальная основа

1.2.           Общая характеристика первобытного общества

Заря человеческой истории – это время возникновение человеческого общества. Понятие “Общество” давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Вспомним знакомые нам устойчивые словосочетание, в которое входило бы данное слово: общество книголюбов, дворянское общество, педагогическое общество. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже употребляя понятие «Общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества. Если и дальше двигаться в соответствие с этой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии.

В кратком философском словаре первобытное общество трактуется, как первая социальная экономическая формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. 1              Общественно – экономическая формация – исторически определенный способ производства и соответствующий ему общественный и государственный строй. В процессе производства материальных благ люди соединяются для совместной производственной деятельности. «Производственные отношения  в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, т.е. обществом, и притом образуют общество, находящиеся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным историческим характером».                                                                          Первые же государственные образования возникли около пяти тысяч лет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди существовали, не зная государства.                                                                                                                                                                            Род (или первобытное общество) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода.                                                                                                                              Общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали соответствующие им формы организации общественной власти и управления, в котором участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов, которое избирало старейшину, предводителей охоты и военных вождей. Для решения важных дел, собирался совет старейшин, вождей. Вождь был лишь первым среди равных, его власть покоилась на авторитете старшинства, знании обычаев и религиозных традиций, мудрости, ловкости, храбрости. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, выделенного из общества. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие[1]. Таким образом, общественную власть при родовом строе можно характеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, ни государственно-политических форм.                                                                                                                                            При первобытнообщинном строе, разумеется, были правила, регулирующие поведение членов коллектива. Это обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.[2]                                                                                                                                              Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные, мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы, создающие образцы для подражания.

На поздних стадиях существования родового строя все чаще происходит отпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований – братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое особое имя, язык или диалект, общие религиозные и бытовые обряды. Организация власти в племени основывалась на началах родоплеменной демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени. Органы племени содействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированию межродовых конфликтов и отношений с другими племенами. В ведении органов родовой общины продолжали оставаться основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения. Но по мере дальнейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам.

Особую методологическую ценность представляет, для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии  и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию». Это понятие ввел английский археолог Г.Чайдл в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолит (примерно 7-3 тыс. лет до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлообработке, керамическому производству.[3]

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он обозначается как революция. Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества. Для теории государства и права появляется наконец возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие – в обществах производящей экономики. Наш предок – кроманьонский человек занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений т.е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм.

10-12  тыс. лет назад               Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи, созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью, прежде всего, изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Производящая экономика к IV-III тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.[4] Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс. до н. э.). На следующем этапе социально-экономического развития (примерно к IV-III тыс. до н. э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ.[5] Этапы становления и развития раннеземледельческих обществ по своему социально-экономическому значению и характеристикам занимают особое и самостоятельное место в общем процессе развития человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования и расцвета цивилизации. Производящая «неолитической революции», экономика объективно вела к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов. Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов, а также работников систем контроля, за соблюдением регламентирующих норм. Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной), к дальнейшему социальному расслоению общества.                                                                       Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве.                                                                                                                                            Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства. Таким образом, «неолитическая революция» переход человечества к производящей экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

1.2 Экономические отношения в первобытном обществе

Ученые едины во мнении о том, что экономической основой первобытно - общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Наиболее устойчивой формой была родовая община.[6]              Она представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.                             

Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство было добывающим, т.е. люди получали готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. Все члены родовой общины, включая подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.                                                                                                                Неолитическая революция значительно изменила уклад жизни. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения.[7] Но вместе с тем возникла и возможность присвоения накапливаемых богатств отдельными группами индивидуумов.                            Конечно, процесс этот шёл крайне медленно и постепенно. Ни один человек, ни одна семья на данной стадии не могли существовать, не делясь продуктами своего труда с другими людьми, не получая от них постоянной помощи. Пока отсутствовало требование более или менее точного соответствия между тем, что человек давал другому, и тем, что он от него получил, эти отношения были формой уравнительного распределения. При трудовом способе распределения предполагалось возмещение всего полученного (продуктов, услуг и др.), то есть произошло превращение этих отношений из распределительных в обменные. Появление его способствовало зарождению обмена, при котором продукт начинает постепенно превращаться в товар. На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. Первоначальной его основой было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин. Сфера действия обмена последнего расширялась постепенно. Сначала она охватывала избыточный продукт. Затем в неё стали втягиваться и жизненно необходимые продукты.                                                                                     Усовершенствование труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как определённой экономической ячейки и возникновение известного имущественного неравенства. Избыточный продукт начал в своей массе сосредоточиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления расслоения. Возрастали размеры общин. В их состав теперь нередко уже входили сотни людей. Усложнялась структура общин. Они состояли из нескольких более или менее обособленных подразделений, которые, в свою очередь, могли делиться на части. Укреплялись связи между общинами.

1.3 Социальные нормы в первобытном обществе

В первобытном обществе действовали и определенные правила поведения. К ним прежде всего относились обычаи.                                                        Обычаи, т.е. устоявшиеся правила поведения, вошедшие в привычку играли огромную роль в родовой общине, потому как с помощью них регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. Закрепляющие существующий порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права.                                                                                                                На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода.                                                                                                                               Характерной особенностью данного этапа развития общества было то, что не сформировались еще отдельные институты - религия, искусство, этика. Поэтому не существовало отдельных видов норм, а были нормы, которые органически включали в себя комплекс религиозных, эстетических и социальных представлений о человеке и окружающем его мире. В современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм», специфичных для этого периода истории человечества.[8]                                                                                                                              Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период, имеют ряд признаков:[9]                                                                                                                                            1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.                                                                                    2) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;                                                                                                  3)обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);                                                                                                                                                                        4) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;                                                                                                  5)были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;                            6) выражали интересы всех членов рода и племени.                                                        7) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);                                           8) не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

Информация о работе Происхождение государства и права