Происхождение и исторические типы государства. Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:10, реферат

Краткое описание

Форма политической организации общества, признаками которой являются: наличие особого аппарата, осуществляющего функцию власти и обладающего монополией узаконенного применения насилия; право, закрепляющее определенную систему норм; населенная территория, на которую распространяются юридические нормы государства. В зависимости от характера базиса данного общества различаются исторические типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления: монархия, республика; с точки зрения государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство; по характеру функционирования политических институтов: авторитарное, демократическое, правовое, тоталитарное и др.».

Содержание

Введение

1. Происхождение государства

2. Исторические типы государства

3. Формы государства:

а) форма правления

б) форма государственного устройства

в) форма государственного режима

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 

в) форма государственного (политического) режима – это совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти. Основными здесь являются вопросы о том, как, каким способом, в какой форме осуществляется государственная власть.

Существует множество классификаций политических режимов. Однако к основе большинства из них лежат одни и те же критерии: степень политической свободы, наличие или отсутствие политического выбора, принципы, по которым строятся взаимоотношения между государством и гражданским обществом, наличие или отсутствие оппозиции, а также возможность ее открытого существования, тип политической культуры.

Выделяют три типа политических режимов:

1. Демократический режим характеризуется большой степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Основным источником власти является народ. Любой демократический режим предполагает равенство граждан в правах. Для демократических режимов также характерен принцип большинства.

Современные демократические  государства живут в соответствии с принципами либерализма. В политической сфере эти принципы проявляются в гарантированности прав и свобод граждан, в многопартийности, в принципе разделения властей, в возможности открыто критиковать власть. В экономической сфере принципы либерализма реализуются в неприкосновенности частной собственности, в свободе предпринимательства, конкуренции.

2. Авторитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах. Однако с демократическим режимом его объединяет высокая степень свободы в экономической сфере. Но деятельность всех средств массовой информации ограничена, а потому открытое выражение мнения народа через них оказывается частично заблокированным или даже вообще невозможным. В государствах с авторитарным режимом в силу высокой централизованности власти большую роль играет бюрократия. Это приводит к тому, что обратная связь между обществом и государством развита слабо или вообще отсутствует, а все решения, принимаемые властью, проводятся в жизнь силовым путем.

3. Для тоталитарного режима свойственно отсутствие у граждан права совершать политический выбор, отсутствие политического, идеологического и экономического плюрализма и невозможность оказывать воздействие на власть. Власть осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни, а не только в политической сфере. Наконец, тоталитарные режимы изолируются от остального мира. Примером тоталитарного общества могут служить нацистская Германия и Советский Союз в 1930-1940 годы.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение 

 

На основании вышеизложенного  можно сделать заключение, что  государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин.

Появление государства  было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего  развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д.

На разных этапах своего существования государства менялись, проходили определенные стадии развития, вследствие чего и выделили исторические типы государства, отражающие логику их исторического развития.

Государство в своей  правотворческой деятельности закрепляет господствующий политический (государственный) режим, облекая его в форму принципов, институтов, форм и методов взаимоотношений государства, общества и личности.

Таким образом, государство  может принимать несколько форм существования. Они могут складываться в процессе развития государства, как отдельного элемента мирового сообщества, так и в совокупности с другими странами и государствами. Взаимодействие государств или же наоборот возникающие противоречия приводят к тому или иному режиму управления и формы государства. При любых вариантах развития государства режимы и формы могут, как возникать и быть устойчивыми на протяжении длительного времени, так и изменяться в другие более сложные формы с учетом влияния НТП, мирового и внутреннего опыта, географической расположенности и политической устойчивости страны.

                                Список литературы

Васильев А.В. Теория права  и государства: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. Тема 22.

Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие. Ростов на/Д: Феникс, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е  изд. – СПб.: Питер, 2005.

Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2003.

Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М.: Изд-во РАГС, 2000.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник  для вузов. – М.: Норма, 2004.

 

1 См.: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999 г., с. 115.

2  Социологический энциклопедический словарь/ Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998 г., с. 58.

3 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2003. с. 199.

4 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2003. с. 200.

5 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2003. с. 201.

6 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2003. с. 202-203.

7 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

8 Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005.




Информация о работе Происхождение и исторические типы государства. Формы государства