Происхождение и классификация форм государства Аристотелем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:48, доклад

Краткое описание

Политика - наука о высшем благе человека и государстве. Цель политики - достижение счастья и благосостояния государства и человека.
Социум - основа политики и государства. Государство и др. социальные явления - естественные, а поскольку это так, то подходить к исследованию государства, политики надо исходя из естественных потребностей человека. А потому государство происходит из-за общения. Такие явления и приводят к возникновению государства.
на первом этапе - семья,
на втором - род
на третьем - государство.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация форм правления по Аристотелю.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Происхождение и классификация  форм государства Аристотелем.

Аристотель 384-322 гг до н.э.

Труды “Политика”, “Афинская полития”;

Платон  мне друг, но истина дороже.

Основатель  Ликейской школы.

Аристотель  воспитывал Александра Македонского, на эту должность его пригласил царь Филипп II. Идеи Аристотеля послужили идеями для Македонского.

Идеи:

Политика - наука о высшем благе человека и государстве. Цель политики - достижение счастья и благосостояния государства  и человека.

Социум - основа политики и государства. Государство и др. социальные явления - естественные, а поскольку это так, то подходить к исследованию государства, политики надо исходя из естественных потребностей человека. А потому государство происходит из-за общения. Такие явления и приводят к возникновению государства.

на первом этапе - семья,

на втором - род 

на третьем - государство.

Аристотель  говорит - человек по природе своей  существо политическое. Однако гос-во это не только вопросы предотвращения взаимных обид. По его мнению, гос-во появляется тогда, когда образуется общение между другими родами и семьями ради благой жизни. Но общаться могут граждане государства (свободные люди). Аристотель говорит - варвар и раб не равны человеку, поскольку возможно общение только свободных людей. Рабство - естественно и неизбежно, как и другие социальные явления. Раб - это разумное сочетание ума и физической силы. (Раб - instrumentum vocale - говорящее орудие.)

Не согласен с Платоном в отношении собственности. По мнению Аристотеля - общность в гос-ве недопустима, поскольку частная собственность коренится в природе человека. Он по своей природе готов обладать теми или иными благами жизни.

Аристотель  считает, что для государства  опасно иметь как чрезмерно богатых, так и бедных людей. Он говорит, что  надо урегулировать отношения собственности. С одной стороны устранить чрезмерное богатство, с другой не допускать бедности. Уравнивание возможно лишь на определенном среднем уровне. Если богатых низвести до уровня бедных они станут источником смут. Следует стремиться к среднему, но для этого предварительно посредством законов необходимо воспитать граждан и подготовить  их к таким порядкам. Говорит - величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за предметов первой необходимости.  Люди должны обладать собственностью, людям надо больше, их вожделения беспредельны.

Средний гражданин - опора порядка. При приоритете общей  цели должно быть усиленное влияние  гос-ва. Определенная часть собственности  может быть общей, но использоваться она должна для блага всех. Богатство не рок, а бедность - источник возмущений и преступлений. Аристотель подчеркивал вопросы связанные с оформлением такого государства и высказывался о формах государства.

Выделяет 2 критерия:

1.            количественный подход - кол-во людей, участвующих в правлении. (правление одного - тирания, правление немногих - олигархия, правление большинства - демократия; власть большинства он характеризует как политию и правление большинства - имеется виду представителей среднего строя.)

2.            правильные и неправильные формы - если гос-во стремится к общей пользы, то правильное (монархия, аристократическая форма (немногих лучших, полития ), если на удовлетворение своих интересов - неправильная (тирания, власть немногих богатых - олигархия, демократия - власть многих неимущих, заботящихся о собственной выгоде)

 

Лучшей  формой для Аристотеля является смешанная  форма, он смешивает 2 формы - олигархию  и демократию. Лучшая форма - полития. Т.е., когда богатые и благородного происхождения граждане могут поделиться своим богатством.

1 власть - законосовещательная

2 власть - управления

3 власть - судебная.

Тогда, когда это будет, богатые  и бедные перестанут существовать. Вместе с тем данная демократия должна обеспечиваться имущественным цензом. В демократиях, где власть отдается законам, - власть принадлежит демагогам.

Государства должны возникать в  результате грамотного правления, которое  могут осуществить только лица со средним достатком, опирающиеся  на закон. Гос-во из средних людей  будет иметь наилучший строй. Средние не стремятся к чужому добру как бедняки, но никто них и не посягает, потому жизнь протекает в спокойствии. Должности  в гос-ве   должны как выбираться, так и защищаться. Хоть выборы и  естественный процесс, гос-во должно контролировать лиц находящихся у власти.

Государство создается не для того чтобы жить, а чтобы жить счастливо. Вот тогда государство - это совершенный  союз свободных людей/

Государство - это там, где добродетельное воспитание, справедливые законы, соответствующее  место и климат. Должна быть обеспечена свобода. Свобода - там, где все по очереди подчиняются и управляют, где каждый живет как захочет в рамках закона.

Закон это выраженная политическая справедливость и он отождествляет  и закон и право. При применении закона необходимо учитывать не букву. А смысл, тогда закон обеспечит равенство и участие всех в управлении государства. И осуществлении правления приоритет отдается закону а не человеку. Кто требует, чтобы властвовал закон - требует чтоб властвовало божество и право. Люди подвержены слабостям и аффектам. Закон - мерило способное обеспечить стабильность.

Граждан следует приучать к выполнению и исполнению законов. По его мнению допустима систем наказаний. Цель - заставить следовать добродетели. По его мнению законопослушными могут стать граждане если применять воспитание, обучение, систему наград и наказание. Наказание - это лечение, а лечение производится противоположным приятному.

Задачи наказания - общая превенция, исправление и удаление. Допускается  изгнание. Наказание это восстановление справедливости. Но месть недопустима. Также различает умышленные, неумышленные и т.д.

За незнание закона люди несут ответственность, поскольку незнание законов - результат  небрежности.

Пьяный несет двойную ответственность, потому что принцип действия лежал в нем самом.

Справедливость - 1 уравнивающая (арифметическое равенство);

2 распределяющая (в зависимости  от положения в общ-ве и полезности) - геометрическое равенство.

Средства для достижения справедливости.

С помощью суда. (справедливое состоит в уравнивании собственного интереса и интересов общества. Общественное выше личного, а возникающие споры между людьми доступны суду). Судьи либо избираются, либо назначаются по жребию, а наиболее сложные дела решают совместно. Крайне необходимо иметь 8 Судов.

1.            для принятия отчетов должностных  лиц; 

2.            суд над лицами приносящим  ущерб гос-ву;

3.            суд над лицами совершающими  государственные преступления,

4.            по крупным торг сделкам; 

5.            об убийстве;

6.            об иностранцах; 

7.            по мелким торг делам; 

8.            споры между гражданам и должностными  лицами (омбудсман, административное  производство)

Право - политическая категория. Вне  государства право существовать не может. Соотв право делится на естественное право и право условное. Естественное право существует везде, а условленное право оформляется в виде закона. Естественное право - выше закона. Среди законов приоритет основанным на обычаи законам. Законы есть справедливые и несправедливые, но несправедливые тоже обязаны к исполнению. Человеческие действия состоят из единичных фактов, а законы излагаются в общей форме, поэтому законы надо изменять постепенно, а менять законы, значит ослаблять его силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Происхождение и классификация форм государства Аристотелем