Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 13:51, курсовая работа
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.1 Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
Введение………………………………..……………………………..................3 Глава1. Понятие и причины возникновения права….…………………........5 1.1 Понятие права…..………………………………………………..........5 1.2 Причины возникновения права………………………………….........7 1.3 Основные пути возникновения права…...……………………….......10 Глава 2. Теории происхождения права………………………………............12 2.1 Теологическая или божественная теория…………………………….12 2.2 Теория естественного права…………………………………………...14 2.3 Договорная теория………………………………………………..........15 2.4 Историческая теория…………………………………………………...19 2.5 Нормативистская теория…………………………………………….20 2.6 Психологическая теория………………………………………..........22 2.7 Марксистская теория…………………………………………...........25 Заключение.........................................................................................................27 Список использованной литературы............................................................30
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной
системы
(юридический факультет)
по дисциплине Теория государства и права
Происхождение права
Выполнил:
Научный руководитель:
Дата представления работы Работа защищена
………………………..2013 г. …..…………………2013 г.
Подпись……………………..
Иркутск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………..……………………
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА
1.1 Понятие права На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех аспектах.2
Каждый из аспектов своеобразный угол
зрения в понимании права. Надо отметить,
что в современной юридической науке сложились
в основном три подхода к пониманию права:
а) нормативный; б) социологический и в)
философский (его иногда называют нравственным).
Большую
роль в формировании права сыграли судебные
органы. Они содействовали разрушению
системы обычаев родового строя, закрепляя
в своих решениях нормы, которые соответствовали
новым порядкам. Постепенно возникает
прецедентное право, т.е. решение суда
по конкретному делу превращается в общую
норму (судебный прецедент). Письменность способствовала
развитию нормативного договора как
источника права, появлению публичного
правового договора.10 Становление
государства требовало все более прочного
закрепления правовых норм, придания им
высокой степени формальной определенности.
Возникающее
право опиралось на принудительную силу
государства, иначе бы ему не вытеснить
родовые обычаи. Формирующееся право преследовало
двоякую цель: с одной стороны - закрепление
классового (кастового, сословного) господства
и, с другой - установление и поддержание
единого для всего населения страны порядка
в общественных отношениях, без чего невозможна
нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового
порядка у некоторых народов способствовали
победоносные междоусобные или межгосударственные
войны. Государственное объединение
племен в единые народы способствовало
и правовой защите их внешнеполитических
интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся
межгосударственных союзов, установления
таможенных правил и т.п. Начинается формирование
зачатков международного права. Некоторые учёные не останавливаются
на перечисленном, и предлагают сформулировать
чёткие причины происхождения права:
1.Необходимость
установления единого порядка.
2.Необходимость
его поддержания.
3.Оформление
товарно-денежных отношений.
4.
Смягчение противоречий между различными
слоями общества.
1.3 Основные пути
Ученые правоведы, такие как: Алексеев
С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют
два пути возникновения права: восточный
и западный.
К первому
относятся государства, в которых приоритетным
является государственная собственность
на средства производства, правовые нормы
фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских
странах, законы Ману в Индии); ко второму
— страны, в которых приоритетным является
частная собственность, обеспечивающая
равные права собственников. Восточный путь происхождения права Восточный
путь происхождения права характерен
для стран, в которых господствующее положение
занимали государственная собственность.11
Был
обусловлен необходимостью вести масштабные
ирригационные работы, низкой орудийной
развитостью. Первоначально возникли
должности управляющих резервными пищевыми
фондами, управляющих распределением
продуктов, но со временем они обособились
в особую группу управленцев. Социальная
дифференциация в восточном обществе
происходила на основе политического
неравенства (функциональная система)
- положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной
и общественной форме собственности, частная
собственность не играет значимой роли.
Характерен для тех стран, в которых господствующее
положение занимала государственная собственность.
Право возникает и развивается
под воздействием религии и нравственности,
а основными его источниками становятся
религиозные положения (поучения) – Законы
Ману в Индии, Коран в мусульманских странах
и т.д.12 Нормы
носят казуальный характер и дополняются
в случае необходимости другими обычаями
или установлениями монарха. Западный путь происхождения права
Присущ
странам, где явно доминировала частная
собственность, которая устанавливала
равенство собственников, нормы отличаются
более высокой степенью формализованности
и определённости13. Очень
хорошо развито гражданское право. Право
возникает в результате имущественного
неравенства, появления частной собственности
и раскола общества на классы14. Земля,
главным образом, находится в частной
собственности. Идёт постоянная борьба
имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают
и наиболее высокие должности в государственном
аппарате. Афины - классический пример
такого пути возникновения права. Спарта
- это государство отличается от афинского
тем, что основную массу населения составляли
захваченные спартанцами племена. Необходимость
руководить ими и держать в повиновении
потребовалось создание новых актов.15 Рим
- здесь складывается похожая ситуация,
но в процесс становления и формирования
права активно вмешивается третья сила
- плебс.
2.ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:
- теологическую (божественную) теорию,
- теорию естественного права,
- договорную теорию,
- историческую,
- нормативистскую теория,
- психологическую,
- марксистскую теорию
2.1 Теологическая или божественная теория
Теологическая теория является одной из самых ранних теорий происхождения права. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период средневековья.16 В настоящие время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.17 Самым известным ее представителем считается средневековый ученный-богослов Фома Аквинский. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства и права, Бог18. Правовые нормы - это нравственные правила жизни , которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни . Понятие права связывалось со справедливостью , а в последствии с правосудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Право вечно как и сам Бог. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Большинство религиозных мыслителей утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Она обосновывала свои свои утверждения о существовании высшего божественного закона на основе толкования Библии и других религиозных книг.19
Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношения человека не к самому себе, а к другим людям и стоит в воздании каждому ему принадлежащего.20 В эпоху капитализма теологическая теория нашла выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этой теории был Жак Маритен (1882-1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом – Богом. Право представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и поступков человека с так называемыми нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножения блага и помогают избегать зла.
Главное несомненное достоинство теологической теории является то что она одна из первых связало право с добром и справедливостью. Рассматриваемая теория не опирается на научные доказательства и аргументы, она опирается на веру.
2.2 Теория естественного права. Вопрос о естественном праве и его теории, писал еще в начале двадцатого века известный российский юрист Е.Н. Трубецкой, «есть центральный, жизненный вопрос философии права», о котором философы и ученные спорят с самого момента его зарождения.21 Таким же значительным вопрос остается и по ныне.22 Представители этой теории Г. Гроций и Б.Спиноза, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, П.Гольбах, Ш. Л Монтескье. Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости . Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из не изменой природы человека. Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. Естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству.23 Их не кто человеку не дарует. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как идеал, эталон всеобщей справедливости.24 Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. В естественно – правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Естественное право, как совокупность естественных прав и свобод человека, воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право не должно противоречить ему. Различие «естественного права» и « позитивного права» присуще и современной юридической науке, оно так же нашло свое закрепление в действующей Конституции Российской Федерации, где в ч 2, ст. 17 записано: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».25 Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек.