Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” является единой централизованной системой органов России, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей ее территории, уголовное преследование, в соответствии с предоставленными прокуратуре полномочиями, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это в полной мере относится и к военной прокуратуре - специализированному органу, действующему в Российских Вооруженных Силах, который является неотъемлемой частью системы органов прокуратуры Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Prokurorsky_nadzor (2).doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Введение

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” является единой централизованной системой органов России, осуществляющих надзор за исполнением законов на всей ее территории, уголовное преследование, в соответствии с предоставленными прокуратуре полномочиями, а также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это в полной мере относится и к военной прокуратуре - специализированному органу, действующему в Российских Вооруженных Силах, который является неотъемлемой частью системы органов прокуратуры Российской Федерации. Военная прокуратура - выполняет задачи, возложенные на нее законом “О прокуратуре Российской Федерации” , направляет свою деятельность на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах, охрану от всяческих посягательств безопасности России, боеспособности и боеготовности ее Вооруженных Сил, прав, свобод и законных интересов военнослужащих, войсковых частей, учреждений, организаций Вооруженных Сил, а также воинской дисциплины и установленного порядка несения военной службы. Причем необходимо отметить, что термин “специализированный орган” приемлем в отношении военной прокуратуры по причине специфичности сферы ее деятельности и ни в коей мере не уменьшает ее значения, а, наоборот, подчеркивает значимость выполняемых военной прокуратурой функций.

Понятие, значение и формы взаимодействия военного прокурора и правоохранительных органов

 

 

Сам по себе термин “взаимодействие” отсутствует в законе, но он широко используется и в теории и на практике. Что же такое «взаимодействие»? Раскрывая данное понятие необходимо учитывать его смысловое значение. В широком смысле “взаимодействие” выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. В нашем случае взаимодействие выражается в тесном сотрудничестве Военной прокуратуры и других ПО, ведь у них есть наличие общих целей и задач, а как мы знаем разобщенность в целях и задачах ведет потере смысла взаимодействия Говоря о единстве задач и целей, необходимо отметить, что укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью - являются едиными задачами для всех правоохранительных органов.

 

Так в чем же проблема взаимодействия ВП и других ПО?

Приведем пример:

Необходимым условием взаимодействия является согласованность действий всех его субъектов во времени. К примеру, если информация о правонарушениях поступает от командования воинских частей тогда, когда эти нарушения уже выявлены другими способами (прокурорской проверкой, поступил сигнал от других лиц и т.д.) , то такое “взаимодействие” навряд ли будет эффективным. Поэтому, каждый из субъектов должен четко понимать отведенную ему во взаимодействии роль и своевременно включаться в деятельность другого субъекта.

Но не стоит  думать, что взаимодействие - явление периодическое и прибегают к нему по мере необходимости. Взаимодействие - это очень сложный, динамичный и непрерывный процесс. Он охватывает собой почти все сферы деятельности военного прокурора, однако не всегда взаимодействию уделяется должное внимание. Любой военный прокурор так или иначе взаимодействует и с правоохранительными органами и с органами военного управления, но как и любой другой работник военной прокуратуры, он может поддерживать личные отношения с представителями вышеупомянутых органов. То есть может выработаться понимание духа товарищества, осознание выполнения общего дела, взаимовыручка (в правильном понимании этого слова), что может значительно повысить эффективность работы всех вышеуказанных органов, сэкономить драгоценное время, которое можно с пользой использовать на других направлениях деятельности военного прокурора.

Необходимо отметить, что взаимодействие должно осуществляться в соответствии с предписаниями законов подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что правовую основу взаимодействия составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” , Положение о Военной прокуратуре, приказы Генерального прокурора Российской Федерации и другие нормативно - правовые акты, регулирующие данную область деятельности. Однако сложность данного вопроса состоит в том, что регламентация как таковая в законе отсутствует, да и сам термин, как уже отмечалось, в законе не используется, а там, где говорится о взаимодействии используется его синоним - термин “координация“.

Роль планирования

Говоря о правовой регламентации взаимодействия необходимо отметить и роль планирования в его  осуществлении. В планах работы прокуратур формулируются основные задачи на данный период, точно определяются главные  звенья работы и все меры организационного обеспечения запланированных мероприятий, в том числе и взаимодействия, начиная с взаимодействия всех прокуроров и отделов прокуратуры, и заканчивая взаимодействием прокуратуры с другими органами. При планировании взаимодействия военный прокурор учитывает ряд важных факторов и, прежде всего, состояние законности в обслуживаемых войсковых частях и на всей территории административной единицы, задачи территориальных правоохранительных органов, структуру и динамику преступности и т.д. Всю эту информацию военный прокурор получает в ходе уже организованного взаимодействия на предыдущий период, а также в ходе участия в координационных совещаниях с представителями территориальных правоохранительных органов, командованием воинских частей.

Планирование взаимодействия на текущий период времени позволяет подойти к взаимодействию с научной основой, регламентировать этот процесс в правовом отношении, находить наиболее эффективные формы его осуществления. Исходя из этого, можно сказать, что план работы военной прокуратуры на данный период также входит в правовую основу организации и осуществления взаимодействия военного прокурора с командованием и правоохранительными органами.

Следовательно

Взаимодействие органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и судов  состоит в согласованности их действий, направленных на укрепление законности и правопорядка, предупреждение и искоренение преступлений, воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и уважения законов, осуществляемых в пределах компетенции этих органов способами и методами, свойственными каждому из них.

Исходя из вышеизложенного, к данной теме, можно сказать, что взаимодействие военного прокурора с и правоохранительных органов - это основанное на законе, согласованное по месту, целям и времени направление деятельности военного прокурора, командования воинских частей и других правоохранительных органов по решению стоящих перед ними задач в правоохранительной сфере деятельности.

формы взаимодействия военного прокурора с другими правоохранительными органами

При определении понятия форм взаимодействия следует исходить из основополагающего, философского понимания формы, как  связи и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явления. Такой подход позволяет рассмотреть формы взаимодействия как способ организации и осуществления взаимодействующими органами совместной деятельности по решению стоящих перед ними задач.

Как следует из данного определения, формы взаимодействия можно подразделить на 2 вида: во-первых - это формы организации взаимодействия, а во-вторых - формы его осуществления.

Формы организации взаимодействия показывают, каким образом одна сторона  побуждает другую сторону к выполнению тех действий, которые необходимы для нее на данном этапе. Например, направление военным прокурором органу дознания отдельного поручения или указания по производству следственных и розыскных действий, привлечение других лиц к совместному рассмотрению выявленных нарушений и др.

Формы осуществления взаимодействия показывают, каким образом его участники решают стоящие перед ними задачи. Такими формами в рассматриваемом взаимодействии являются, например, оказание органом дознания содействия военной прокуратуре при производстве отдельных следственных действий, принятие незамедлительных мер к устранению выявленных в ходе проверки нарушений и др.

В Положении о военной прокуратуре закреплены важные формы взаимодействия военных прокуроров и органов военного управления.

Одна из важнейших  форм взаимодействия - взаимный обмен информацией о преступлениях и происшествиях, о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в обслуживаемых воинских частях, а также о состоянии дел в территориальных правоохранительных органах. Информация необходима военному прокурору для оперативного и надлежащего реагирования на нарушения законности. Поэтому военный прокурор должен постоянно обладать своевременной и объективной информацией. Постоянное поступление такой информации является одной из главных задач военного прокурора по правильной организации своей работы. Воинскими уставами, другими законодательными и ведомственными актами установлена обязанность определенных должностных лиц войсковых частей и учреждений уведомлять органы военной прокуратуры о совершенных преступлениях и происшествиях.

Вместе с тем  есть и примеры неудач, причина  которых заключалась в разобщенности  и несогласованности действий военной  прокуратуры и оперативных работников вышеуказанных органов.

Так порой информация из отделов ФСБ о совершенных или готовящихся правонарушениях поступает в военную прокуратуру с опозданием, что не позволяет оперативно закреплять доказательства в установленном уголовно-процессуальном порядке и ведет к их утрате, создает предпосылки к затягиванию сроков проведения следствия. Иногда материалы, представляемые в военную прокуратуру содержат поверхностные и не конкретные объяснения, а явки с повинной получены с нарушением требований закона и не оформляются протоколами, изъятие вещественных доказательств производится ненадлежащим образом и т.п.

Заключение

Считаем, что  необходимо законодательное закрепление  термина «взаимодействие», так отсутствие его в законе может провоцировать его толкование субъектами взаимодействия по своему, что приведет к дальнейшим коллизиям между ПО.

Ведь так или  иначе совершенствование взаимодействия военного прокурора с иными правоохранительными органами является одной из предпосылок повышения эффективности работы военной прокуратуры.

При этом совершенствование взаимодействия военной прокуратуры с названными органами при осуществлении ею своей деятельности должно идти по таким направлением, как:

- тесного согласования действий (мероприятий) , направленных на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, в особенности в войсковых частях, неблагополучных по состоянию воинской дисциплины и законности;

- совершенствования взаимного обмена информацией о преступлениях и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области ;

- более частого проведения совместных проверок исполнения законов, других совместных мероприятий (совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений и т.д.);

- проведения совместных занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений законов, и обстоятельств, способствующих им.

 


Информация о работе Прокурорский надзор