Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:16, курсовая работа
В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре».
Введение
1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокуратуры
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Заключение
Список литературы
В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных данным Законом.9
Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
В этой же
статье Конституции определен порядок
назначения и освобождения от должности
Генерального прокурора РФ, а также
нижестоящих прокуроров. Данным конституционным
положением закреплена независимость
прокурорского надзора от иных ветвей
государственной власти и обеспечено
ее самостоятельное
Однако
специфика федеративного
Однако
органы власти субъектов РФ не имеют
права принимать никаких
Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.
Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.
Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах. Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Например,
в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД
по требованию прокурора, обеспечивающих
ОРД, руководители этих структур обязаны
представить им оперативно-служебные
документы, включающие в себя дела оперативного
учета, материалы о проведении оперативно-розыскных
мероприятий с использованием оперативно-технических
средств, а также учетно-
Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.
Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:
1) возбуждать
производство по делу об
2) участвовать
в рассмотрении дела об
3) приносить
протест на постановление по
делу об административном
Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести Указы Президента РФ от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации», от 01.08.2007 № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» и др.
Важную
роль в организации и деятельности
прокуратуры играют нормативные
правовые акты, исходящие от Генерального
прокурора РФ. Закон о прокуратуре
предоставляет Генеральному прокурору
РФ право издавать обязательные для
исполнения всеми сотрудниками прокуратуры
приказы, распоряжения, указания и инструкции,
определяющие и разъясняющие вопросы
организации деятельности органов
прокуратуры, а также реализации
мер материального и
Нормативные
правовые акты, издаваемые Генеральным
прокурором РФ, должны соответствовать
следующим требованиям: во-первых, приниматься
уполномоченным на это должностным
лицом прокуратуры (Генеральным
прокурором РФ или его заместителями);
во-вторых, не противоречить Конституции
и федеральному законодательству; в-третьих,
быть обязательными для исполнения
всеми прокурорами и
Заключение
Прокурорский надзор — один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура — единая централизованная система органов государства.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Законом «О прокуратуре» и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными договорами (соглашениями).
На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально - экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и других республик в составе Российской Федерации, прав других национально - государственных и административно - территориальных образований, местных представительных органов, органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и движений прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Список литературы
1 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации"
2 Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2007. - 480 с.
3 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
4 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.
5 Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2008. – 356 с.
6 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.
7 Скуратов Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы Российской Федерации // Законность. 1997. № 3. С. 7.
8 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.
9 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009) "О прокуратуре Российской Федерации"
10 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
11 Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А. Я. Сухарева. М.: Норма, 2007. - 480 с.
12 Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2006.- 140 с.
13 Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. — 460 с