Прокурорский надзор за исполнением федеральной службой безопасности законов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:28, доклад

Краткое описание

Прокурорский надзор является мощным инструментом обеспечения законности. Квалифицированное использование его возможностей выступает и весьма эффективным средством предупреждения нарушений законов. Остановимся на некоторых моментах становления прокурорского надзора за деятельностью отечественных спецслужб.
История прокурорского надзора свидетельствует, что деятельность спецслужб с момента их создания находилась практически вне контроля со стороны каких-либо государственных органов будучи подотчетной напрямую высшему партийному руководству вначале РСФСР, а затем СССР.

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор за исполнением федеральной службой безопасности законов РФ.docx

— 28.28 Кб (Скачать файл)

в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания.

При этом иметь в виду, что сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления  контрразведывательной и разведывательной деятельности органов федеральной  службы безопасности в предмет проверок не входят.

Проверки должны проводиться  только теми прокурорами, на которых  возложено непосредственное осуществление  надзорных функций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных  за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направляются для сведения соответствующим  начальникам органов федеральной  службы безопасности.

У уполномоченных прокуроров должна быть оформлена соответствующая  форма допуска для работы со сведениями, составляющими государственную  тайну.

Прокуроры должны выписывать соответствующее предписание на проведение проверки и предъявлять  его начальнику органа федеральной  службы безопасности.

Предписание оформляются  на официальном бланке прокуратуры. В предписании нужно указать  фамилию, имя, отчество и должность  уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а также  при необходимости - другие сведения, вытекающие из ведомственных нормативных  документов.

В управлениях и отделах (на правах управлений) Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры  предписания подписываются начальникам  соответствующих подразделений, заверяются их печатями подразделений по защите государственной тайны.

В управлениях Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  в федеральных округах предписания  подписываются начальникам управлений и заверяются их печатями управлений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписываются руководителям прокуратур, заверяются их печатями подразделений по защите государственной тайны.

В прокуратурах районов и  городов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписываются прокурорам и заверяются их печатями прокуратур. Если уполномоченным прокурором назначен прокурор района или города, приравненный к нему военный или иной прокурор, предписание в установленном порядке выдается вышестоящим прокурором и незамедлительно направляется по назначению.

Оперативно - служебные материалы  и иные документы изучаются в  установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов  федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности.

Истребование таких материалов в прокуратуру производить в  исключительных случаях.

При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам он вправе :

знакомиться с нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими  порядок проведения оперативно-розыскных  мероприятий, с учетно-регистрационной  документацией, а также материалами  дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок (далее - дела оперативного учета);

принимать предусмотренные  уголовно-процессуальным законодательством  меры к отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении  или отказе в возбуждении уголовных  дел, а также других незаконных решений  начальников органов федеральной  службы безопасности при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности;

требовать письменные объяснения от должностных лиц органов федеральной  службы безопасности, допустивших нарушения  закона при реализации своих полномочий по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;

принимать меры к устранению выявленных нарушений закона, привлечению  виновных должностных лиц к ответственности, а также отстранению их от участия  в работе по делам оперативного учета;

в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке проводить  проверки в отношении сотрудников  органов федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, в действиях которых  усматриваются признаки состава  преступления;

при необходимости давать письменные указания об осуществлении  по уголовным делам дополнительных оперативно-розыскных мероприятий  либо требовать прекращения проведения таких мероприятий;

высказывать предложения  о направлениях работы по делам оперативного учета.

Прокурорам субъектов  Российской Федерации, приравненным к  ним специализированным прокурорам необходимо не реже одного раза в полугодие  о результатах надзора за законностью  осуществления оперативно-розыскной  деятельности органами федеральной  службы безопасности информировать  Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам в те же сроки - Главную военную  прокуратуру. О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно.

Управлениям Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  в федеральных округах, Главной  военной прокуратуре каждое полугодие  анализировать состояние законности при осуществлении органами федеральной  службы безопасности оперативно - розыскной  деятельности, а также практику прокурорского  надзора.

Итоговые справки направляются для обобщения в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности.

Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам  территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, подчиненных подразделений необходимо:

представлять уполномоченным прокурорам перечни дел оперативного учета с указанием их условных наименований, регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеров  журналов, в которых они зарегистрированы;

по требованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном объеме дела оперативного учета и  регистрационные документы, а также  иные оперативно - служебные документы, необходимые для оценки законности проведения оперативно - розыскных  мероприятий;

создавать прокурорам условия, обеспечивающие надлежащую организацию  и проведение проверок.

Предъявление уполномоченным прокурорам оперативно-служебных материалов должны производиться в порядке  ведения секретного делопроизводства, установленном нормативными актами.

Начальники подчиненных  подразделений после получения  предписаний о проведении проверок должны незамедлительно письменно  информировать об этом соответствующие  территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках.

Руководители (начальники) подразделений  ФСБ России, начальники территориальных  органов безопасности и органов  безопасности в войсках в течение  суток после получения сообщений  о проведении проверок должны письменно  информировать об этом Инспекторское  управление ФСБ России (начальники органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России).

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках  органов федеральной службы безопасности, а также о лицах, оказывающих  или оказывавших органам федеральной  службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, предоставляются уполномоченным прокурорам только с письменного  согласия указанных лиц и сотрудников, за исключением тех случаев, когда  требуется их привлечение к уголовной  ответственности.

Подлинники документов, исполненных  лицами, оказывающими органам федеральной  службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, и (или) факсимильные копии (в  том числе фото- и ксерокопии) представлению не подлежат.

Дела оперативного учета  и иные оперативно-служебные документы, в том числе судебные решения  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий, относящиеся к разведывательной и контрразведывательной деятельности (государственная измена, шпионаж), представляются для проверки при  наличии у прокурора данных, свидетельствующих  о нарушении органами федеральной  службы безопасности законодательства Российской Федерации.

Для надзора за соблюдением  разрешенных сроков проведения оперативно-технических  мероприятий по делам оперативного учета указанной категории прокурорам предоставляются специально предназначенные  для этого оперативно-служебные  документы. Установочные данные о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета, в таких  документах не отражаются.

По окончании проверок составляются справки с указанием  фамилии, имени, отчества уполномоченных прокуроров, сроков, проверенных подразделений, материалов (без указания установочных данных проходящих по ним лиц), выводов, предположений прокуроров, выявленных недостатков, нарушений и принятых мер по их устранению.

Начальники подчиненных  подразделений справки направляют в соответствующие территориальные  органы безопасности и органы безопасности в войсках не позднее трех суток  после окончания проверок.

Руководителями (начальниками) подразделений ФСБ России, начальникам  территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках  письменно информируется Инспекторское  управление ФСБ России о результатах  прокурорских проверок не позднее пяти суток после их окончания (начальникам  органов безопасности в войсках - через УВКР ФСБ России). О выявленных нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных  мероприятий, ограничивающих конституционные  права человека и гражданина, сообщается незамедлительно.

Контроль за выполнением  настоящего указания Генеральной прокуратуры  «О порядке осуществления прокурорского  надзора за исполнением ФЗ «Об  ОРД» органами федеральной службы безопасности»  возлагается на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации  по направлениям деятельности и заместителя  Директора - начальника Инспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Указание направляется:

начальникам управлений и  отделов (на правах управлений) Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и  иным специализированным прокурорам;

руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам  территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках.

Его содержание доводится  до сведения подчиненных работников.


Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением федеральной службой безопасности законов РФ