Противодействие коррупции в России на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:49, курсовая работа
Краткое описание
Целью данного исследования - является исследование противокоррупционных мер в России, а так же отражение недостатков и пробелов в законодательстве, так как не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Противодействие коррупции в России: историко-правовой аспект 5 1.1 Понятия и формы коррупции 5 1.2 Причины возникновения коррупции на современном этапе 11 Глава 2. Противодействие коррупции в России на современном этапе 16 2.1 Правовая база организации противодействия коррупции в системе государственной власти 16 2.2 Меры и методы по борьбе с коррупцией 23 Заключение 28 Список использованной литературы 30
Глава 1. Противодействие коррупции
в России: историко-правовой аспект 5
1.1 Понятия и формы коррупции 5
1.2 Причины возникновения
коррупции на современном этапе 11
Глава 2. Противодействие коррупции
в России на современном этапе 16
2.1 Правовая база организации
противодействия коррупции в
системе государственной власти 16
2.2 Меры и методы по
борьбе с коррупцией 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение
На сегодняшний день тема коррупции
в России в условиях современных рыночных
отношений и построения правового государства,
несомненно, является актуальной. И это
не удивительно, ведь масштабы этого явления
достаточно велики, чтобы, наконец, с полной
серьезностью отнестись к возникшей проблеме.
Наша страна является одной из наиболее
коррумпированных стран мира, и ее «успехи»
в этом существенно опережают достижения
национальной экономики, что, по сути,
не самая приятная новость. Коррупция
как общественное явление // УТРО: ежедневная
электронная газета, 2009, 4 июля
Коррупция описывается в СМИ
как серьезный барьер на пути здорового
развития общества, социальное зло, требующее
вмешательства и устранения. Но эффективная
борьба с этим негативным явлением невозможна
без достаточно полного и точного знания
его сущности, конкретных условий возникновения
и последствий.
Целью данного исследования
- является исследование противокоррупционных
мер в России, а так же отражение недостатков
и пробелов в законодательстве, так как
не выработана государственная стратегия
противодействия этому масштабному явлению,
не принят ряд важнейших антикоррупционных
законов и иных общественно значимых документов,
а меры, которыми сегодня пытаются оказать
на нее воздействие, оцениваются профессионалами
в большей степени как имитация государственной
активности, поскольку они изначально
малоэффективны.
Для достижения данной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения
коррупции и противокоррупционных
мер в России.
2. Рассмотреть причины
и борьбу с коррупцией, а так
же её правовые аспекты в
России на современном этапе.
3. Исследовать антикоррупционные
меры на современном этапе
становления России.
4. Разработать методы
борьбы с коррупцией в сфере
экономики.
Объектом исследования являются
общественные отношения возникающие по
поводу совершенных противоправных деяний.
Предметом исследования является
коррупция как социально - экономическое
явление, ее сущность, основные элементы
и принципы.
Актуальность исследования
чрезвычайно высока. На протяжении многих
веков государство принимает различные
меры по борьбе с коррупцией, однако до
сих пор не найдены наиболее эффективные
и это явление продолжает оставаться острой
проблемой и сегодняшнего дня.
Научная новизна исследования
обусловлена самой постановкой проблемы
являются ли выводы по темам, предложения
о создании единой независимой комиссии
по борьбе с коррупцией, потому что организованная
преступность возрастает именно в обществе
с наиболее высоким процентом коррумпированности.
В работе подводятся итоги,
формулируются выводы и предложения автора,
выделяются вопросы, имеющие наибольшую
ценность для деятельности юридических
органов задействованных в сфере борьбы
с коррупцией и сопровождающей ее организованной
преступностью. Рассматриваются вопросы
укрепления законности и правопорядка,
осуществления эффективного метода борьбы
с указанным злом.
В исследовании использовались
как памятники права, так и современные
нормативно-правовые акты, публикации
отечественных правоведов, монографии,
статьи периодической печати и справочная
литература.
Глава 1. Противодействие
коррупции в России: историко-правовой
аспект
1.1 Понятия и
формы коррупции
С явлением коррупции история
знакома уже очень давно. Еще Аристотель
говорил: «Самое главное при всяком государственном
строе - это посредством законов и остального
распорядка устроить дело так, чтобы должностным
лицам невозможно было наживаться».1 Впервые цивилизованное человечество
столкнулось с явлением коррупции в самые
древнейшие времена, позже находим ее
признаки по существу повсеместно.
Например, одно из древнейших
упоминаний о коррупции встречается еще
в клинописях древнего Вавилона. Как следует
из расшифрованных текстов, относящихся
к середине третьего тысячелетия до нашей
эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином
весьма остро стояла проблема пресечения
злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших
незаконные вознаграждения.2
Тема коррупции обнаруживается
и в библейских текстах. Более того, о ее
наличии и вреде с горечью говорят многие
авторы. Например, в одной из книг библии
Книге премудрости Иисуса сына Сирахова
отец наставляет сына: «Не лицемерь перед
устами других и будь внимателен к устам
твоим. Да не будет рука твоя распростерта
к принятию. Не делай зла, и тебя не постигнет
зло; удаляйся от неправды и она уклонится
от тебя. Не домогайся сделаться судьею,
чтобы не оказаться бессильным сокрушить
неправду, чтобы не убояться когда-либо
лица сильного и не положить тени на правоту
твою...». Библия. Сирах. 1, 29, 4, 9. С. 644. Нетрудно
заметить, что сам характер наставлений
свидетельствует, что библейскому обществу
были достаточно знакомы факты подкупа
судей и нечестного правосудия. Не избежала
проявлений и расцвета коррупции и античная
эпоха. Ее разрушительное влияние было
одной из причин распада Римской империи.
Термин «коррупция» происходит
от латинского слова «corrumpere" - подкупать.
Современное значение он приобрел в Европе
в XV-XVI веках. На международном уровне свое
нормативное закрепление термин получил
в резолюции «Практические меры борьбы
с коррупцией», подготовленной секретариатом
8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушениями, проходившего
в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В резолюции
речь идет о «нарушениях этического (нравственного),
дисциплинарного, административного и
уголовного характера, выражающихся в
противозаконном использовании своего
служебного положения субъектом коррупционной
деятельности».3
В широком смысле коррупция
- это прямое использование должностным
лицом прав, связанных с его должностью
в целях личного обогащения; продажность,
подкуп должностных лиц, политических
деятелей. В более узком смысле, под коррупцией
обычно понимают ситуацию, когда должностное
лицо принимает противоправное решение,
из которого извлекает выгоду какая-либо
другая сторона (например, фирма, получающая
государственный заказ вопреки установленной
процедуре), а само должностное лицо получает
незаконное вознаграждение от этой стороны.
Типична ситуация, когда чиновник, обязанный
по закону принять определенное решение
по отношению к некоторому лицу (к примеру,
выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса),
создает для этого искусственные незаконные
преграды, чем понуждает своего клиента
к даче взятки, что, как правило, и происходит.
Эта ситуация соответствует традиционному
понятию коррупции, потому что она сопряжена
с дачей и принятием взятки.
Суммируя сказанное можно сделать
вывод, что коррупция своими корнями уходит
очень далеко, проблема была всегда, но
сейчас она стала проявлять себя в более
устрашающих формах, без промедления необходимо
сосредоточить усилия на ограничении
сферы приложения ее проявлений, снижении
степени ее влияния, минимизации вредных
последствий, чтобы в конечном итоге свести
ее до приемлемого социально терпимого
уровня.
Коррупция - явление отнюдь
не новое в жизни общества, оно имеет многовековую
историю и присуще буквально всем государствам.
Говорить о том, что коррупция возникла
в современной России, не приходится, поскольку
она существовала столько же, сколько
существует государственность, только
проявлялась она в разных формах.
Исторически различающимися
в российском общественном мнении и праве
формами коррупции были мздоимство - получение
в нарушение установленного законом порядка
лицом, состоявшим на государственной
или общественной службе, каких-либо преимуществ
за совершение законных действий (бездействия)
по службе, и лихоимство - получение тем
же лицом каких-либо преимуществ за совершение
по службе незаконных действий (бездействия).4
Мздоимство и лихоимство могут
проявляться на всех уровнях системы власти,
при этом объемы сумм и масштабы вредного
воздействия на общество могут бесконечно
варьироваться. В наше время наиболее
характерными и распространенными формами
проявления коррупции являются взяточничество,
подкуп государственных и общественно-
политических деятелей, чиновничества,
незаконный протекционизм и др.5
Благоприятной почвой для коррупции
служат огосударствление общественной
жизни, бюрократизация общества и государства,
чрезмерная централизация управления,
процветание теневой экономики, отказ
от реальной демократии и т.д. Особенно
широкие масштабы коррупция приобретает
в кризисных ситуациях, в периоды разложения
социально политических режимов, падения
общественных нравов.
Различают несколько форм коррупции:
· низовая (мелкая, повседневная);
· вершинная (крупная, элитарная).
Наиболее распространена и
наиболее опасна коррупция во властных
структурах, коррупция, связанная с использованием
административного ресурса (политическая
коррупция, которая может выступать и
в форме низовой коррупции - взятка за
регистрацию предприятия, и в форме вершинной
- использование административного ресурса
для получения "нужного" результата
выборов). Помимо неэффективного расходования
материальных и финансовых ресурсов политическая
коррупция приводит к дискредитации демократических
ценностей, к росту недоверия властям.
Эти явления имеют одинаковую
природу и отличаются лишь тем, что, если
коррупционер получает вознаграждение
за услуги по взаимному согласию с предпринимателем,
то чиновник-рэкетир вымогает взятку у
бизнесмена помимо его воли. В случае,
когда обе заинтересованные в коррупционной
сделке стороны принадлежат к одной организации,
принято говорить о "вертикальной"
коррупции. Она, как правило, выступает
в качестве моста между коррупцией вершинной
и низовой. Масштабная низовая коррупция
и бюрократический рэкет предельно опасны,
поскольку, во-первых, создают благоприятный
психологический фон для существования
остальных форм коррупции и, во-вторых,
взращивают вертикальную коррупцию. Последняя
же является исходным материалом для формирования
организованных коррупционных структур
и сообществ.
Известно, что взаимодействие
власти с гражданином возникает в двух
случаях:
Во-первых, когда власть должна
предоставить ему некоторые услуги (дать
разрешение, предоставить справку). В подобных
ситуациях коррупции способствует:
- сохранение широкой сферы
государственных услуг, охваченных разрешительным
принципом;
- незнание гражданами своих
прав на получение услуг и обязанностей
чиновников на их предоставление;
- сокрытие чиновниками информации
о своих обязанностях и правах граждан;
- усложненность бюрократических
процедур;
- монополия ведомств на предоставление
услуг;
- структурные особенности органов
власти, при которых одно ведомство обладает
полномочиями принимать властные решения,
и оказывать услуги.
Во-вторых, когда власть, выполняя
свою ограничивающую и регулирующую функцию,
обязывает гражданина поделиться своими
ресурсами с государством, взыскивая обязательные
платежи или налагая штрафы за нарушения
действующих норм. В этих ситуациях коррупции
способствует отсутствие удобных процедур
реализации гражданином своих обязательств,
а также неадекватность штрафов, способствующих
уклонению от их уплаты с помощью взяток.
Никаких других законов, кроме
законов административного права, при
этих действиях чиновник не нарушает.
Это следует понимать как то, что взятка
в этом пространстве чаще всего выступает
как официальная оплата дополнительных
услуг. Например, установление платы за
выдачу и оформление каких-либо документов,
в несколько раз превышающей затраты на
эту операцию, причем администрацией цена
устанавливается самостоятельно, без
утверждения комитетом по ценам и антимонопольным
комитетом, поскольку в этом случае администрация
в оказании этой услуги выступает как
исключительный монополист.
Любая форма коррупции предполагает
наличие человека, имеющего возможность
распоряжаться не принадлежащими ему
ресурсами, принимая или не принимая те
или иные решения. В случае если этим человеком
является государственный служащий, мы
имеем дело с государственной коррупцией;
если это сотрудник коммерческой или общественной
организации, речь может идти о коррупции
в негосударственном секторе экономики.
Формы коррупции в системе государственной
службы весьма разнообразны. Они могут
проявляться в виде:
- вознаграждения за получение
выгодных контрактов в форме оплаты якобы
консультационных услуг, установления
непомерно высоких гонораров за публикации
или лекции;
- служебного мошенничества
и других формах хищения;
- получения "комиссионных"
за размещение государственных заказов;
- оказания государственным
служащим разного рода услуг и иных «знаков
внимания»
- поездок в заграничные командировки,
на отдых и лечение за счет заинтересованных
в решении вопросов партнеров;
- латентного вымогательства
взяток, в том числе незаконных вознаграждений,
за ускоренное решение вопросов, выдачу
документов;