Психологическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос об актуальности психологической теории происхождения государства нельзя рассматривать однозначно. С одной стороны, это весьма оригинальный подход к пониманию сущности государства, с другой же - спорная и неоднозначная теория. В ней нет чёткости марксистского подхода, структурности органической. Она основывается на другом - на психике человека. Психика (от греч. psychikos душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теории происхождения государства…………………………………………5
1.1 Общая характеристика теорий происхождения государства……………..5
2. Психологическая теория происхождения государства……………………10
3. Причины появления психологической теории…………………………….13
4. Оценка психологической теории…………………………………………...15
4.1 Достоинства психологической теории…………………………………...15
4.2 Отрицательные стороны психологической теории……………………..16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теории происхождения  государства…………………………………………5

1.1 Общая характеристика  теорий происхождения государства……………..5

2. Психологическая теория  происхождения государства……………………10

3. Причины появления психологической  теории…………………………….13

4. Оценка психологической  теории…………………………………………...15

4.1 Достоинства  психологической  теории…………………………………...15

4.2  Отрицательные стороны  психологической теории……………………..16

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос об актуальности психологической  теории происхождения государства  нельзя рассматривать однозначно. С  одной стороны, это весьма оригинальный подход к пониманию сущности государства, с другой же - спорная и неоднозначная  теория. В ней нет чёткости марксистского  подхода, структурности органической. Она основывается на другом - на психике  человека. Психика (от греч. psychikos душевный), совокупность душевных процессов и  явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с  соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с  миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики сознание присуща человеку. Психика человека раскрывается в данной теории как особый механизм, способный развивать в человеке самосознание, способный создать такую сложную структуру как право, государство. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Согласно этой концепции  появление государственности связано  с действием нескольких факторов:

Во-первых, прежде всего это  потребность людей жить в социуме.

Во-вторых, это связано  с проявлением особых свойств  человеческой психики: потребностью некоторых  людей во власти над другими, стремлением  одних подчиняться, подражать, а  других подчинять, быть образцом для  подражания.

В-третьих, причины происхождения  государства заключаются в тех  способностях, которые первобытный  человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

В-четвертых, государство  необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в  подчинении, послушании, повиновении  определенным лицам в обществе, так  и для подавления агрессивных  влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства психологическая, коренящаяся в закономерностях  человеческого сознания. Государство  продукт разрешения психологических  противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к  принятию ответственных решений, и  пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей  данные решения.

Цель контрольной работы рассмотреть психологическую теорию происхождения государства. Для  достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

- охарактеризовать теории происхождения государства;

- рассмотреть психологическую теорию происхождения государства;

- определить причины появления психологической теории;

- дать оценку психологической теории происхождения государства.

 

 

 

1. Теории происхождения  государства

1.1 Общая характеристика  теорий происхождения государства

Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми  предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности  они стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права. Было создано  множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется  различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и  философских позиций, которые они  занимали.

Рассмотрим теории, которые  различают государство и общество и выделяют происхождение государства.

Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это  в конечном итоге вопрос веры.

Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение  семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это  продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и  из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для  всех людей подчиняться государственной  власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются  современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного  способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно –  общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с тем эта  теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма  влияют на развитие общества, создают  определенные предпосылки для возникновения  государства.

Органическая  теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело  к тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая  борьба, эволюция, естественный отбор  и т.п.) на социальные процессы. Представителями  этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает  как результат эволюции животного  мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению  людей в процессе естественного  отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором  правительство выполняет функции  мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают его  жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства  и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует  отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения  государства. Однако для того чтобы  могло возникнуть государство, необходим  такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать  государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие  завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Теория общественного  договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в ХУП-ХУШ вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.

Характерно, что в работах  многих представителей указанной школы  обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это  положение отражение и в Декларации независимости ПИТА.

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы, ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут  приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения  общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого  управления как формы разделения труда.

Таким образом, существует множество  теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями  развития общества, своеобразием тех  или иных регионов мира, идеологическими  приверженностями авторов, задачами, которые  они ставят перед собой, и другими  причинами.

 

 

 

 

 

 

 

2. Психологическая теория происхождения государства

Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли  появление государства и права  проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты  первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и  отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через  человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики  оказывают определенное влияние  на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние  не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется  под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и  должны учитываться в первую очередь.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму  психических взаимодействий людей  и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении  психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости  коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители  психологической теории считают, что  общество и государство есть следствие  психологических закономерностей  развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения  и функционирования государства  только с психологической точки  зрения вряд ли возможно. Понятно, что  все общественные явления разрешаются  на основе психических актов людей  и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю  общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. Государство - явление чрезвычайно многогранное.

Информация о работе Психологическая теория происхождения государства