Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 07:06, доклад
На первом Съезде народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета Б.Н. Ельциным. Естественно, что те исторические условия предопределили начало работы над проектом новой Конституции на основе Декларации от 12 июня 1990 года «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и в рамках существовавшего тогда Союза ССР.
В 1990–1992 годах работа над проектом Конституции фактически осуществлялась по двум направлениям.
1.3 Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года
Верховный Совет срочно созвал внеочередной IX Съезд народных депутатов РФ. Многие депутаты были недовольны действиями не только Президента РФ Б.Н. Ельцина, но и Председателя Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатова. Было решено провести голосования по вопросам об отрешении от должности Президента РФ и об отзыве Председателя ВС. Оба голосования не дали требуемого большинства. Голосование было тайным, с заходом в кабины, и проводилось одним бюллетенем по обеим кандидатурам. Из 1033 депутатов получили бюллетени для голосования 924, при вскрытии в ящиках обнаружено 909 бюллетеней. Из них недействительными по голосованию об отрешении признаны 24 бюллетеня, за отрешение проголосовали 617 депутатов, против – 268. Для принятия решения требовалось квалифицированное большинство в две трети, т.е. 689 голосов, поэтому предложение об отрешении не прошло. По голосованию об отзыве были признаны недействительными 12 бюллетеней, за отзыв подали голоса 339 депутатов (для принятия решения требовалось 517), против – 558.
IX Съезд принял 29 марта 1993 г. постановление «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума».
По результатам референдума большинство граждан, принявших участие, доверяли президенту, одобряли социально-экономическую политику и были против досрочного прекращения полномочий президента депутатов.
Президент пришел к выводу, что он вправе предложить народу свой вариант Конституции, в котором были бы усилены позиции Президента как главы государства, его определяющая роль по большинству ключевых вопросов государственной жизни.
Проект Конституции был опубликован 5–6 мая в большинстве газет.
С момента опубликования президентского проекта по существу пошла параллельная работа над двумя проектами – президентским и проектом Конституционной комиссии. В мае-начале сентября 1993 г. сложилась обстановка, которую можно назвать «перетягиванием каната». Стороны – Президент и Верховный Совет – на словах были за поиск путей сближения и сотрудничества, но это не подкреплялось практическими шагами.
20 мая 1993 г. принимается Указ Президента «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации».
В работе Конституционного совещания, согласно Указу, могли принимать участие представители Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также представители Генеральной прокуратуры РФ. Текст проекта Конституции РФ, подготовленный Конституционным совещанием, надлежало представить Президенту РФ.
Конституционное совещание открылось 5 июня 1993 г. А проект, поименованный как проект Конституционного совещания, был им одобрен лишь 12 июля 1993 г.
Параллельная работа над проектом Конституционной комиссии также не остановилась. Верховный Совет констатировал, что основные положения проекта доработаны Конституционной комиссией с учетом проекта, представленного Президентом, предложений субъектов РФ.
1.4 Указ Президента РФ №1400 и его последствия
21 сентября 1993 г. появляются Указ Президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». В них высказано множество упреков в адрес Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Есть немало недостатков в парламентской деятельности Верховного Совета, чем дискредитируется сам принцип парламентаризма. «В сложившихся условиях, – говорится в Указе, – единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой являются выборы нового Парламента Российской Федерации». Такие выборы, отметил Президент, не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов, Верховного Совета и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 г. (напомним, что на этом референдуме большинство избирателей высказалось против досрочных выборов как народных депутатов РФ, так и Президента РФ). Необходимость выборов, по Указу, диктуется также и тем, что РФ – это новое государство, пришедшее на смену РСФСР.
Президент постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. До начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального Собрания РФ – и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Новым парламентом РФ становилось Федеральное Собрание, состоящее из избираемой населением Государственной Думы и Совета Федерации, формируемого из руководителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Президент также утвердил данным Указом Положение о выборах в Государственную Думу.
Конституционный Суд на своем заседании 21 сентября 1993 г. сформулировал заключение о том, что Указ 1400 не соответствуют многим статьям Конституции РФ и служат основанием для отрешения Президента от должности.
Народные депутаты РФ в своем большинстве отказались подчиниться Указу №1400. 21 сентября 1993 г. Президиум Верховного Совета РФ постановил на основании ст. 121.6 Конституции считать полномочия Президента Б.Н. Ельцина прекращенными с момента подписания названного Указа и признать, что, согласно ст. 121.11 Конституции, вице-президент А.В. Руцкой приступил к исполнению полномочий Президента.
Однако реальная сила была полностью в руках Б.Н. Ельцина – милиция, армия, внутренние войска, служба безопасности и др. От решений Верховного Совета и Съезда народных депутатов он попросту отмахнулся, а возложение полномочий Президента на А.В. Руцкого своим Указом от 22 сентября охарактеризовал как «присвоение» полномочий Президента А.В. Руцким, назвал это «незаконным» и «недействительным». Народные депутаты отказались покинуть Дом Советов – резиденцию Съезда и Верховного Совета. Тогда здание было окружено милицией и военными, плотным заграждением из автомашин, а затем и колючей проволокой. Периодически отключались энергоснабжение, водоснабжение, не было нормального питания. Регулярно через громкоговорители депутатам и сотрудникам предлагали покинуть здание.
Переговоры сторон не привели к мирному исходу. 3 октября блокада Дома Советов была прорвана демонстрантами, пробившимися через кордоны. Тут же они взяли штурмом здание мэрии г. Москвы, находящееся рядом с Домом Советов, исходя из информации о том, что здание использовалось для дислокации военных, оружия и снайперов. Исход событий: вечером 3 октября спецподразделения применили против демонстрантов оружие, а 4 октября в силовом конфликте Б.Н. Ельцин поставил точку. Здание Дома Советов было обстреляно из танков и захвачено силами спецподразделений. Р.И. Хасбулатову, А.В. Руцкому и ряду других лиц была уготована участь узников Лефортовской тюрьмы. В г. Москве на некоторое время вводится чрезвычайное положение.
Вскоре Б.Н. Ельцин концентрирует в своих руках всю полноту власти в государстве и прекращает деятельность многих органов в центре и на местах, правда, подчеркивая в своих актах необходимость либо реформирования соответствующих органов, либо создания вместо них новых структур.
1.5 Принятие Конституции РФ
Поэтому и в ходе, и сразу же после указанных событий работа над проектом Конституции возобновляется. Указом от 11 октября 1993 г. «Об образовании Государственной палаты Конституционного совещания» объявляется о создании этого органа и утверждается «Положение» о Государственной палате. ГП объявляется организационной формой взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в конституционном процессе. Общий численный состав ГП, согласно «Положению», не превышает 250 человек, в нее входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, представители Президента РФ, Правительства РФ, члены рабочей группы Конституционной комиссии по рассмотрению проекта Конституции РФ, представители образованных при Президенте Комиссии законодательных предположений и Комиссии по правам человека. Указом от 11 октября Президент образует Общественную палату Конституционного совещания и утверждает «Положение» о ней. В ОП входили представители зарегистрированных Министерством юстиции РФ политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов.
Однако особой результативности в работе этих формирований не было. По существу доработка проекта Конституции велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам Президент, некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках.
15 октября 1993 г. появляется Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Голосование по проекту назначается на тот же день 12 декабря, когда должны быть и выборы депутатов федерального парламента.
На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов, а день этого голосования (12 декабря 1993 г.) считается днем принятия Конституции РФ.
2. Структура Конституции РФ 1993 года и её основные отличия от Конституции 1978 года
конституционный референдум указ президент
Принятая в 1993 году Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
Отличия от Конституции 1978 года
Таким образом, исходя из изложенного выше, по существу посредством внесения изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. в России был оформлен совершенно новый общественный строй. Благодаря обновленной конституционной основе он стал уже и новым конституционным строем страны. Это выражается в следующих главных моментах.
1) Из Конституции последовательно были исключены характеристики общества, государства как советского и социалистического.
Поднятый на конституционный уровень принцип однопартийности уступил место также возведенному в конституционное положение принципу многопартийности и политического плюрализма.
Наконец, система власти, построенная на верховенстве одной группы органов – Советов – и подотчетности им всех остальных органов государства, была заменена принципом разделения властей, при котором все три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – юридически равноправны и обладают средствами взаимного влияния друг на друга.
2) Кардинально изменились
Это на конституционном уровне отказ от принципа плановой экономики, поворот к рынку и провозглашение свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.
3) С учетом сказанного на