Развитие концепций правового государства в юридической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст. 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием
12 декабря 1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и признаки государства……………………………………………...4
1.1. Понятие государства……………………………………………………….4
1.2. Признаки государства ……………………………………………………..8
2. Понятие и признаки правового государства………………………………...18
2.1. Понятие правового государства………………………………………….18
2.2. Основные характеристики правового государства……………………..19
2.3. Основные признаки правового государства…………………………….20
2.4. Принципы организации деятельности правового государства………...22
3. Развитие концепций правового государства в юридической науке……….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ТГП чистовик наверно.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и признаки государства……………………………………………...4

   1.1. Понятие государства……………………………………………………….4

   1.2. Признаки  государства ……………………………………………………..8

2. Понятие и признаки правового государства………………………………...18

   2.1. Понятие правового государства………………………………………….18

   2.2. Основные характеристики правового государства……………………..19

   2.3. Основные признаки правового государства…………………………….20

   2.4. Принципы организации деятельности правового государства………...22

3. Развитие концепций правового государства в юридической науке……….24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...30

Введение

 

 Согласно ст. 1 Конституции  РФ, принятой всенародным голосованием

12 декабря  1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

С возникновением государства значительная часть  оказалась неудовлетворённой тем, что социальный институт использовался  вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись  не на общее благо, а в целях  узкого круга лиц, групп, классов. В  таких ситуациях государство  из «слуги» общества превратилось в  его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания  для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

В последнее  время очень много говорится  о правовом государстве, о построении правового государства, но создается  впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства  необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых  является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих  экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и  других неполитических интересов, которые  находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие  и реализующие свои разнообразные  потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство  должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага  для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

1. Понятие и признаки государства

 

1.1. Понятие государства

 

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ  и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У  Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — например такие как, основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и другие.1

Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»2.

Словом, многие ученые характеризовали  государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его  суть и главное назначение. Но это  только один из признаков данного  феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство.

«Под именем государства,— писал  Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»3.

Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В. И. Ленин критиковал это определение  за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»4.

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей  определенного рода,— утверждал  Ф.Ф. Кокошкин,— а отношения между  ними, форма общежития, известная  психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации  общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство5.

Трудности выработки дефиниции  анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»6.

Не один раз обращались к определению  государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это – есть машина для поддержания господства одного класса над другим»7.

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

С точки  зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком  смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает, структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

В широком  смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой  объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений8.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны9.

В современной учебной литературе государство обычно определяется, как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство  есть политическая организация всего  общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

1.2. Признаки государства

 

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии  признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристику признаков государства следует проводить по двум направлениям:

I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя

1) Наличие  особой публичной власти в  виде аппарата управления, то  есть власти, которая непосредственно  не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть становится государственной  властью, т.е. той реальной силой, которая  обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.)10.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти11:

1. Всеобъемлющий  характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2. Государственная  власть имеет возможность законно  применять принуждение.

3. Прерогатива  государственной власти. Означает, что государственная власть может  разрешить, приостановить, запретить,  признать ничтожным проявление  любой иной власти на своей  территории.

4. Структурированность  государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в  виде особого аппарата, в котором  все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

5. Государственная  власть имеет особые каналы  для передачи своих велений,  которых нет у иных властей  (право, законодательство) и особые  средства воздействия на население,  которых нет у иных властей  (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная  власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами,  чаще всего - это насилие, принуждение,  но может быть и подлинный  авторитет. 

7. Государственная  власть связана с правом, она  обладает монополией на правотворческую  деятельность, а право - самый  эффективный регулятор общественных  отношений.

Структуру государственной власти составляют12:

1. Субъект  (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения  (отношения между субъектом и  объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком13.

Информация о работе Развитие концепций правового государства в юридической науке