Развитие права и систематизация законодательства в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Монархия первой половины XIX в. имела целый ряд специфических особенностей. Одной из них было стремление самодержавия к более тщательному юридическому обоснованию не только власти, но и всей политики абсолютизма. Другая опора самодержавия - его идеология, государственная доктрина - переживала кризис. Попытки заимствовать содержание и методы западноевропейской реакционной религиозной идеологии в 10-х годах XIX в. потерпели крах. К 30-м годам 19 века окончательно сложилась "национальная" государственная доктрина самодержавной России - теория "официальной народности", основными идеями которой были: самодержавие, православие и народность (последнее понималось как покорность широких народных масс всем порядкам феодально-крепостнического государства).

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГиП.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)
Учреждение Комитета Министров
Глава первая. Состав и внутреннее устройство Комитета Министров

Император осуществлял исполнительную власть через Комитет министров. Министры не составляли правительства, а назначались царем персонально. Ответственны они были только перед ним. В Комитет входили 22–23 человека: председатели департаментов Госсовета, министры, главноуправляющие отдельными частями на правах министров, государственный секретарь и «посторонние члены». ст. 14. «Комитет Министров составляют, под председательством лица, особенно назначаемого к сему от Императорского Величества, Председатели Департаментов Государственного Совета, Министры, Главноуправляющие отдельными частями, принадлежащими к общему Министерскому устройству, и Государственный секретарь». [1] В ведении Комитета министров находились разнообразные текущие дела государства. Права инициативы этот орган не имел, а решения в нем принимались «высочайшим утверждением». ст. 59. «Никакое заключение Комитета не приводится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено Государем Императором и не удостоено Высочайшего утверждения».[1]

 

Министерства как главные ведомственные органы были учреждены в России еще в начале XIX в. В начале XX в. министерств и приравненных к ним органов было 14. Делились они на департаменты, главные управления, отделы, которые подготавливали дела на доклад министру. Ключевым среди этих учреждений являлось Министерство внутренних дел. В его ведении находились все административно-полицейские учреждения страны. Министр внутренних дел был наделен полномочиями учреждать гласный полицейский надзор, предписывать административную ссылку, разрешать и запрещать выпуск периодических изданий, контролировать деятельность местного управления. Важную роль в государственной системе занимало также Министерство финансов. Оно ведало источниками государственных доходов и распределением средств между ведомствами, а до 1905 г. — управляло всей внутренней и внешней торговлей и большей частью промышленного производства.

К центральным  ведомствам относился также Святейший Синод, через который император управлял делами православной церкви. Волю самодержца в этом органе осуществлял специально назначенный чиновник — обер-прокурор Синода. До октября 1905 г. эту должность занимал известный реакционер и консерватор К.П. Победоносцев, пользовавшийся значительным влиянием на Николая II.

Учреждение Правительствующего Сената
Глава первая. Ведомство, состав и разделение Правительствующего Сената вообще

Высшим государственным учреждением  был и Сенат (ст. 1. «Правительствующий Сенат есть верховное место, которому в гражданском порядке суда, управления и исполнения подчинены все вообще места и установления в Империи, кроме высших государственных установлений и тех, кои особенным законом именно изъяты от сей зависимости»)[1] , который также делился на департаменты. К основным функциям Сената можно отнести: публикацию законов, решение споров о казенном имуществе, утверждение в должности уездных судей, удостоверение принадлежности к сословиям, рассмотрение дел по земельному устройству крестьян, надзор за законностью управления, принятие кассационных жалоб.

Свод губернских учреждений
Положения общие

ст.1 «Империя к порядку  местного ея гражданского управления разделяется на губернии, области и градоначальства».[1]

Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, являвшиеся представителями и наместниками императора. Ст. 370. «Губернаторы, как непосредственные начальники вверенных им Высочайшею Государя Императора волею губерний, суть первые в оных блюстители неприкосновенности верховных прав Самодержавия, пользы государства и повсеместного, точного исполнения Законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства».[1] Как было указано выше, их деятельностью руководило Министерство внутренних дел.

 

3. Свод законов  Российской империи: гражданское, семейное

и наследственное право по Законам гражданским.

 

    Гражданское право. В первой половине XIX в. законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов. Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество подразделялось на “благоприобретенное” и родовое. В ст. 262 ч. I т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права “исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно”. Право собственности на землю определялось как право “на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности”. Наряду с правом собственности защищалось право законного владения. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно- денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или “действия лиц”. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма. Всякий договор, “правильно составленный”, подлежал исполнению. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: 1) поручительство, 2) неустойка, 3) залог недвижимого имущества, 4) заклад движимого имущества.

     Договор мены. Запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи). Мена движимого имущества не ограничивалась.

     Договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами “по доверенности”. Продавать можно было лишь то имущество, которое принадлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных крестьян (запрещалась продажа их лицам “недворянского происхождения”). Продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробнейшим образом регламентировалось законом. В этот период возник договор запродажи. По этому договору одна сторона обязывалась продать к назначенному строку недвижимое или движимое имущество, причем в договоре указывались цена, а также сумма неустойки. Договор запродажи оформлялся составлением запродажной записи на гербовой бумаге и заносился в специальную книгу.

     Договор имущественного найма. Недвижимое имущество запрещалось здавать в наем на срок свыше 12 лет. Договор найма недвижимого имущества, мореходных и речных судов оформлялся письменно. Договор найма движимого имущества мог заключаться и “словесно”.

     Договоры поставки и подряда рассматривались законодателем вместе. Самостоятельного договора перевозки еще не было.

     Договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых. Он мог составляться домашним порядком и нотариальным. Договор займа признавался недействительным, если он был подложным, заключен во вред другим кредиторам, при игре в карты. Заемные письма могли передаваться заемодавцем другому лицу.

Договор ссуды  имущества состоял в том, что одно лицо уступало другому лицу право пользования движимым имуществом под условием его возвращения в том же состоянии. Договор ссуды имущества носил безвозмездный характер.

Значительное место отводилось регламентированию договора товарищества, что отвечало интересам буржуазии. Товарищества составлялись из лиц, объединившихся в единую организацию и действовавших под общим именем. Товарищества могли создаваться “по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности”. Различались товарищества трех видов: 1)товарищество полное; 2)товарищество на вере; 3)товарищество “по участкам”. Полное товарищество составлялось из двух или нескольких лиц, объединивших свой капитал. В товарищество на вере входили также вкладчики, вверявшие ему определенную сумму капиталов. Товарищество “по участкам” (акционерная компания) составлялась из многих лиц, соединивших определенные суммы (“складочный капитал”). Различной была и ответственность разных товариществ. В полном товариществе его члены отвечали за все свои долги всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым, в товариществе на вере – всем имуществом, а вкладчики только наличным вложенным капиталом. Акционерная компания несла ответственность лишь в пределах “складочного капитала”.

     Договор личного найма получил в этот период большее распространение, чем ранее, в особенности в промышленности и торговле. Прежние ограничения этого договора в основном сохранялись. Так, государственные крестьяне не могли наниматься без паспортов, а помещичьи крестьяне, кроме того, без разрешения помещиков; замужние женщины - без разрешения мужей и т.п. Срок договора устанавливался до пяти лет.

     Семейное право. Книга первая Свода законов “О правах и обязанностях семейных” регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин - в 18 лет, для женщин - в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего.

Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение  брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся  статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. “Жена обязана  повиноваться мужу своему как главе  семейства; пребывать к нему в  любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как  хозяйка дома”, - говорилось в статье 78 Свода законов. Жена обязана была “преимущественным повиновением воли своего супруга”, хотя при этом и  не освобождалась от обязанностей в  отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги  были независимы. Приданое жены, а также  “имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом”, признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться  своим имуществом независимо друг от друга. Дети делились на законных, рожденных в “законном браке”, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

     Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться “в здравом уме и твердой памяти” лицами не моложе 21 года, “имеющим по законам право отчуждать свое имущество”. Для завещания обязательной была письменная форма.

При отсутствии завещания  имущество переходило к наследникам  по закону.

Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего. Если не было сыновей, наследниками становились  внуки, при отсутствии внуков - правнуки и т.д. Дочь при живых братьях  получала 1/14 часть недвижимого имущества  и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внучки и т.д. Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам  по боковой линии. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движимого - 1/4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исаев И. А. История  государства и права России. М., 2011.

2. История отечественного  государства и права: хрестоматия:  в 3 ч.

Екатеринбург, 2009. Ч. 2.

3.Кодан С. В. М. М.  Сперанский. Предисловие к Полному  собра-

нию законов Российской Империи // Рос. юрид. журн. 2005. № 2.

4.Лаптева Л. Е., Медведев  В. В., Пахалов М. Ю. История отече-

ственного государства и права. М., 2011.

5.Российское законодательство  Х–ХХ вв.: в 9 т. М., 1988. Т. 6.

6. Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права Рос-

сии. М., 2011. Т. 1.

 

 

ССЫЛКИ

1.Свод законов Российской  империи. 2-е изд. СПб., 1899. Т. 1. С. 1, 9, 10, 21, 35–37, 40, 49; Т. 2. С. 18.


Информация о работе Развитие права и систематизация законодательства в первой половине XIX в