Разделение властей государственного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования темы «Разделение властей государственного механизма » является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления государственного устройства.
Рассматривая теорию разделения властей как принцип демократического государства, необходимо выяснить следующие вопросы: обеспечено ли в нем народовластие, народный суверенитет, недопустимость ограничения прав, равноправие, равенство граждан перед законом и судом; соблюдены ли личные, политические, социально-экономические и другие права человека.

Содержание

Введение
1. Эволюция разделения власти
2. Понятие и признаки государственного органа
2.1 Законодательная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
2.2 Исполнительная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
2.3 Судебная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

551 курсовая работа(1).rtf

— 250.98 Кб (Скачать файл)

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленное на рассмотрение и разрешения социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правильные рамки.

Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, по средствам рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной процессуальной форме.

Первым международно-правовым документом, включающим конституционно-правовые по своему характеру принципы, относящиеся к правосудию, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года которая закрепляет:

  1. равенство всех перед законом
  2. права на судебную защиту
  3. неприкосновенность личности в отношениях с правоохранительными органами
  4. права на беспристрастность и гласный суд
  5. презумпция не виновности и принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы.

Эти принципы были развиты и дополнены Пактом о гражданских и политических правах 1966 года и Итоговым документом Венской встречи 1989 года

Судебная власть Приднестровской Молдавской Республики осуществляется судами по средствам конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Различают три ветви судебной власти:

  1. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики - гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдения принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Конституционный суд состоит из 6 судей, включая председателя суда. Президент ПМР, Верховный Совет ПМР, съезд судей ПМР назначают по двое судей Конституционного суда. Срок полномочий судей Конституционного суда - 7 лет.
  2. Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Осуществляет надзор за судами общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики - является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.

Судопроизводство в Приднестровской Молдавской Республике определяется конституционным законам в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Бюджет судов должен обеспечиваться возможностью полного и не зависимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по оправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

«Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иного органа Конституции или закону, принимает решение в соответствии с конституцией и законом».12

Судьями могут быть только граждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Судьей Конституционного суда, может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

Судья Верховного и Арбитражного суда назначаются Президентом по представлению председателей.

Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающим требованиям части 1 статьи 82 Конституции Приднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет.

Судья занимают должность бессрочно до достижения им возраста 65 лет, кроме судей которые назначены в первые, мировых судей и лиц, участвующих в качестве судей в отправлении правосудия в Конституционном суде.

«Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев, оговоренных в конституцией».13

В период своих полномочий судья не могут осуществлять предпринимательскую или другую деятельность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных обледенениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судей несовместимо исполнением депутатских обязанностей

В соответствии с конституцией, в которой гласит: «личность судьи не прикосновенна, судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленным законом».

 

 

Заключение

 

Теория разделения властей и ее основные идеи нашли отражения во всех «писаных» конституциях государств.

Принцип разделения властей используется в качестве конституционной основы осуществления государственной власти. Суть этого в том, что государственная власть исходит от народа, едина и не делима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. И для того, чтобы какой либо государственный орган не смог сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно ею пользоваться, единая государственная власть функционально делится на три ветви:

- Законодательную власть (Верховный Совет)

- Исполнительную власть (Президент, Кабинет Министров)

- Судебную власть (Конституционный, Верховный, Арбитражный суды)

Законодательная власть рассматривает и решает все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций, и ни один акт законодательства не может быть принят, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета.

Исполнительная власть издает указы и распоряжения, являющиеся правовыми актами, имеющие подзаконный характер, и которые не должны противоречить Конституции и законам. Занимается реализацией мер внутренней и внешней политики государства, осуществляет законодательную инициативу.

Судебная власть осуществляется государственными специальными органами власти - судами Конституционного, Верховного и Арбитражного. Особое место среди судов занимает Конституционный суд, который осуществляет надзор за соблюдением конституцией всех ветвей власти и граждан. Верховный суд занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных и иных дел общей юрисдикции. Арбитражный суд рассматривает дела связанные с экономическими спорами между организациями и предпринимателями.

Анализируя исследуемую тему можно сделать вывод, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет большое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов. Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, незыблемости прав и свобод человека, четкой регламентированной деятельности государственных органов, общественного контроля над деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общественного права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

Поэтому на сегодняшний день концепция разделения властей прочно укоренилась в качестве основы государственного устройства в развитых странах.

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики - Тирасполь. Издательство Литера 2000г.
  2. Сравнительно правовой анализ Конституций европейских государств. Под общей редакцией Григорьева В.А.. Тирасполь. 2006г.
  3. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией Пиголкина А.С.. Москва: Издательский дом Городец. 2003г.
  4. Барнашев С.С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. Томск. 1988г
  5. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных вузов. (2-е издание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва.: Издательство ДТД 1996г.
  6. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных заведений. (3-е издание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва: Издательство Интерстиль, Омега-Л 2006г.
  7. Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Москва: 1996
  8. Проблемы теории государства и права. Под редакцией. Марченко М. Н. Москва: Издательство Проспект. 1999г.
  9. Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Москва: Издательство Зерцало 1998г.
  10. Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. Москва. 1996г.
  • 1 Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс. Москва.: Издательство «Зерцало» 1998г.

    22  Конституция ПМР статья 59

    3 Конституция ПМР статья 61

    4 Конституция  ПМР статья 59

    5  Конституция ПМР статья 62

    6 Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс. Москва.: Издательство «Зерцало» 1998г.

    7 Конституция ПМР статья  73

    8 Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Под редакцией Стрекозова В.Г..  Москва.: Издательство «ДТД» 1996г.

    9 Конституция ПМР статья 74

    10 Конституция ПМР статья 75

    11 Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Под редакцией Стрекозова В.Г..  Москва.: Издательство «ДТД» 1996г.

    12 Конституция ПМР статья 81

    13 Конституция ПМР статья 83


    Информация о работе Разделение властей государственного механизма