Реализация норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы "Реализация норм права" заключается в том, что исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, законодатель должен следовать не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае он реализует их в форме соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и формы реализации права 4

2. Применение, как особая форма реализации права 12

2. Основные стадии применения права 14

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОКОНЧАТ(з).docx

— 75.63 Кб (Скачать файл)

Осуществляя правоприменительную  деятельность, суд, а вместе с ним  и любой иной государственный  орган или должностное лицо не должны выходить за рамки закона.

Необходимость применения права в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и  характером этих отношений. В частности:

  1. Когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.)
  2. Когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей
  3. Когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим
  4. Когда общественное отношение в силу особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИББД и т.д.)
  5. Когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности

Исходя из вышеизложенного применение права можно определить как осуществляемую в специально установленных законом  формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов  по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение, как особая форма реализации права

 

Применение права  - одна форма  из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Путем применения права государство  в своей деятельности осуществляет две  основные функции: а) организацию  выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и  правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма  применения права - это властная оперативная  деятельность государственных органов  по реализации предписаний норм права  путем создания, изменения или  прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма  деятельности есть основной способ организации  исполнения положительных велений  права.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом  характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством  которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений  между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения  определенных вопросов в руках компетентных органов. 

Эта деятельность связана с особыми  примерами разрешения жизненных  ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные  органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные  лица (Президент РФ, глава администрации  и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являющиеся субъектами право применения, поскольку государство  не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан  в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение  права.

Следовательно, применить норму  права - это не просто осуществить, реализовать  ее. Эта властная деятельность компетентного  органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной  литературе название правоприменительных  отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит  субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового  отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.

“Оказать содействие, принудить  к реализации правовых норм, возложить  ответственность в случае нарушения  правовых норм и т. п. - такова задача субъектов правоприменения”. 5

Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому


 

 

принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении  разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.

В-четвертых, правоприменительная  осуществляется в особых, установленных  процессуальным законом формам. Это  способствует укреплению законности и  правопорядка в обществе, обеспечению  защиты интересов личности. В-четвертых, применительные права, как самостоятельная  форма реализации - сложная, поскольку  ее осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении  друг в друга.

В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание  и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

В-шестых применение права сопряжено  всегда вынесением индивидуального  правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.

Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется  природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного  веления государственного органа или  должностного лица (призыв граждан  на действительную службу и т.д.).

Только в судебном порядке, можно  призвать гражданина умершим или  безвестно отсутствующем и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные стадии применения права

 

Применение права –  единый и вместе с тем сложный  процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически  связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются  конкретные организационные и исследовательские  задачи по реализации права.

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения.

Наиболее типичными  признаются следующие:

  1. Установление и исследование фактических обстоятельств дела
  2. Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права)
  3. Принятие решения (издание индивидуального акта)
  4. Доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц

Иногда выделяются и  рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося  рассматриваемого дела; определение  и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения  и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Разумеется, дело заключается не в  количестве выделяемых ступеней, или  стадий правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Вся  правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается  на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глубокого и разностороннего  познания и совершенствования правоприменительного процесса.

Установление фактических  обстоятельств дела - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. В юридической науке и практике они нередко называются Главным фактом (или фактом подлежащим доказыванию). Это например факт убийства, совершенное гражданином. Главный факт относится, как правило к юридическим фактам, притом к фактам правообразующим или правопрекращающим, т.е. влекущим возникновение или прекращение юридических последствий.

Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом  юридически закрепленной и оцененной  информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к  которому применяется закон. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Источники сведений о фактах требуют  известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например протокол о  предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом  определена также доступность доказательств. Например недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного  разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а так же из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образует юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.

Особенности доказывания связаны  с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания, определяющее значение при доказывании по уголовным  делам, об административных правонарушениях  имеет Презумпция невиновности т.е. предложение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против него говорит даже множестве фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке предусмотренным законом, и установлена приговором суда.

От презумпции невиновности зависит  распределение Бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и административным правонарушениям это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, ответственность в отношении него не наступает.

Иная презумпция и иное распределение  бремени доказывания применяются  по гражданским делам, делам в  области частного права. Здесь бремя  доказывания как бы поровну распределено между сторонами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения невыполненного обязательства, причем имущественный вред: и тогда, коль скоро это доказано, действует презумпция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Он считался виновным, и данное обстоятельство (виновность) истцу вовсе не нужно доказывать. Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательств, причинило вред.

При установлении фактических обстоятельств  дела существенное значение имеет еще  одна юридическая категория. Это Преюдиция т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдиционными такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными истинными не требующими новой проверки и оценки.

Деятельность правоприменительных  органов по установлению юридической  основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы  и ее действия во времени пространстве и кругу лиц;

г) смысла и содержания нормы. Выбор  правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых  обстоятельств.

Информация о работе Реализация норм права