Республиканская форма правления: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Рассмотрено понятие формы правления.
Изучены понятие и признаки республиканской формы правления.
Проанализированы особенности президентской, парламентской,

Вложенные файлы: 1 файл

КУ.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

Однако американская президентская  республика формировалась в определенных исторических, экономических, социокультурных  условиях, которых не было в других странах. Вследствие этого им удавалось  перенять отдельные принципы и институты  американской модели, но не всю систему. По этой причине американская модель модифицировалась применительно к  условиям конкретных стран, например таких  как Аргентина, Бразилия, Чили, Португалия, Египет, Индонезия и др.

Признаками президентской  республики, отличающими ее от иных видов республиканского правления, являются следующие:

·   глава государства - президент одновременно является главой исполнительной власти;

· избрание главы государства  внепарламентским способом – всеобщим голосованием населения;

·   жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

·   наличие механизма сдержек и противовесов, когда ветви верховной власти сдерживают друг друга;

·   правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом;

·  равная легитимность законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, сформированных на основе всеобщих выборов.

Рассмотрим механизм президентской  республики на примере США. Создатели  президентской республики в США  смогли найти баланс законодательной  и исполнительной власти при условии, что верховная власть подотчетна гражданскому обществу, однако у граждан  нет непосредственного, прямого  влияния на процесс принятия политических решений. Президентская республика в США основана на принципе жесткого разделения властей, согласно которому было найдено равновесие между законодательной властью в лице Конгресса, исполнительной властью в лице президента и судебной властью в лице верховного суда Власти автономны и не вмешиваются в дела друг друга у президента отсутствует право на роспуск палат Конгресса.

Принцип разделения властей  в США был дополнен механизмом "сдержек и противовесов", при  котором ветви высшей государственной  власти равноправны, ни одна из них  не должна доминировать. Согласно мнению одного из создателей США Дж Мэдисона, верховная власть должна иметь такую  структуру, "чтобы каждая ее составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством  сдерживания их амбициям должны быть противопоставлены другие амбиции". С одной стороны Конгресс сдерживает президента и верховный суд тем, что принимает законы, в рамках которых им надлежит действовать. В  случае нарушения законов, например, Конгресс может отстранить президента от власти через процедуру импичмента. С другой стороны, президент влияет на Конгресс тем, что может отклонять  законы (отлагательное вето), принятые высшим законодательным органом. Верховный  суд "сдерживает" Конгресс и президента правом признания их актов не соответствующими Конституции США.

Законодательная власть в  США принадлежит Конгрессу4, который избирается на основе всеобщих, ровных и прямых выборов путем тайного голосования Конгресс США состоит из двух равноправных палат - Палаты представителей (435 депутатов, избираемых на два года) и Сената (100 сенаторов, по два сенатора от 50 штатов сроком на 6 лет, причем Сенат обновляется на одну треть каждые два года) Конгресс обладает финансовыми полномочиями (среди которых право чеканить монету, устанавливать налоги, делать займы и т.д.), военными полномочиями (объявлять войну, формировать армию, флот и т.д.), законодательными полномочиями (принимать законы).

Исполнительная власть в  США осуществляется президентом5. Он является главой государства и главой правительства. Полномочия президента США как главы государства достаточно обширны: 1) он представляет США в отношениях с другими государствами; 2) с согласия Сената назначает и отзывает послов; 3) заключает международные договоры; 4) является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии; 5) обладает правом помилования, отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями и иными знаками отличия; 6) с согласия Сената он назначает министров, которые несут ответственность перед ним, а также членов верховного суда; 7) обладает правом созывать Конгресс на чрезвычайные сессии; 8) утверждает и опубликовывает законы, принятые Конгрессом или в случае несогласия возвращает их в Конгресс на повторное рассмотрение. Как глава исполнительной власти, президент: 1) непосредственно руководит государственным аппаратом управления, 2) назначает и увольняет служащих федеральной администрации, 3) несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, 4) издает указы и исполнительные приказы. По Конституции США статус правительства не определен.

Руководители исполнительных департаментов составляют кабинет  министров, обладающий консультативными функциями при президенте. Президент  США избирается не прямым голосованием граждан, а косвенным путем - через  выборщиков (их должно быть 538) от населения.

Судебная власть в США  осуществляется верховным судом  и низшими судами, которые учреждает  Конгресс6. Члены верховного суда (их 9) назначаются президентом с согласия Сената. Верховный суд обладает правом осуществлять судебный надзор за соответствием законов и иных актов Конституции США и в случае их отклонения отменять действие подобных нормотивно - правовых актов. Кроме этого, верховный суд имеет право толковать Конституцию, разрешать споры о компетенции между высшими органами власти и органами власти штатов.

При президентской системе  власти существует опасность узурпации  верховной власти президентом, частых конфликтов между законодательной  и исполнительной ветвями власти. По этой причине президентская республика может эффективно функционировать  лишь в условиях зрелого гражданского общества. В США опасность узурпации  власти предотвращается принципом  жесткого разделения властей, четко  установленным сроком правления  президента - не более двух сроков, то есть 8 лет занятия должности одним  лицом Высокая политическая культура общества позволяет удерживать общество от столкновения интересов, используя  авторитет верховного суда, развитую партийную систему и иные политические силы (профсоюзы, СМИ), посредством которых достигается политическое согласие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Парламентская республика

Парламентская республика - это разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.

Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным  собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную  исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми  полномочиями, поскольку он разрабатывает  и принимает государственный  бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в  том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает справедливые условия  человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

При парламентарной республике также возможны два государственных режима парламентарный и министериальный.

Чисто парламентарных республик  не так уж много. К ним можно  отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и  некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Смешанная республика

Смешанная республика, её также  называют суперпрезидентской, полупрезидентской  или полупарламентарной. Эта республика объединяет в себе черты президентской  и парламентарной республики.

С одной стороны, для такой  республики характерен внепарламентский способ формирования правительства, парламент  не имеет права выразить недоверие  правительству. С другой стороны  президент имеет право роспуска парламента, всегда есть пост премьер  министра, президент зачастую, не являясь  юридическим главой исполнительной власти, фактически руководит правительством.

К таким республикам можно  отнести Францию и Российскую Федерацию. По Конституции Французской Республики 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Своеобразна форма правления  в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и форма правления, следовательно, дуалистическая.

В ХХ веке появилась новая  разновидность республики – президентскомонистическая республика. Такая республика появилась в результате резкого усиления президентской власти в суперпрезидентской республике, и, как правило, в условиях тоталитарного режима. Отличительным признаком является смена периодичного переизбрания главы государства на «пожизненное президентство», причем президент может ещё при жизни назначить себе приемника. В конечном итоге это приводит к появлению признаков монархии. Следует заметить, что такое возможно только в условиях тоталитарного режима. Примерами президентскомонистической республики являются: в Югославии период правления Тито, в настоящее время это Малазии, КНДР.

Также существуют извращенные  разновидности республики, характеризующиеся  нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный  переворот, который ставит во главе  государства единоличного диктатора (он может называться президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и так далее) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но её демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и тому подобное) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 году, черные полковники в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие черные полковники в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая республика отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, Президент вообще находится в должности пожизненно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Советская  республика

Советская республика характеризуется  полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Информация о работе Республиканская форма правления: понятие и признаки