Республиканская форма правления. Понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование республиканской формы правления.
Задачи работы:
-Изучить формы государства, понятие и классификацию форм правления.
-Определить понятия и признаки республиканской формы правления.
-Изучить виды республик, а именно, президентскую, парламентскую и другие виды республик.
Объектом в данном исследовании является форма правления государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЯ…………………………………………………......................................3
ГЛАВА 1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки республики………………………………………..5
1.2. Виды республик…………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ
2.1. Классификация форм правления ……………………...………………15
2.2. Основные разновидности формы правления …………...……………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..............................21
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Матковская Н.В., КР, Теория государства и права.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Винницкий

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Республиканская форма  правления. Понятие и признаки

Фамилия студента

Матковская

Имя студента

Наталия

Отчество студента

Васильевна

№ контракта

23100100101015


 

Содержание

ВВЕДЕНИЯ…………………………………………………......................................3

ГЛАВА 1.  РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие и признаки республики………………………………………..5

1.2. Виды республик…………………………………………………………10

ГЛАВА 2.  ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЕЕ КЛАССИФИКАЦИИ

2.1. Классификация форм правления ……………………...………………15

2.2. Основные разновидности  формы правления …………...……………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..............................21

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… …...25

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….27

Введение

Давно прошли времена, когда государство  рассматривалось только как «ночной  сторож», который должен охранять граждан  и общество, не вмешиваясь в их деятельность. Правда, на практике такой ситуации никогда не существовало.   

Проблема. Государство возникло в обществе, в частности, для выполнения «общих дел» и, естественно, оно в какой-то степени всегда регулировало различные общественные отношения, поведение людей. В современных условиях государство активно вторгается в различные сферы общественной жизни. В том или ином объеме оно регулирует экономические отношения, социальную сферу жизни. Государство занимается вопросами образования и культуры, религии оно запрещает законом определенные секты, а в ряде стран устанавливает государственную религию, и не только на Востоке, но и в Европе, вмешивается в вопросы идеологии, предписывая в тоталитарных государствах определенную идеологию  или провозглашая в конституциях идеологический плюрализм. Посредством законодательства, прежде всего основного закона, конституции, оно определяет основы правового статуса личности. В некоторых мусульманских странах есть законы, религиозные нормы, обычаи, санкционированные государство, которые затрагивают даже интимные стороны жизни людей. Современное государство, плохо или хорошо это, на деле является вездесущим фактором не только внутренней жизни любой страны, но и международных отношений. Оно — главный субъект, действующий на международной арене. Вторая мировая война, развязанная фашистским германским государством, унесла жизни более 50 млн. человек, миротворческие силы ООН, включающие воинские контингенты нескольких, а иногда и одного государства, действуют в самых различных точках планеты, воздушные бомбардировки государств НАТО позиций сербов, мусульман, хорватов заставили в 1995 г. эти стороны прекратить военные действия и пойти на переговоры.

Без деятельности государства упорядоченная  жизнь современного общества как внутри страны, так и на международной арене невозможна. Альтернатива этому — только анархия и распад общества. Поэтому ныне государство как особое общественное явление представляет собой общечеловеческую ценность, хотя его сила и инструментарий могут быть использованы по-разному.

Будучи  необходимой составной частью современного общества, государство вместе с тем  представляет собой определенное целостное  явление, определенную систему. Политика государства зависит от того, какая  форма правления принята в этом государстве.

Целью данной работы является исследование республиканской формы правления.

Задачи работы:

-Изучить  формы государства, понятие и  классификацию форм правления.

-Определить  понятия и признаки республиканской  формы правления. 

-Изучить виды республик, а именно, президентскую, парламентскую и другие виды республик.

Объектом в данном исследовании является форма правления государства.    

Предметом изучения - республика как форма правления.

Основная часть

 

Что же представляет собой республика? Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними».

М.В. Ильин формулирует понятие  республика «как осуществляемого сообществом равноправных граждан представительного правления с выборными органами власти, включая избирательного, а не наследственного главу государства».  Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».

Конституционная республика имеет  несколько подходов к проблеме.

А. Вебер отмечал, что «государство как политический инструмент с рационально  разработанной конституцией, рационально  разработанной конституцией, рационально  разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением чиновников-специалистов в данной существенной компетенции решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах». 1

М.В. Ильин в своем глубоком исследовании: «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий» показал, что становление понятия и концепции произошло в XVII веке с утверждением соответственно термина в английском языке. В 1773 году Г. Болинброк дал знаменитое определение: «Под конституцией мы понимаем, когда говорим уместно и точно, ту совокупность законов, установлений и обычаев, которая вытекает из неких твердых принципов разума, направлена на некие установленные цели от общественного блага, образует такую общую систему, коей сообщество согласно подчиняться».

 

 «Теория государства, фиксируя  в его истории реально возникавшие  формы правления, выработала несколько  их классификаций. Наиболее распространенное  из них – деление форм государства  по числу правящих лиц. Если  власть принадлежит одному – монархия, многим – аристократия, если всем – демократия или республика».

Современным воплощением республиканской формы  правления, кроме наличия акта Конституции, является правовое государство.

В конституционной практике идея правового  государства нашла свое воплощение в Конституциях ряда европейских государств, например ФРГ, Испании. Характеристика современного российского государства как правового, содержится и в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Основной  закон ФРГ, где впервые была воплощена идея правового государства, содержит очень емкую его характеристику: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».

Таким образом, здесь подчеркивается верховенство конституционного строя, недопустимость противоречия законов его основным принципам. Упоминания наряду с законом права,  означает, что речь идет об универсальных нормах права. В целом в современной науке конституционного права к характеристикам правового государства относятся следующие черты:

а) провозглашение государством нерушимости  прав человека;

б) установление механизма гарантий прав

в) конституционное установление обязанности  государства, его органов, учреждений, должностных лиц действовать в рамках Конституции и законов;

г) принцип верховенства Конституции  по отношению к другим законам;

д) приоритет норм международного права  перед нормами национального  права.

Все принципы правового государства  нашли воплощение в российской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Признаком республиканской формы правления является наличие гражданского общества.

В современных концепциях под гражданским  обществом понимается совокупность частных лиц, групп, классов, объединений  возникновение и существование  которых не вызвано прямо решениями  государства и власти. Это негосударственная часть общества, взаимодействующая с государством как с системой органов власти. Любое государственно организованное общество включает две составные части: государство и гражданское общество. Понятие гражданского общества может быть использовано в широком и узком смысле слова. В широком, как неполитическая часть общества – оно имеет место в любых обществах. В узком смысле гражданское общество является частью республиканской формы правления, характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству, высокой самоорганизацией. Такое гражданское общество базируется, прежде всего, на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти. Именно такое гражданское общество является социальной предпосылкой становления демократического правового государства, ибо наличие независимых от государства гражданских собственников, достаточно хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства. С этой точки зрения в современной России нет достаточно зрелого гражданского общества с высокой самоорганизацией, способно эффективно контролировать деятельность государства. Поэтому становление правового государства в нашей стране сталкивается не только с проблемой несовершенства самих политико-правовых отношений, но и с неразвитостью гражданского общества.

Признаком республиканской формы правления является демократия.

Демократия  характеризует республику, как государственное  устройство, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника  власти и провозглашения свободы  и равноправия граждан».

Более развернутое определение было сформулировано американским президентом А. Линкольном: «…демократия исходит из самого народа, осуществляется самим народом и в интересах народа».

Демократия  характеризуется признанием народа в качестве источника власти и  суверенитета. Народ учреждает основные органы власти, выбирает в них своих представителей и вправе периодически их сменять. Воля народа выражается и в том, что он имеет право непосредственно участвовать в разработках и принятии законов путем народных инициатив и референдумов. Отказ от их проведения является антидемократической мерой.

При демократическом управлении провозглашается  и юридически гарантируется равноправие  граждан. Права человека рассматриваются  как высшая ценность, а их гарантия – как главная функция государства. Решения принимаются большинством, но учитываются интересы и права меньшинства, которое, в свою очередь, уважая общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет за собой право отстаивать собственные позиции.

Признается  право каждого гражданина на критику  властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращение в суд по поводу их незаконных действий. Функционирует многопартийная система, которая включает как политические партии, стоящие на позициях существующей формы правления, так и партии, отрицающие ее, но действующие в рамках Конституции.

Органы государственной власти избираются населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Представительные органы власти работают на постоянной основе. Высшему представительному органу (парламенту) принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы.

Современная демократия, базируясь  на принципах равенства парламентаризма, выборности, разделения властей, плюрализма, правового государства и гражданского общества, совмещает идеи непосредственного самоуправления и представительства. И даже при соблюдении этих принципов она далека от идей народовластия. Тем не менее, имея множество недостатков, современная парламентская демократия остается сегодня самым популярным типом власти.

В ряде Конституций, принятых в республиках (ФРГ, Испании, Румынии, Франции) государство  характеризуется как  социальное. Такое же определение содержится и в Конституции Российской Федерации. В широком смысле слова любое  государство является социальным, т.е. общественным институтом. Однако в демократической республике понятие социального государства используется для акцентирования его особых социальных функций по обеспечению социальных функций по обеспечению социальной защищенности своих граждан, достойных условий их существования. Как показала практика, правовое государство может гарантировать свободы граждан, но в условиях свободы не все могут реализовать свое право на достойную жизнь. Поэтому социальное государство базируется не на идее ограничения государственной власти, а на принципе ее участия в регулировании социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды республик 

 

Современная практика государственного республиканского строительства знает несколько  видов республик: президентскую, парламентскую  и смешанную. Различаются они между собой тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент формируют правительство и направляет его роботу и перед кем правительство несет ответственность.

В президентской республике президент  избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев – отстранить от должности президента. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

См. приложения А.

Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в  основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламент. Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Российской Федерации с 1991 г.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.

Парламентская республика – это форма государственного правления, при которой верховная  роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту.

Информация о работе Республиканская форма правления. Понятие и признаки