Республика как форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Республика (от лат. res publica – общественное дело) - это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.).

Содержание

Введение 3

Понятие и признаки республики 5

Виды республик 8

Заключение 17

Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Республика как форма государственного правления реферат.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Система государственного управления»

 

на тему: Республика как форма государственного правления

 

 

 

 

ПЛАН.

 

Введение                                                                    3

 

Понятие и признаки республики                            5

 

Виды республик                                                       8

 

Заключение                                                            17

 

Список литературы                                               19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Республика (от лат. res publica – общественное дело) -  это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).

Республика  или республиканская форма правления  является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии  в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.). Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

И в этой структуре  верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом –  собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

Однако в  то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие  отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для  возникновения гуманизма и связанных  с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

В настоящее  время из 193 государств мира более 140 являются республиками.

То или иное соотношение и взаимодействие различных  органов власти, те или иные способы  образования собраний, советов определяют различные республиканские формы  правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

Современные республики бывают трех видов:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- парламентско-президентская (смешанная) республика. 

Классификация республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется государственная  власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:

- как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.

В первой части  настоящей работы будут рассмотрены  признаки, виды республиканской формы  правления, во второй части – подробное рассмотрение каждого из видов республик.

Понятие и признаки республики.

Республиканская форма правления характеризуется  наличием следующих юридических  признаков:

- Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.  Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном прядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство.

- Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства, т.е.  парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления,  умышлено, грубо нарушает Конституцию.

- Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости;

- Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти, по существу, республика -  это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти;

- Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

- Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

Республиканское правление  основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд  властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается  принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам  - осуществлять контроль над исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией)  по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более  качественно решать возложенные  на каждую из властей задачи, во-вторых,  предотвращать злоупотребление  властью, которое становится  весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль над действиями государственных органов.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она  имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

Республиканская форма правления  в большей степени соответствует  характеру демократического  конституционного государства. При этом общественное сознание исходит из принципа формального  равенства людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей.  Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Виды республик

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы  правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским  способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности  правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, но парламент может инициировать запуск процедуры импичмента.  Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения  в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

К числу развитых демократических  государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Итак, высшим должностным  лицом в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики:

- президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков;

- президент назначает правительство, перемещает и отстраняет от должности его членов;

- президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом;

- президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В странах Латинской Америки  встречается такая разновидность  формы государственного правления, как суперпрезидентская республика. Характерной чертой ее являются чрезвычайно широкие полномочия главы государства, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.

 Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д.

Установление в стране суперпрезидентской республики может  приводить к замене периодического избрания нового главы государства  установлением режима «пожизненного президентства» или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

Однако нельзя не  учитывать  и недостатки президентских республик  – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в  случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры,  представители и т.д. 

Информация о работе Республика как форма государственного правления