Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа
Предметом рассмотрения данной курсовой работы являются виды республик.
Объект исследования: республиканская форма правления.
Цель данной работы: Выявить виды республики
Введение…………………………………………………………………3
Республика как форма правления: понятия и признаки………………..
Парламентская республика………………………………………4
Президентская республика………………………………………6
Смешанные республиканские формы правления…………………13
Заключение…………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………..39
Словарь юридических терминов……………………….
В
случае вакантности и если препятствие
объявлено конституционным
Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.
Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе выборов.
В
случае смерти или возникновения
препятствий у одного из двух кандидатов,
находящихся в наиболее благоприятном
положении в первом туре до возможного
снятия кандидатур, конституционный
совет объявляет о новом
Президент
республики занимает вершину в иерархии
государственных органов. Формально-юридические
полномочия президента подразделяются
на осуществляемые им лично и на
полномочия, требующие контрассигнации
премьер-министра или ответственных
министров. Практически существуют
и другие личные полномочия, в частности
- премьер-министр назначается
Наиболее
важным личным полномочием президента
Франции является право роспуска
Национального собрания, которое
ограничено лишь тремя условиями: 1)
не может быть произведен роспуск
в течение года, следующего после
предыдущего роспуска; 2) во время
действия чрезвычайного положения;
3) временным президентом
Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.6
Особенно
возрастает роль главы государства,
когда он решает ввести чрезвычайное
положение в стране. Статья 16 конституции
позволяет ввести президенту настоящую
единоличную диктатуру, во время
которой он принимает все меры,
которые, по его представлению, диктуются
обстоятельствами. Но в этой статье
оговариваются два условия для
введения чрезвычайного положения:
первое - должно наличествовать одно из
четырех требований - серьезная и
непосредственная угроза либо институтам
республики, либо независимости нации,
либо целостности ее территории, либо
выполнению международных обязательств;
второе - должно быть нарушено нормальное
функционирование органов государственной
власти, созданных в соответствии
с конституцией. Эта статья не может
быть использована при других обстоятельствах,
и президент не может вводить
ее когда захочет. Однако отсутствие
достаточных юридических и
Президент
практически снизу доверху
В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.
В
судебной области президент - обладатель
традиционного права главы
Вторая
часть полномочий главы государства,
требующая контрассигнации
На
практике президент обладает большими
правами, чем то следует по букве
закона. Так, он принимает решения
в областях, относящихся к компетенции
правительства, когда в парламенте
имеется “одноцветное” с
Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются президентом.
Правительство
Франции - коллегиальный орган, состоящий
из премьер-министра и министров. В
соответствии с конституцией различаются:
Совет министров - собрание министров
под председательством
Правительство
назначается следующим образом:
Президент республики подбирает
кандидатуру и назначает премьер-министра.
Премьер-министр подбирает
Правительство
Франции, как уже отмечалось, - коллегиальный
орган, состоящий из премьер-министра
и министров. В соответствии с
конституцией различаются: Совет министров
- собрание министров под
Полномочия
правительства делятся на осуществляемые
им коллегиально и на осуществляемые
лично премьер-министром. В первом
случае они находятся под прямым
воздействием президента республики.
Нововведением стало учреждение
института несовместимости
Особая
роль в правительстве принадлежит
премьер-министру. Он координирует работу
министерств, контролирует ее, дает указания
о составлении важнейших актов.
Он председательствует в межминистерских
комитетах; может председательствовать
и в Совете министров. Премьер-министр
несет ответственность за национальную
оборону. Эти полномочия должны, однако,
рассматриваться в совокупности
с очень важными правами
Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента, некоторые из них он осуществляет лично, другие - в сотрудничестве с президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда тот не заседает. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть там выслушан.
Премьер-министру
принадлежит право созыва смешанных
паритетных комиссий при разногласиях
парламентских палат в
Парламент
состоит из двух палат: нижней - Национального
собрания и верхней - Сената. Пассивное
избирательное право
Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.
Верхняя
палата - Сенат - формируется по-иному.
По мысли учредителей Пятой
Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них - 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система. Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное представительство от крупных индустриальных департаментов позволяет населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная система в других департаментах не обеспечивает должного представительства городского населения, находящегося там в меньшинстве.
Функции
французского парламента мало чем отличаются
от функций центральных
Парламент собирается на одну сессию в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Кроме того, он собирается по полному праву во время чрезвычайного положения и после переизбрания Национального собрания, если второй Четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких сессий осуществляется декретом президента республики.
Для руководства работой каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры. Председатель сената в случае вакантности поста президента республики временно исполняет его обязанности; каждый председатель назначает в Конституционный совет по три члена; председатель Собрания председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации переданы поправки к конституции. С председателями должен консультироваться президент, когда намерен ввести чрезвычайное положение. Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что сфера этих актов относится к регламентной области. Оба председателя обеспечивают порядок и работу палат. Им принадлежит право вызова вооруженных сил.