Референдум: понятие, виды и практика применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:59, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить понятие «референдум», его виды и практику применения.
Для достижения цели данного исследования необходимо решение следующих задач:
- определить понятие референдума и изучить историю его становления в зарубежных странах;
- выявить и рассмотреть виды референдума;
- проанализировать практику применения и процедуру проведения референдума в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Понятие референдума и история его становления в зарубежных странах…………………………………………………………….…………….4
Глава 2. Виды референдума……………………………………..…………….8
Глава 3. Практика применения и проведения референдума в отдельных странах…………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………...………..15
Список использованной литературы……………………………...…………16

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС Общая чпсть.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

Также референдумы различаются по времени проведения:

а) дозаконодательные (проводятся до рассмотрения законопроекта парламентом);

б) послезаконодательные (проводятся после рассмотрения законопроекта парламентом).

Вывод. Таким образом, рассматривая референдум как один из конституционно-правовых институтов, необходимо обращаться к классификации этого правового явления. Классификация референдума весьма условна, критерии могут быть самыми разными, например, в зависимости от предмета, по обязательности, по времени проведения, по месту проведения. Использование и закрепление тех или иных видов референдума зависит от политического режима в стране и во многом определяется им.

 

Глава 3. Практика применения и проведения референдума в отдельных странах.

 

Являясь одной из форм непосредственной демократии, референдум отражает общие тенденции к демократизации различных аспектов жизни общества, расширению участия граждан в управлении государственными делами, решении важных вопросов, затрагивающих интересы большинства населения.

Европа, как отмечалось выше, является не только родиной референдума, но и "чемпионом" по количеству референдумов.9 Поэтому практику применения референдумов следует рассмотреть именно европейских стран.

При проведении референдума действуют общие принципы избирательного права - всеобщий, прямой и равный характер участия при тайном голосовании.

Согласно конституциям европейских государств участвовать в референдуме могут лица, наделенные активным избирательным правом.

Важнейшим для любого референдума является вопрос о "пороге" участия в нем граждан. Наибольший процент участия является условием максимально полного и точного выявления воли избирателей, представляющих народ как источник государственной власти.

В целом ряде государств конституционная регламентация по данному вопросу исходит из необходимости участия в референдуме большинства внесенных в избирательные списки или зарегистрированных избирателей. В этом случае референдум считается состоявшимся. В Италии, Македонии, Латвии, Польше, Португалии, Словакии, Хорватии "кворум" для проведения референдума представляет собой не менее 50% соответствующих лиц.10

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство избирателей. Такой подход характерен для многих конституций, в частности, Литвы, Польши, Ирландии, Армении, Италии, Латвии, Словении, Хорватии, Эстонии.

В европейских конституциях имеются различные формулы о большинстве. Наиболее часто встречается запись, согласно которой вопрос референдума считается решенным положительно, если за него проголосовало большинство или более половины граждан, обладающих избирательным правом, при условии, что в голосовании приняло участие большинство или более половины избирателей. Так, в Словакии результаты референдума считаются действительными, если в нем участвовало более половины избирателей, имеющих право участвовать в голосовании, и если решение было принято большинством более половины голосов участвовавших в референдуме (ст. 98).11

Если порог участия не определен и речь идет об относительном большинстве, то может устанавливаться определенный минимум голосов для достижения такого большинства.

Вообще процедура референдума начинается с инициативы. Общегосударственный референдум инициировать могут органы государственной власти, или же отдельные группы членов парламента, например, 50 депутатов парламента Венгрии. В некоторых государствах инициировать референдум могут органы публичной власти территориальных единиц, входящих в состав государства. В некоторых странах право инициативы принадлежит группе избирателей, которые должны собрать определенное количество подписей в поддержку своей инициативы. Например, в Италии требуется собрать не менее 500 тысяч подписей.12

Почти таким же образом инициируются и местные референдумы, но только инициаторами соответственно выступают органы публичной власти соответствующего уровня. А если референдум инициируется группой активных избирателей, то число подписей, которые они должны собрать уменьшается. Существуют и исключения, например в Хорватии, парламент может инициировать местный референдум, если ему необходимо знать мнение населения.

Следующей стадией процедуры референдума является назначение всенародного голосования. Назначать референдум могут глава государства, это в таких странах как Франция, или же парламент, например в Венгрии. В некоторых странах оба этих органа обладают таким правом.

Далее идет агитация за тот или иной вопрос, поставленный на всенародное голосование и соответственно само голосование. В бюллетень для голосования вопрос, по которому проводится референдум, может быть внесет несколькими способами. Первый – это предложение нескольких вариантов решения, из которых надо выбрать один или же несколько, но не все. Второй способ – предложение одного варианта решения и о его поддержке необходимо ответить положительно или же отрицательно.

 Решение, принятое на  голосовании является обязательным  для исполнения и не нуждается  в утверждении каким либо иным  органом государственной власти. Однако, для исполнения и привидения  в жизнь решения, которое было  принято на референдуме, как правило, органам государства и должностным  лицам необходимо совершать определенные  действия, издавать дополнительные  или регламентирующие акты.

Вывод. Референдум как конституционно-правовой институт не является новшеством в науке конституционного права зарубежных стран и в практике. Родиной референдума считается Европа. Процедура проведения референдума имеет несколько закономерных стадий, сменяющих друг друга. Практика применения и проведения референдума в зарубежных странах различна. Это объясняется многими причинами: политическими, социально-экономическими и другими. Но цель референдума одна – выяснить отношение большинства народа относительно того или иного вопроса, часто судьбоносного для конкретной страны.

 

Заключение.

Явление референдума не ново и имеет достаточно долгую историю своего развития и становления. Референдум, выступая одним из институтов непосредственной демократии, имеет сходство и различия с иными такими формами. Так, тесно соотношение референдума и выборов, референдума и плебисцита.

Так, референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум можно классифицировать по различным основаниям, но все классификации весьма условны. Выделяют следующие виды референдумов:

  1. По предмету референдумы делятся на конституционные, законодательные, административно правовые, референдумы по финансовым вопросам, международно-правовые.
  2. По своей обязательности референдумы бывают обязательными и факультативными.
  3. По времени проведения бывают дозаконодательные и послезаконодательные;
  4. По правовым последствиям референдумы делятся на консультативные и постановляющие.
  5. По месту проведения бывают национальными, региональными и местными.

Использование тех или иных видов референдума зависит от обстановки в конкретном государстве. Практика применения референдумов весьма разнообразна и ведет свое начало еще с давних времен. Проведение референдума – это показатель демократического общества. Процедура проведения референдумов во многом схожа с процедурой проведения выборов.

          Список использованной литературы.

Нормативно – правовые акты:

  1. Конституция Словакии от 3 сентября 1992 года.
  2. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года.

Литература:

  1. Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. 560 с.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов/ Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма. 2007. 896 с.
  3. Конституционное право государств Европы/Отв. ред. Ковачев Д.А. М.: Волтерс Клувер, 2005. 320 с.
  4. Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. 320 с.
  5. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2003. 238 с.
  6. Марченко М.Н. Референдум в системе западной демократии (правовой аспект). Методологические проблемы правоведения. М., 1994. 231 с.
  7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ. 2008. 560 с.
  8. Сизько И.А., Чепурнова Н.М.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2007. 184 с.
  9. Синцов Г.В. Анализ зарубежной практики становления и развития института референдума//Право и образование. 2005.№6. С. 115-122.
  10. Синцов Г.В. Противоречия содержания понятия «референдум»//Право и образование.2005.№3. С. 188-193.

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов/ Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма. 2007. С. 485.

2 Синцов Г.В. Противоречия содержания понятия «референдум»//Право и образование.2005.№3. С. 188.

3 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ. 2008. С.112.

4 Синцов Г.В. Анализ зарубежной  практики становления и развития института референдума//Право и образование. 2005.№6. С. 115.

5 Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма, 2004. С.164.

6 Сизько И.А., Чепурнова Н.М.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2007. С.99.

7 Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года.

8 Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2003. С.64.

9 Марченко М.Н. Референдум в системе западной демократии (правовой аспект). Методологические проблемы правоведения. М., 1994. С. 95.

10 Конституционное право государств Европы/Отв. ред. Ковачев Д.А. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.85.

11 Конституция Словакии от 3 сентября 1992 года.

12 Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. С.208.


Информация о работе Референдум: понятие, виды и практика применения