Роль и место права в системе социального регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является сжатое изложение основных положений современной юридической науки по проблеме места и роли права в системе социального регулирования, освещение роли права и других социальных регуляторов, характера, соотношения и взаимодействий между собой различных социальных норм, а также существующих тенденций в их развитии и преобразовании.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды социального регулирования
2. Понятие, функции и виды социальных норм
3. Право в системе социальных норм
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая иванова егора.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

К нормативным относятся те регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, то есть, норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушения, правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

«Принуждение, - отмечает выдающийся ученый юрист С.Н.Братусь, - как необходимый компонент социальной нормы может быть различным – государственным (при нарушении юридической нормы), общественно-бытовым (при нарушении норм приличия, правил общежитий и т.д.). Общественные отношения разрушаются, когда обязанности, установленные в правовой, моральной или иной, подпадающей под социальное регулирование сфере, нарушаются и за этим нарушением не следует реагирования в виде юридической, моральной или социальной ответственности»1.

К нормативным регуляторам относятся прежде всего правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора относится правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относится и религия в некоторых своих частях – например, каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретала общерегулятивное, а не только внутрецерковное значение.

В совокупности нормативные регуляторы и образуют социальную нормативно-регулятивную систему, которая и в целом, и в обособленности тех или иных регуляторов, их взаимодействии друг с другом, оказывает воздействие на участников общественных отношений.

Нормативная система хотя и важнейшая, однако, не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики, можно видеть как при обособленном анализе, так. Главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную. К этой ненормативной регулятивной системе следует относить ценностной, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме  
____________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. М.: Юристъ, 1996. С. 82.

этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп. Выделяя ценностный регулятор в качестве самостоятельного, отдельно действующего регулятора, нельзя отрицать или умалять социальную ценность иных регуляторов, в том числе правового регулятора. Речь идет о другом – о наличии мощного регулятора, оказывающего глубокое воздействие на участников общественных отношений определенной системой ценностей, сложившихся исторически на синергетической основе. Принцип талиона, «кровная месть», принципы взаимопомощи, уважения к человеческой личности, достоинство человека, индивидуализм в либеральных обществах, коллективизм в обществах распределительных, социалистических, частная собственность, национальная гордость, много другое – все это ценности, образующие самый глубокий, наиболее устойчиво равновесный, стабильный регулятивный пласт.

Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанной в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения, или не содержат указания на конкретное поведения адресатов директивы.

Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основания и обоснования своего поведения.

Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения, выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, то есть, с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение.

Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего, телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции. Сам факт оглашения (публичное осуждение, неодобрение) приобретает действенное регулятивное качество. Характерно, что «информационной санкцией» наделяются решения всех организаций, рассматривающих споры, связанные со свободой массовой информации или злоупотреблениями этой свободой – в Финляндии, Дании, России и других странах (например, в России – деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ).

Социальный институт предсказаний был и остается довольно своеобразным регулятором.

К сожалению, в сложившейся в обществе системе, регуляторы не всегда действуют слаженно, во взаимодействии друг с другом. Напротив, весьма часто, складываются ситуации, когда возникают противоречия между регуляторами, состояние общества становится неравновесным, и еще неизвестно, какой из регуляторов окажется наиболее мощным, действенным.

Так, необязательно, что при противоречивом действии социальных регуляторов будет действовать нормативный регулятор, например, правовой, обеспеченный государственным принуждением. Иные регуляторы также имеют механизмы обеспечения, которые могут находиться в коллизии с механизмом правового принуждения и быть действеннее его. Например, у ценностного регулятора. Это, главным образом, важная сила имитации, подражания массовому поведению («поступай, как поступают все свои»). А имитационный механизм – «социальное заражение» - один из древнейших биосоциальных механизмов, действующих в человеческом обществе.

Кроме того, норма права зачастую является всего лишь идеалом, который еще нужно претворить в жизнь, в то время как, например, ценностный регулятор, благодаря большой устойчивости, уже действует на протяжении длительного времени.

У директивного и информационного регуляторов также имеются сильные обеспечивающие механизмы. Это в одних ситуациях различные материальные и моральные («престижные») блага, в других – соответствующие неблагоприятные социальные последствия.

Соотношение правового регулирования и реальных стереотипов поведения – это одна из основных проблем действенности права.

 

2. Понятия, функции и виды социальных норм

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуации на работе, в общественных местах, дома, в семье или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы поучаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, - естественная норма. Во-вторых, норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, - социальная норма.

Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

1. Естественные нормы, существующие  в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знаний  естественных норм правила работы  с техническими и природными  объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся  на естественных нормах, или складывающиеся  в связи с их действием. Сюда  относится большинство социальных  норм.

4. Правила поведения, содержание  которых определяется не столько  естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретное его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные  нормы устанавливают правила  поведения в обществе, то есть  определяют, каким может или должно  быть поведение субъектов с  точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают много кратностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в  связи с волевой, сознательной  деятельностью людей. Одни социальные  нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако, всегда возникают в связи с ними.

3. Названные нормы регламентируют  формы социального взаимодействия  людей, то есть, направлены на  регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе  исторического развития (как его  фактор и результат) и функционирования  общества. Социальные нормы, будучи  элементом общества, отражают процессы  его развития, влияют на их  темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют типу  культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М.Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействия людей1. Культура выражается, прежде всего, в содержании социальных норм.

Формулировку социальной нормы и ее характеристики можно определить по-разному. В частности, профессор Р.А.Ромашов дает следующее определение: социальная норма – элементарный стандарт, определяющий смысл социально значимого понятия или принципа, а также закрепляющий структуру и содержание первичного варианта (простейшего правила) возможного, должного, недопустимого поведения субъектов общественных отношений.

Общими признаками социальных норм являются:

  • социальный характер: при помощи социальных норм регулируются и охраняются обще6ственные отношения;
  • предоставительно-обязывающий характер: социальные нормы определяют перечень и объем возможностей (прав) и долженствований (обязанностей) участвующих в общественных отношениях субъектов;
  • гарантированный и санкционированный характер: нормативное закрепление того или иного социального стандарта предполагает обеспечение его реализации при помощи специальных условий (механизмов) – гарантий и защиту путем применения к нарушителю мер негативного воздействия – санкций.

При помощи социальных норм регулируются и охраняются общественные отношения в различных социальных сферах (политике, экономике, религии, в правовой сфере и т.д.)2.

____________________

1 Теория государства и права/Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2003. С. 249.

2 Ромашов Р.А. Закон, правило, норма, долженствование//Правоведение. 2001. № 6. С. 17.

С.А.Комаров и А.В.Малько справедливо указывают, что объективный

характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Социальные нормы возникают из объективной потребности общества к саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. Норма возникает в процессе  человеческой деятельности, субъективно  обусловленной способом производства.

3. Норма неотделима от отношений  обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Общие черты социальных норм следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

Информация о работе Роль и место права в системе социального регулирования