Роль правомерного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является раскрытие понятия правомерности поведения индивида в современном обществе.
Поставленная цель определила следующие задачи работы:
1) раскрыть основные понятия и признаки правомерного поведения;
2) определить структуру, виды и исследовать классификацию типов правомерного поведения, получившую наибольшее распространение;
3) определить роль правомерности в формировании правовой активности личности.

Содержание

Введение
1 Понятие и основные признаки правомерного поведения
2 Виды правомерного поведения и его структура
2.1 Структура правомерного поведения
2.2 Виды и особенности поведения
2.2.1 Социально-активное поведение
2.2.2 Привычное поведение
2.2.3 Конформистское поведение
2.2.4 Маргинальное поведение
3 Роль правомерного поведения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Правомерное поведение.DOC

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Для маргиналов характерна деформация традиций, ценностных установок, социальных и правовых ориентиров. Среди лиц с маргинальными типом поведения принято выделять две группы:

1) группу риска, к которой  относятся беженцы, вынужденные  переселенцы, перемещенные лица, безработные, безнадзорные несовершеннолетние. Например, в пост перестроечное  время и после развала СССР, на территории современной России появилась большая армия мигрантов, беженцев, в основном из Северо-Кавказского региона, из государств Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Корея), из стран бывшего СССР (Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Казахстан).[36] Все эти люди, лишившись привычных условий существования, не всегда могут сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляют в этой связи неудовлетворенность, агрессивность, апатию, неуверенность в завтрашнем дне. Нелегальные мигранты, находящиеся вне контроля государственных органов страны пребывания, естественно находятся и вне их защиты, становясь тем самым легкой добычей криминалитета. Их готовность к совершению преступлений объясняется и тем, что в их среде очень мало людей, не нарушающих Уголовный кодекс, налоговое, трудовое, миграционное или иное законодательство и давно перешедших грань законопослушности.[37]

Сюда, в эту же группу можно отнести  огромное количество людей, оставшихся без работы в результате разразившегося мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. Так же, примыкают к ним  лица, получающие мизерную зарплату, потерявшие надежду на помощь общества и государства. Эта категория людей, постоянно балансирующая между правомерным и противоправным состоянием;

2) асоциальную группу, к которой  принадлежат бродяги, попрошайки, бомжи, проститутки, бывшие заключенные, не сумевшие адаптироваться к жизни в обществе, лица, страдающие алкогольной, наркологической и токсической зависимостью, беспризорные дети и др. Данная группа отличается асоциальностью и противоправностью поведения, поэтому речь может идти об ответственности этих лиц, а также о комплексе мер для преодоления их маргинального положения.

Вывод. Недостаток такого поведения состоит в том, что его правомерность, как правило обеспечивается страхом наказания. Являясь по своей природе находящимся на грани, при определенных условиях оно становится из правомерного противоправным. Маргинальное поведение характеризуется определённой психологической деформированностью субъекта. Однако психологическая деформированность – это ещё не поведение. Для права безразлично, по каким мотивам не нарушаются нормы права. Так называемое маргинальное поведение – это, в конечном счете, поведение правомерное.

 

3 Роль правомерного  поведения

Согласование индивидуального  поведения с правовыми установлениями является сложным социально-психологическим процессом, зависящим от многих субъективных и объективных факторов. Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она представляет собой ту наиболее эффективную реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.

Поскольку общество и государство  заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Таким образом, в целом правомерное  поведение можно охарактеризовать следующим образом:

Правомерное поведение – это осознанная форма деятельности субъектов права, направленная на удовлетворение определенных интересов и сообразующаяся с предписаниями юридических норм (например, должник возвращает долг кредитору).

Правомерное поведение – долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение – типичная форма юридически значимых поступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечает интересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинение индивидуальной воли лица общей воле.

Правомерное поведение – это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение — юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством и обществом, соответствующее требованиям правовых норм сознательно-волевое деяние, направленное на реализацию соответствующих юридических прав и обязанностей.

Последствиями правомерного поведения  являются формирование и укрепление общественного порядка, режима законности, устойчивости и стабильности правоотношений в обществе, обеспечения законных прав и интересов граждан.

Одна из важнейших особенностей правомерного поведения заключается  в том, что оно является общественно  необходимым и общественно полезным поведением. Оно создает основу стабильности и организованности общества, формирует предпосылки для его развития и совершенствования. Правомерное поведение способствует укреплению законности и конституционности.

Социальная ценность правомерного поведения проявляется и в  том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность – общепринятое понятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека и общества. Цивилизованное правомерное поведение – это следование субъекта права нормативным требованиям на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих догм – не укради, не убий, не обмани. Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и не писаным правилам, насколько является активным носителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и подчеркивает общественные представления о добре.  

 

 

Заключение

Обобщая вышеизложенное и проанализировав  недостатки и положительные стороны  всех видов правомерного поведения  можно сказать, что государству  и обществу не безразлично, какими мотивами руководствуется личность в своих поступках. Сегодня совершенно очевидно, что в формировании новой российской государственности, успешного хода преобразований в обществе решающим условием становится социально-активное и привычное поведение граждан. Это - высокая гражданская позиция, активность, желание и способность к переменам, это и политический, нравственный и интеллектуальный облик нашего современника. Отсутствие собственных позиций, стойкие привычки ухода от решения реальных проблем, социальный конформизм людей, не только не умеющих, но и часто не желающих мыслить и действовать самостоятельно, являются тормозом в процессе роста новой России.

В заключение можно добавить, что  в формировании правосознания сегодняшних молодых людей, которым вскоре предстоит строить новое обновляющееся общество, должно присутствовать гарантия осуществления своих прав и свобод со стороны государства. Конституция Российской Федерации, ее статьи являются основным гарантом осуществления прав и свобод. Статья вторая Конституции Российской Федерации говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.[38] Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования. Тем не менее, в нашем государстве нередки случаи, когда гражданам создаются не равные условия для осуществления своих прав. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. В этой же статье Конституции РФ, в части 5 закреплено, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.[39] В связи с этим возникает вопрос. Насколько правомерно решение Конституционного Суда РФ, призванного от имени государства осуществлять правосудие, который не разрешил отсрочку от призыва в Вооруженные Силы студентов различных форм образования, официально признанных государством, имеющим лицензию государства, оставив только такое право студентам, обучающимся в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Такое решение не будет способствовать дальнейшему повышению уровня правовой культуры, правосознанию. В результате нередки случаи уклонения от службы в рядах Вооруженных Сил РФ среди молодых людей, что является признаком маргинальности в зависимости от их мотивации.

В современном демократическом  государстве человек, с его правами  и свободами, является высшей ценностью  государства, и потому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, устранении деформации в его правосознании. При помощи типологии правомерного поведения законодатели имеют возможности устанавливать те или иные правила поведения и выбирать соответствующие стимулы и поощрения в целях предупреждения нарушений норм права. 

 

 

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. Государственные  символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 48 с. – (Кодексы. Законы. Нормы). http://constitution.kremlin.ru/

Гражданский кодекс Российской Федерации (по сост. на 1.01.2010 г.). Части I, II, III, IV. (с  измен. и дополн.). –  http://www.interlaw.ru/

Бабаев, В.К. Теория государства и  права: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. д.ю.н. проф. В.К. Бабаева.– М.: Юристъ, 2006. – 637 с.

Венгеров, А.Б. Теория государства  и права: Учебник для юридических  вузов / д.ю.н. проф. А.Б. Венгеров. – М.: Новый юрист, 1998. – 624 с.

Темнов, Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Е.А. Темнов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.

Марченко, М.Н. Общая теория государства  и права: Академический курс в 3-х  томах. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко.–  Изд. 32-е, перераб. и доп. Том 3. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 528 с

Марченко, М.Н. Общая теория государства  и права: Академический курс в 3-х  томах. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко.–  Изд. 4-е, перераб. и доп. Том 3. - М.: ИКД  «Зерцало», 2009. – 800 с.

Морозова, Л.А. Теория государства  и права: Учебник. / Проф. Л.А. Морозова. - Изд. 3-е, перераб. и доп.– М.: Эксмо, 2008. – 480 с.

Манов, Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Издательство БЕК, 1996. – 336 с.

Мириенко, М.Н. Теория государства  и права: учебное пособие / М.Н. Мириенко. – М.: Юристь, 1996. – 320 с.

Лазарев, В.В. Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. д.ю.н. проф. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2000. – 520 с.

Пиколкин, А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина. - М.: 1995. – 398 с. 

Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / проф. А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с. 

Абдурахманова, И.В. Тоталитарное правосознание в России: факторы формирования и трудности преодоления / И.В. Абдурахманова // Государство и право. – 2008. - № 5. – С. 86-89. 

Байниязов, Р.С. Мировоззренческие  основы общероссийской правовой идеологии / Р.С. Байниязов // Журнал российского права. – 2007. - № 11. – С. 32-35. 

Вавилин, Е.В. Проблемы осуществления  субъективных гражданских прав в  современной России / Е.В. Вавилин // Государство и право. – 2008. – № 2. – С. 32-38.

Поздняков, А.Н. Мигранты в России: криминальная действительность / А.Н. Поздняков // Государство и право. – 2008. - № 6. – С. 15-22.

Трофимоав, В.В. Поощрительные санкции  и правообразование / В.В. Трофимоав // Государство и право. – 2009. - № 3. – С. 85-90.

Фролова, Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е.А. Фролова // Государство и право. – 2009. - № 4. – С.63-73.

 

Приложение А

(основное)

Структура правомерного поведения

 

Приложение Б

(основное)

Виды правомерного поведения

КРИТЕРИЙ

ВИДЫ

ПО СТЕПЕНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ

ü  Необходимое

ü  Желательное

ü  Допустимое

ПО МОТИВАМ

ü  Социально-активное

ü  Привычное

ü  Конформистское

ü  Маргинальное

ПО АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА

ü  Правомерное действие

ü  Правомерное бездействие

ПО СПОСОБАМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ü  В рамках запретов

ü  В рамках дозволений

ü  В рамках предписаний

ПО ОТРАСЛЯМ ПРАВА

ü  Конституционно-правомерное

ü  Уголовно-правомерное (уголовно-правовое и уголовно-процессуальное)

ü  Финансово-правомерное

ü  Трудовое правомерное

ü  Административно-правомерное и т. д.

ПО СУБЪЕКТАМ

ü  Правомерное поведение должностных лиц

ü  Правомерное поведение представителей власти

ü  Правомерное поведение граждан и т. п.

ПО СВЯЗИ С ПРАВООТНОШЕНИЕМ

ü  В рамках правоотношения

ü  Вне рамок правоотношения

ПО ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ü  Правотворчество

ü  Оперативно-исполнительская деятельность

ü  Контрольно-надзорная деятельность

ü  Управленческая деятельность

ü  Правоохранительная деятельность

ü  Юрисдикционная деятельностьи т. п.

ПО ФОРМАМ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА

ü  Соблюдение

ü  Исполнение

ü  Использование

ПО СУБЪЕКТНОМУ СОСТАВУ

ü  Индивидуальное

ü  Коллективное


 

 

[1] Сочинения. Том 1. / Маркс К., Энгельс Ф. - С. 14-15.

[2] См: Проблемы осуществления субъективных гражданских прав в современной России / Е.В. Вавилин // Государство и право. – 2008. – № 2. – С. 32.

[3] Философия права / Г.В. Гегель – М.: 1990. – С. 59.

[4] Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / д.ю.н. проф. А.Б. Венгеров. – М.: Новый юрист, 1998. – С. 543.

[5] См: Поощрительные санкции и правообразование / В.В. Трофимоав // Государство и право.–2009.-№3. – С.85.

[6] См: Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е.А. Фролова // Государство и право. – 2009. - № 4. – С. 63.

Информация о работе Роль правомерного поведения