Романо-германская правовая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:41, реферат

Краткое описание

Среди существующих в настоящее время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особое значение. По словам Р. Давида, она является «первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире».
Романо-германская правовая семья охватывает большую часть стран Африки, все страны Латинской Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной Европы. Правовые системы последних по ряду специфических признаков подразделяются на две группы: романскую и германскую. К первой группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов.

Вложенные файлы: 1 файл

Романо-германская правовая семья.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

Теоретически считалось, что эти полномочия даются суверену «для закрепления принципов естественного  права». В то же время практически, получив соответствующие полномочия, он мог уклоняться от данной цели и  даже использовать власть для изменения  основ государ-

ственного и общественного строя, нисколько не заботясь при этом о «естественных правах»[7].

Причины, обусловившие повышение  роли позитивного права, закона и  законодательства, предопределили также  по мере накопления законодательных  актов необходимость и возможность  их систематизации, а точнее, кодификации. Кодификация позволила упорядочить  действующее законодательство, избавиться от изживших себя, но укоренившихся  повсюду нормативно-правовых и иных архаизмов. Она способствовала преодолению  дробности права, множественности  и разношерстности обычаев, разрыва  между правовой теорией и практикой.

Кодификация символизировала  собой окончательное завершение процесса формирования романо-германской правовой системы как целостного явления. Во многих странах европейского континента была проведена систематизация действующих законодательных актов  и как результат были приняты  кодексы – нормативно-правовые акты, вбирающие в себя все жизнеспособное в романо-германской правовой семье. Так, во Франции (1804), в Германии (1896), Швейцарии (1881– 1907) и других странах  первоначально были приняты гражданские  кодексы. В последующем – уголовные, уголовно-процессуальные и другие аналогичные  им нормативно-правовые акты.

В настоящее время кодексы  наряду с другими нормативно-правовыми  актами и в первую очередь с  обычными текущими законами, регулирующими  практически все наиболее важные сферы общественной жизни, являются в романо-германской правовой семье  ведущими источниками права.

Разумеется, речь не идет о  конституциях и конституционных  законах, находящихся на вершине  пирамиды нормативно-правовых актов  и абсолютно доминирующих в системе источников романо-германского права. Их высшая юридическая сила и влияние на содержание и процесс развития романо-германского права непререкаемы.

Среди источников права важную, но не определяющую роль играют многочисленные подзаконные акты, обычаи и правовые доктрины.

Определенное значение в  европейском континентальном праве  придается судебной практике. В отличие  от англосаксонского права судебная практика в романо-германской правовой семье играет несравнимо меньшую  роль. Тем не менее ее нельзя сбрасывать со счетов как источник права. Это в первую очередь касается гражданского, трудового, административного и некоторых других отраслей права. 

 

Чтобы лучше понять основные черты и особенности романо-гер-манской правовой семьи на современном этапе, рассмотрим подробнее правовые системы Германии и Франции.

Основы современной правовой системы Германии были заложены после  создания в 1867 г. рядом государств во главе с Пруссией Северо-Германского Союза и образования на его базе в 1871 г. Германской империи. До возникновения общегерманского права на территории нового государства продолжали действовать законодательные акты и обычаи прежних государств и государственных образований. Особую роль при этом играло законодательство Баварии, Пруссии, Саксонии и других влиятельных в тот период германских государств.

Среди общегерманских законодательных  актов, оказавших заметное влияние  на весь последующий процесс развития законодательства в стране, выделяются такие, как ранее разрабатывавшиеся  Торговое и Уголовное уложения (1866 и 1871), Гражданское процессуальное и  Уголовно-процессуальное уложения, Закон  о судоустройстве 1877 г., Гражданское  уложение 1896 г. и др.[8] В научной и справочной юридической литературе особо отмечается, что многие из этих и иных законодательных актов, принятых в данный период, продолжают действовать в Германии с учетом изменений и дополнений и в настоящее время.

В структуре современного законодательства Германии продолжают действовать также некоторые  адаптированные к нынешним условиям акты, принятые еще в период существования  Веймарской республики (1919-1933). Сохраняют свою силу и некоторые законодательные положения и акты, принятые в период существования в стране фашистской диктатуры (1933-1945) (имеются в виду те акты, которые не были отменены постановлениями Союзного контрольного совета, осуществлявшего властные функции в побежденной Германии с 1945 по 1949 г., или же с переходом всей полноты власти в 1949 г. к ФРГ не отмененные ее законодательными органами или Конституционным судом).

Со времени объединения  в 1990 г. ФРГ и ГДР огромную роль в законодательной сфере стали  играть государственные договоры –  об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, вступивший в  силу с 1 июля 1990 г., и о механизме  вхождения ГДР в ФРГ, подписанный 31 августа 1990 г. В соответствии с  первым договором все законодательство ГДР в экономической, валютной и  социальной сферах полностью аннулировалось, а взамен него на эти сферы распро-

странялось законодательство ФРГ. Согласно же второму договору и иным актам в процессе воссоединения двух государств на территорию ГДР были последовательно распространены все законодательство и судебная система ФРГ.

В современной правовой системе  Германии определяющее значение принадлежит  Конституции, принятой 23 мая 1949 г., и  разработанным на ее основе конституционным  актам. При этом Конституция понимается немецкими исследователями не в  традиционном общепринятом смысле, а  как «некое материальное единство, содержание которого отражено в основных ценностях позитивного права», увязанных  составителем Конституции с традициями либерально-представительной парламентской  демократии, либерально-правового государства, федеративного государства, а также  принципами социального государства[9].

Конституция ФРГ, так же, как и любой другой подобного  рода акт, закрепляет основы государственного и общественного строя, конституционные  права, свободы и обязанности  граждан ФРГ, форму правления (республику) и форму государственного устройства (федерацию), структуру государственных  органов и порядок их формирования, иерархию нормативно-правовых актов, издаваемых на основе и во исполнение основных требований и положений, содержащихся в Конституции ФРГ. «Законодательство, – говорится в абз. 3 ст. 20 Конституции ФРГ, – связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».

Будучи Основным законом  федеративного государства, Конституция  ФРГ закрепляет также компетенцию  центральных органов государственной  власти и управления, характер их взаимоотношений  с органами государственной власти и управления субъектов федерации  – земель, определяет общие принципы построения и функционирования государственности  земель.

Конституционное устройство земель, отмечается в связи с этим в Основном законе ФРГ (ст. 28), должно соответствовать «основным принципам  республиканского, демократического и  социально-правового государства  в духе настоящего Основного закона». В землях, округах и общинах, предписывается далее в Конституции, народ должен иметь представительство, созданное  всеобщими, прямыми, свободными, равными  и тайными выборами.

Наряду с Конституцией и обычными законами важное значение среди источников права современной Германии имеют постановле- 

 

ния, издаваемые центральным правительством федерации и правительствами земель. На основе и во исполнение законов издаются и иные подзаконные акты. В количественном отношении они занимают все более важное место среди других источников права ФРГ.

В качестве одного из ведущих  источников права в правовой системе  Германии выступают решения федерального Конституционного суда страны. По юридической  силе они стоят на одном уровне с обычными законами. Что же касается толкований Конституционным судом  парламентских законов, то они в  известном смысле даже превышают  юридическую силу последних. Решения  Конституционного суда относительно конституционности  или неконституционности законов определяют судьбу этих нормативно-правовых актов и обязательны для всех без исключения государственных органов, в том числе для судов.

Система права Германии отражает ее федеративный характер. Она складывается из норм, составляющих содержание нормативных  актов, издаваемых на уровне федерации, а также государственными органами земель. Согласно Конституции ФРГ (ст. 31) «федеральное право имеет перевес  над правом земель».

В своих основных чертах современная правовая система Франции  определилась в период Великой Французской  революции 1789–1794 гг. и в последующие  за ней десятилетия. Среди важнейших правовых документов той эпохи, которые обусловили процесс становления и развития правовой системы Франции, были Декларация прав человека и гражданина 1789 г., конституционные акты периода Великой Французской революции, Гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона), Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.[10]

В видоизмененном и адаптированном виде большинство из них и поныне оказывает огромное влияние на правовую систему Франции. В особенности  это касается Декларации прав человека и гражданина, а также Гражданского, Торгового и Уголовного кодексов. Важное значение для процесса регулирования  общественных отношении имеют Трудовой и иные кодексы. Их существование и реализация содержащихся в них требований свидетельствуют о справедливости утверждения, что Франция – это страна классической кодификации.

Среди источников современного французского права центральное  место занимают конституционные  акты, в первую очередь сама Конституция. Принятая в 1958 г., она сохраняет свою юридическую силу и поныне. Одной  из специфических особенностей Конституции  Фран-

ции является то, что она не только закрепляет традиционные для такого рода актов общественные отношения, но и тем самым ограничивает область законодательной деятельности парламента.

В соответствии со ст. 34 Конституции  парламент правомочен принимать  лишь те законы, которые касаются: гражданских  прав и основных гарантий, предоставленных  гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладываемых  национальной обороной лично на граждан  и на их имущество; гражданства, состояния  и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения; определения  преступлений и правонарушений, а  также налагаемых за них наказаний; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых судебных установлений и статуса судей; распределения ставок, налогов и условий покрытия всякого рода налогов; порядка выпуска денег.

Законом устанавливаются  также правила, касающиеся порядка  выборов в центральные и местные  органы государственной власти; основных гарантий прав государственных служащих и военнослужащих; национализации предприятий  и перевода их из государственного сектора в частный.

Согласно Конституции  законом определяются и закрепляются, кроме того, основные принципы общей  организации национальной обороны; управления местных административных единиц, их компетенции и распределения  доходов; образования; режима собственности; вещных прав, а также гражданских  и торговых обязательств; трудового  и профсоюзного права, а также  социального обеспечения.

Подразделяя существующие законы на виды, Конституция Франции предусматривает, в частности, что: а) финансовые законы определяют доходы и расходы государства; б) программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства; в) органические законы определяют порядок деятельности парламента, включая  число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания, а также «условия замещения вакантных  мест депутатов или сенаторов  вплоть до полного или частичного обновления соответствующей палаты» (ст. 25). Органическим законом могут  уточняться и дополняться положения, содержащиеся в ст. 34 Конституции, а  также положения некоторых других статей, касающиеся Конституционного Советами др.

Таким образом, устанавливая классификацию соответствующих  законов и определяя конкретные сферы приложения каждого из них, Конституция Франции тем самым  достаточно четко очерчивает сферу  законодательной деятельности парламента, ограничивая ее кругом оп- 

 

ределенных вопросов, и в то же время открывает никак не очерченные в конституционном порядке широкие возможности правового регулирования с помощью актов, издаваемых исполнительными и иными государственными органами. Все вопросы, не входящие в область законодательства, говорится в связи с этим в п. 1 ст. 37 Конституции, «решаются в административном порядке» соответствующими нормативно-правовыми актами.

Среди такого рода актов  весьма значительную роль выполняют  ордонансы. Они являются актами Совета министров – правительства Франции, издаваемыми с разрешения парламента и после дачи заключения Государственным  Советом – особым государственным  органом. Ордонансы регулируют отношения, обычно регулируемые законом. В течение  определенного срока они утверждаются парламентом, после чего приобретают  силу закона. Их изменение или отмена возможны лишь другим законом. Юридическую  силу ордонансы приобретают согласно Конституции сразу же после их опубликования, но теряют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в парламент  «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание» (п. 2 ст. 38).

Ордонансы – акты делегированного  законодательства. Сразу же после  принятия Конституции данные акты рассматривались  скорее как исключительные меры, принимаемые  при всякого рода социальных и иных потрясениях, при чрезвычайных обстоятельствах. Позднее они стали широко использоваться как обычные меры управления страной. Широкое применение ордонансов вызвало тенденцию постепенного размывания границ между актами парламента и актами правительственных органов.

Информация о работе Романо-германская правовая семья