Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:51, контрольная работа
Парламентаризм (от франц. parler - говорить) это система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа парламента - по отношению к другим государственным органам. Исходя из этого, парламентаризм иногда рассматривают как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека из подданного и бесправного в гражданина, наделенного политическими правами, и прежде всего, правом выбора власти в обществе.
Целью настоящей работы является изучение историко-правового опыта российского парламентаризма в начале ХХ века.
Введение
Глова 1. Предпосылки развития парламентаризма в России в XIX - XX вв.
§ 1. Научные, предпосылки парламентаризма в России на рубеже XIX-XX вв.
§ 2.Исторические, предпосылки парламентаризма в России на рубеже XIX-XX вв.
Глова 2. Становление парламентаризма
§ 1. Становление парламентаризма, политические движения
§ 2. I и II Государственные думы и их программы
Заключение
Список литературы
- отчет государственного
- дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения;
- дела о постройке железных
дорог непосредственным
- дела об учреждении кампаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
- дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
Как видим, права и сфера компетенции Государственной думы были четко оговорены и ограничены. Это было закреплено в новой редакции Основных законов Российской империи, принятой накануне начала работы нижней палаты. В соответствии с законодательством, власть верховного управления оставалась всецело в руках императора, которому нераздельно принадлежали:
- вся власть по управлению
страной через министерство, ответственное
перед ним, а не перед народным
представительством и через
- все устройство и
- право объявлять местность на военном и исключительном положении;
- разрешение займов в случае, если Государственная дума не утвердит их во время сессии.
Таким образом, по меткому выражению С.Ю. Витте, новые Основные законы преследовали цель отобрать у Думы все, что опасно трогать.»
Эта Дума предложила программу демократизации России: введение ответственности министров перед парламентом; гарантии гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмена смертной казни; политическая амнистия участников революции. Ключевым в Думе стало рассмотрение проектов по аграрному вопросу кадетов и трудовиков. Правительство, поддержанное консерваторами, их отвергло, что усилило его противостояние с Государственной Думой. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.
«Выборгское воззвание»
9 июля 1906 г. новый министр внутренних
дел П.А. Столыпин распустил
II Государственная дума
В ноябре 1906 г. началась избирательная компания во II Государственную думу.
Выборы во II Думу проходили не просто в условиях спада революции, а в те месяцы 1907 г., когда все более очевидным было то, что скоро она закончится поражением. Между тем принципиально это обстоятельство не повлияло на исход думской кампании. Оппозиционные царскому правительству партии вновь, как и в 1906 г., завоевали на выборах симпатии большинства граждан, пришедших голосовать. Правда, соотношение мест в нижней законодательной палате несколько отличалось в сравнении с тем, что было почти год назад. Так, кадеты и трудовики, хотя и остались самыми крупными думскими фракциями, по численности поменялись местами (кадеты уступили первое место трудовикам, потеряв около 80 мест; трудовики же, наоборот, несколько упрочили свои позиции, обогнав кадетов по числу депутатов). Сильной оказалась социалистическая «диаспора» во II Государственной думе: эсеры и эсдеки (социал-демократы) провели в Думу свыше 100 своих сторонников. Одним из отличий партийного состава II Думы от ее предшественницы стало присутствие в Таврическом дворце представителей правых партий и увеличение числа умеренных либералов, октябристов прежде всего.
Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьих земель напугали правительство. Просуществовав 102 дня, Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года была распущена.
Третьеиюньский государственный переворот
«Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая дожи¬даться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал-демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из Высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы».
Указанный манифест символизировал возникновение в России новой системы политической организации государства, получившей название «третьеиюньская монархия». В этот период внутреннюю политику правительства обусловливали объективные постреволюционные условия. С одной стороны, она была ориентирована на подавление антисамодержавного движения. С другой стороны, нельзя было уже не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике самодержавия четко прослеживались две линии: наступление реакции во всех областях общественно-государственной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первую линию реализовывали административные и идеологические мероприятия правительства, поддержанные ориентированными на власть средствами массовой информации и церковью. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законодательных актов.
III Государственная дума
Избирательная кампания по выборам в III Государственную думу проходила во второй половине 1907 г.
Возможность лавирования правительства между различными политическими силами обеспечивал избирательный закон, учрежденный тем же манифестом от 3 июня 1907 года. Основанные на этом законе выборы в III Государственную Думу были уже не всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми и многоступенчатыми, проходившими в обстановке тотального полицейского сыска и террора.
В Думу третьего созыва вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов, которые составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от националистических партий образовали «левый» фланг. Именно в 3-й Государственной Думе, сложился механизм так называемого парламентского октябристского «маятника».
Результаты проведенной избирательной компании были более чем удовлетворительные для правительства. Это объяснялось тем, что в думу прошло меньшинство оппозиционных депутатов. На этот раз лидирующей, в новой проправительственный думе 3-го созыва была партия «декабристов». И в итоге правительство получило новую лояльную думу.
«Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н.А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А.И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912-1917).»
Стоит отметить, что III дума отработала весьма плодотворно, весь отведенный ей срок, а именно с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. За время своей пятилетней работы дума приняла более двух тысяч законопроектов. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос - аграрный.
«Государственная дума видела среди своих основных задач укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Настрой Думы на проведение либеральных реформ, с одной стороны, поддерживал в обществе надежду на постепенное мирное решение всех наболевших вопросов, с другой, - давал возможность выглядеть в глазах мирового сообщества страной, которая шла по демократическому пути западноевропейского образца.
Этим в значительной степени объясняется тот факт, что III Дума единственная из всех Дум периода думской монархии исчерпала пятилетний срок своих полномочий.»
IV Государственная Дума
Предвыборная и выборная кампании в IV Думу продолжались практически на протяжении всего 1912 г., а это было время нового революционного подъема. Вместе с тем результаты выборов в эти две Думы принципиально во многом совпадают: относительное большинство принадлежало октябристам (125 и 96 мест соответственно из 442, так как по закону 3 июня 1907 г. общее число депутатов сократилось на 82). Кадеты сохранили за собой около 50 депутатских мест, пропустив вперед себя не только октябристов, но и правых, в силу внутренних противоречий создавших несколько фракций, с различными консервативными оттенками. Трудовики и социал-демократы как в III, так и в IV Думах были представлены лишь несколькими депутатами, в диапазоне от 10 до 19. Таким образом, изменения общественно-политической ситуации в стране непосредственно не оказывали решающего влияния на итоги думских выборов.
В конце 1912 года состоялись выборы в 4-ю Государственную Думу. Ее партийный состав практически не изменился. В ней сохранились два большинства: право-октябристское и октябристко-кадетское. Однако общественное движение в стране значительно активизировалось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия, которую возглавили представители монополистического капитала - А. Коновалов, П. Рябушинский, С. Третьяков и др. Декларируя программные цели своей партии, ее лидеры выступали за конституционно-монархический строй, расширение властных полномочий Государственной Думы и усиление ответственности министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации всех либералов.
Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
3 сентября 1915 года после принятия
Думой выделенных
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года.
Массовое недовольство властью в самом начале 1917 года, привело к очень печальным последствиям, революционное движение вспыхнуло с новой силой в самом сердце империи - Петрограде. Возвестив тем самым и без того измотанную страну, о начале Февральской революции.
После последнего императорского указа, от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии, дума подчинилась указу, но собравшись в частном порядке и образовав временный комитет, была предпринята попытка сохранить легитимность власти и спасти монархию путем смены царя, но к сожалению попытка не увенчалась успехом.
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.
Чему учит опыт деятельности Государственной думы?
Урок первый. Парламентаризм в России был нежелателен для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.
Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.
Заключение
Сегодня, перешагнув рубеж XXI столетия, многое из опыта деятельности, дореволюционных Дум является поучительным и заслуживающим нашего внимания. Прежде всего, это касается отношений Думы с правительством и монархом. Очевидно, даже век спустя, отношения между законодательной и исполнительной властями в России слишком часто принимали и принимают конфронтационный характер.
B дореволюционных
Для современной парламентской практики не теряют своей актуальности такие явления, как: «законодательные пробки» из-за противоборства между Государственной Думой и верхней палатой - Государственным Советом. Постоянная борьба Думы за контроль над правительственным бюджетом, обилие в законодательной повестке второстепенных законопроектов, увлечение ряда депутатов хлесткими речами в ущерб рутинной, но необходимой в каждом парламенте законодательной работе.
Некоторые стороны накопленного опыта в период существования первых двух дум, на мой взгляд, представляют актуальность и в наши дни.
Именно поэтому свою работу хочется закончить теми же словами, которыми и начинал свое исследование:
Информация о работе Российский парламентаризм в начале ХХ века