Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 14:33, реферат
Первая глава – «Общие положения» – раскрывает и конкретизирует общие принципы и положения, важнейшие из которых в общем виде сформулированы в Конституции: право на свободу совести и свободу вероисповедания, светский характер государства; отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом; право на религиозное образование и способы его реализации.
Российское законодательство
о свободе совести и
Конституция Российской Федерации
Конституция РФ включает в
себя ряд важных положений, связанных
с обеспечением свободы совести,
свободы вероисповедания и с
деятельностью религиозных
«1. Российская Федерация
– светское государство.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Толкование 2-й части статьи вызывает серьезные дискуссии, связанные с тем, следует ли понимать равенство перед законом расширительно, как полную эквивалентность отношений государства со всеми конфессиями, или же оно не препятствует тому, что сотрудничество между государством и различными религиозными объединениями осуществляется с разной степенью интенсивности, при том, что нормы законодательства одинаковы для всех. Однозначного официального толкования этого положения Конституции не имеется.
Ст. 19 Конституции содержит,
в частности,
Основное содержание понятий «свобода совести», «свобода вероисповедания» раскрыто в ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (курсив наш. – М.Ш.). Термин «каждый» включает в себя не только граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, на законных основаниях находящихся на территории России; право исповедовать религию «совместно с другими» предполагает возможность создания религиозных объединений; право распространять свои убеждения и действовать в соответствии с ними предусматривает публичное религиозное проповедничество, ведение благотворительной деятельности и иные формы социальной активности. Право граждан на объединение в общем виде гарантировано также в ст. 30, а в ст. 31 – право граждан собираться мирно, проводить собрания.
Важные аспекты гражданских
свобод, а также ограничение права
на свободу слова, не
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда... религиозного... превосходства.
3. Никто не может быть
принужден к выражению своих
мнений или убеждений или
Ст. 59 направлена на разрешение коллизий, возникающих между долгом нести военную службу и религиозными или иными убеждениями гражданина: «3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
Принципиальное значение
имеет установленное в
Федеральный закон «О свободе
совести и о религиозных
Федеральный закон «О свободе
совести и о религиозных
Первая глава – «Общие
положения» – раскрывает и конкретизирует
общие принципы и положения, важнейшие
из которых в общем виде сформулированы
в Конституции: право на свободу
совести и свободу
Вторая глава Закона – «Религиозные объединения». В ст. 6 дается определение и устанавливаются признаки религиозного объединения. Таким образом, Законом прямо установлена цель образования религиозного объединения – совместное исповедание и распространение веры. В этом отличие религиозных объединений от общественных и от иных некоммерческих организаций. В отличие от прежнего Закона «О свободе вероисповеданий», более конкретно указаны основные признаки религиозного характера объединения. Таким образом, мнение участников объединения о религиозном или нерелигиозном его характере не является решающим обстоятельством для официального признания его таковым. Поэтому объединению, которое по сути не является религиозным и не обладает вышеуказанными признаками, но добивается признания себя таковым с целью получения каких-либо льгот или преимуществ, может быть отказано. В то же время норма Закона дает правовое основание, чтобы признать религиозным объединение, которое не хочет именовать себя таковым, чтобы уклониться от предусмотренных законодательством ограничений и ответственности, но фактически подпадает под данное определение.
В ст. 6 также установлены
ограничения, запрещающее
Закон ввел две различные
формы, в которых могут
Одним из принципиальных
отличий действующего Закона
от Закона РСФСР «О свободе
вероисповеданий» является
Согласно заложенной
в Законе схеме, социальная
адаптация в России нового
религиозного движения должна
проходить следующим образом:
вначале последователи нового
вероисповедания образуют
Ст. 14 Закона содержит
перечень оснований для
Третья глава – «Права и условия деятельности религиозных организаций». В настоящее время нет необходимость подробно регулировать в Законе имущественные, налоговые, трудовые и другие проблемы, так как они регулируются соответствующими нормами Гражданского, Налогового, Трудового Кодексов.
Четвертая глава Закона – «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Статьей 25 эти функции возложены на органы прокуратуры и органы юстиции. Особое значение имеет 27-я ст. «Заключительные положения», применение которой вызвало необходимость в принятии актов Конституционного суда Российской Федерации. В этих актах Конституционный суд указал, что положения 27-й статьи не должны служить основанием для ограничения правоспособности уже зарегистрированных до принятия Закона религиозных организаций, даже если срок их деятельности в России насчитывал менее 15 лет.
Заметим: за период
от начала существования
1) общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры
2) Конституцию Российской Федерации;
3) Федеральный закон «О
свободе совести и о
4) подзаконные федеральные
нормативные правовые акты, принятые
для обеспечения реализации
5) иные федеральные нормативные
правовые акты, в которых затрагиваются
вопросы свободы совести,
а) законы, регулирующие
правоотношения, не связанные напрямую
с реализацией права граждан
на свободу совести и
б) законы и иные
правовые акты, которые содержат
нормы, ограничивающие
в) законы, регламентирующие
соблюдение и порядок
г) законы, регулирующие
отдельные виды деятельности
религиозных организаций, в
д) законы, запрещающие
религиозным организациям
е) законы и иные
нормативные акты, регулирующие
имущественные и финансовые
и) законодательные
акты, регламентирующие
6) нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Важную роль для
регулирования государственно-
Кроме того, в последнее
время все большее
Информация о работе Российское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях