Самозванцы на Руси в смутное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата − рассмотреть проблему самозванства в период Смутного времени на Руси.
Исходя из заданной цели, в моей работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить причины появления самозванства в период Смуты.
2. Описать личности известных самозванцев того времени.
Хронологические рамки моей работы охватывают период с 1584 г. до 1613 г.

Содержание

Введение
Глава 1. Самозванчество на Руси: норма или патология?
Глава 2. Первый период Смуты
2.1 Прекращение царской династии
2.2 Царствование Бориса Годунова
2.3 Лжедмитрий I
Глава 3. Второй период Смуты
3.1 Воцарение князя В.И. Шуйского
3.2 Появление второго самозванца
Глава 4. Третий период Смуты
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Приходько(история).docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

В феврале 1598г. Земский собор, собранный патриархом избрал царем  Бориса. Собор стал на сторону патриарха, потому что предложенный патриархом Борис в глазах русского общества имел определенную репутацию хорошего правителя, потому что его любили московские люди, знали при царе Федоре Ивановиче его праведное и крепкое правление.

После Грозного Московское государство, утомленное бесконечными войнами и страшной неурядицей, нуждалось  в умиротворении. Желанным умиротворителем  явился именно Борис, и в этом его  громадная заслуга.

Во-первых, после смерти Грозного, во время Федора, на Руси настала  тишина и сравнительное благополучие.

Во-вторых, замечая это "тихое  и безмятежное житие", современники не ошибались в том, кто был  его виновником. Наступившую тишину они приписывали умелому правлению, которое вызвало к нему народную симпатию.

Первые два года своего царствования Борис, по общему отзыву, был образцовым правителем, и страна продолжала оправляться от своего упадка.

Первый в истории России выборный монарх умел царствовать. Умная  политика правителя в начале его  государственной деятельности сопровождалась явным успехом. Его внутренняя политика была направлена на социальную стабилизацию в стране, поощрялась колонизация  новых земель. Широкий размах получило строительство новых городов  в Поволжье и на Урале.

Годунов поддерживал посадское  население, облегчая положение тех. Кто занимался ремеслом и торговлей. Но, дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, царская власть шла по пути дальнейшего закабаливания крестьян, что вызывало недовольство широких масс народа.

В области внешней политики Годунову удалось заключить пятнадцатилетнее перемирие с Польшей, отвоевать  у Швеции потерянные в Ливонской  войне земли, получить выход к  Балтийскому морю. Значительно расширились  международные и внешнеторговые связи России6. В 1602 г. Посол Бориса Годунова Г.К. Волконский добился того, что хан Казы-Гирей подтвердил мир с Россией. Впервые за много лет прекратились почти повсеместно нападения татар на русские земли.

Однако время правления  Борису Годунову досталось тяжелое: экономическая разруха, сложная  международная обстановка.

Положение в стране еще  более обострялось из-за неурожаев  в 1601 − 1603 гг., началась спекуляция хлебом. Цены выросли более, чем в сто раз. Люди голодали, ели собак, кошек, имелись случаи людоедства. Голод и эпидемии до предела обострили социальные противоречия.

Годунов пытался спасти ситуацию бесплатной раздачей хлеба из государственных закромов, холопам разрешалось уходить от своих господ и искать возможность прокормиться. Но все эти усилия не имели успеха. Страна вступила в полосу всеобщего политического кризиса. Парадокс ситуации заключался в том, что, несмотря нерезультативную внутреннюю и внешнюю политику, Россия все больше и больше сползала в Смуту.

Урожай 1604 г. прекратил голод, но продолжалось другое зло. В голодные годы толпы народа для спасения себя от смерти составляли шайки и добывали себе пропитание разбоем. Главную роль в этих шайках играли прогнанные своими господами во время голода холопы. Ни одна область Руси не были свободна от разбойников. Они бродили даже около Москвы. Против одной такой  шайки Борису пришлось выставить  крупную военную силу, и с трудом удалось одолеть эту толпу  разбойников.

По стране поползли слухи, что причиной всех народных бед явилось  нарушение порядка престолонаследия, что все несчастья − это  наказание за грехи Бориса Годунова. Годунов стал подозрительным, начал  поощрять доносчиков. Многте боярские семьи были отправлены в ссылку.

С 1601 г. все настойчивее  распространялся слух, что царевич  Дмитрий жив: верные люди спрятали его  и отправили в Польшу. В деле появления самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису, а через некоторое время  в Польше является человек, который  выдает себя за спасенного царевича Дмитрия.

 

2.3 Лжедмитрий I

 

В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, выдававший себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия, сына Ивана IV, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности самозванец был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря, а затем бежавший в Литву. Возможно, он был ставленником опальных бояр Романовых.

Монах-расстрига нашел  себе влиятельных покровителей среди  польской знати. Первым из них был  Адам Вишневецкий. Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тайно. Лжедмитрию, принявшему католичество, с помощью сандомирского воеводы Юрия Мнишека, на дочери которого он обещал жениться, удалось собрать отряд наемников из 4 тыс. человек. Он умел воодушевить своим делом воинские массы, умел подчинить их своим приказаниям и обуздать дисциплину, насколько это допускали общие условия места и времени; он был действительным руководителем поднятого им движения.

В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в южные окраины, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону  самозванца перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских  и донских казаков, а также  местных повстанцев. К началу 1605 года под знаменами "царевича" собралось более 20 тыс. человек. Началось его продвижение к Москве. Оно  не было триумфальным шествием − самозванец терпел и поражения, но популярность его росла. Вера в "истинного" царя была уже весьма сильна в русском народе. Самозванец умело пользовался этой верой. 7

21 января 1605 года в окрестностях  села Добрыничи Камарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском во главе с князем Мстиславским. Разгром был полный: Лжедмитрий 1 чудом спасся бегством в Путивль.

В этот критический для  самозванца период 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов и на престол  вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя.7 мая на сторону  Лжедмитрия перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голицыными. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью.

1 июня 1605 года Москва присягнула  самозванцу, обосновавшемуся в Кремле. В 7113 (1605) году, 7 числа июля месяца, в воскресенье, патриарх великой  Москвы и всея Руси Кир Игнатий  со всеми своим архиерейским  собором, со всеми великими  боярами и всем народом в  соборном храме Пречистой Богородицы  венчали в цари великой Москвы  и всей России именуемого Димитрием Ивановичем.

Однако скоро надежды  на "доброго и справедливого" царя рухнули. Самозванец не оправдал надежд ни одной из поддержавших его  сторон. Положение крестьян он не облегчил, подтвердив принятые до него законодательные  акты, их закрепощавшие. На русский  престол сел польский ставленник. Чужеземцы, наводнившие столицу, вели себя, как в завоеванном городе. Новый царь раздавал русские земли  польской шляхте, чем вызывал недовольство российских дворян. Всем было очевидно, что на троне восседает самозванец. По всей стране говорили, что шапкой Мономаха завладел беглый монах. Бояре  также более не нуждались в  царе-авантюристе. Вместе с тем Лжедмитрий не оправдал и надежды Польши и  Ватикана: он не ввел католичество и  не расчленил Россию. Новому заговору предшествовала свадьба Отрепьева  с Мариной Мнишек, католичка была увенчана царской короной православного  государства. Москва забурлила.

17 мая 1606 года в Москве  вспыхнуло восстание, одним из заговорщиком которого был князь Василий Шуйский. Он приказал освободить из тюрем всех преступников и раздать им оружие. Толпы москвичей, услыхав от заговорщиков, что поляки собираются извести царя и бояр, бросились ловить и убивать польских шляхтичей. Тем временем сторонники Шуйского проникли во дворец. Лжедмитрий и его друзья-поляки спали после позднего пира. Проснувшись от звука набата и криков самозванец пытался бежать, но, выпрыгивая из окна, сломал ногу. Самозванец был убит. Тело его два дня лежало в пыли, и каждый мог надругаться над ним.

"Истинный царевич", которого еще так недавно трогательно  встречали и спасению которого так радовались, сделался "расстригой", "еретиком" и "польским свистуном". Во время этого переворота был свергнут патриарх Игнатий и убито от 2000 до 3000 русских и поляков. Московская чернь начинала уже приобретать вкус к подобным рода делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Второй период Смуты

 

3.1 Воцарение князя  В.И. Шуйского

 

Москва после переворота не скоро пришла в себя. И 17 и 18 мая  настроение в городе было необычное. Ранним утром 19 мая народ собрался на Красной площади; духовенство  и бояре предложили ему избрать  патриарха, который бы разослал грамоты  для созыва "советных людей" на избрание царя, но в толпе закричали, что царем должен быть В.И. Шуйский. Такому заявлению из толпы никто не спешил противоречить, и Шуйский был избран царем. Впрочем, трудно здесь сказать "избран":

Шуйский, по счастливому  выражению современников, просто был "выкрикнут" своими "доброхотами", и это не прошло в народе незамеченным, хотя правительство Шуйского и хотело представить его избрание делом  всей земли.

Вступая на трон, Василий  Шуйский первый из русских царей  присягнул своим подданным. Он торжественно поцеловал крест и дал соответствующую "запись" в том, что никого не осудит и не предаст смерти без "истинного  суда. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. Это был первый договор  монарха и подданных. 8

Василий Шуйский хорошо понимал, что никто не мог поручиться в  том, что царевич Дмитрий не "оживет" вновь. Он в июне 1606 г., тотчас же после  вступления на престол, помимо всяких других доказательств самозванства прежнего царя, канонизирует царевича Дмитрия и 3 июня торжественно переносит  его мощи из Углича в Москву в  Архангельский собор, обращая таким образом это религиозное торжество в средство политического убеждения.

Второе, что старался доказать Шуйский − это прирожденные свои права на престол. Здесь он не только опирается на простое родство  с угасшей династией, но и старается  доказать свое старшинство перед  родом московских царей Даниловичей. Род Шуйских, как и род князей московских, принадлежал к прямому  потомству Александра Ярославича Невского, и Шуйские действительно производили  себя от старшей, сравнительно с московскими  Даниловичами, линии суздальских  князей. Но это отдаленное старшинство  мало теперь значило в глазах народа, и одно, само по себе, не могло оправдать  воцарения Шуйского. Для этого  необходимо было участие воли народной, санкция земского собора, а этим-то новый царь и пренебрег.

Однако, несмотря на это, в  грамотах к народу царь Василий, кроме  самозванства Дмитрия и своих  прав на престол, старается доказать еще правильность и законность своего выбора. Но обмануть законностью своего избрания Шуйскому не удалось. Для народа, конечно, не могла остаться тайной настоящая  обстановка избрания Шуйского: вся  Москва вплоть до малого ребенка знала, что посажен Василий не всем народом, а своей "кликой", и что его  не избрали, а выкрикнули. В избрании и поведении Шуйского была непозволительная фальшь, и эту фальшь не могли  не чувствовать московские люди.

Много было обстоятельств, мешающих народу относиться доверчиво к новому правительству. Личность нового царя далеко не была так популярна, как личность Бориса. Новый царь захватил престол, не дожидаясь земского собора, а  многие помнили, что Борис ожидал этого собора шесть недель. Новый  царь очень сбивчиво и темно говорил  как о самозванстве, так и о  свержении Дмитрия, про которого сам же прежде свидетельствовал, что  это истинный царевич. Все это  смущало народ и лишало новое  правительство твердой опоры  в населении. Народ, признавая Шуйского царем, не был соединен с ним той  нравственной связью, той симпатией, которая одна в состоянии сообщить власти несокрушимую силу.

И верх и низ общества или потеряли чувство правды во всех политических событиях и не знали, во имя чего противостоять смуте, или были сами готовы на смуту во имя самых разнообразных мотивов. Смута в умах очень скоро перешла в смуту на деле. С первого же дня царствования Шуйского началась эта смута и смела царя, как раньше смела Бориса и Лжедмитрия.

Антибоярские настроения переросли в открытые выступления. Крупнейшее из них − восстание И.И. Болотникова (1606 − 1607гг.) в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. восстание началось на юге страны, в Путивле. Война охватила Юго-запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др. В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий - предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

 

3.2 Появление второго  самозванца

 

А самозванческая интрига шла своим чередом. Еще в июле 1607 года в западнорусском городе Стародубе объявился Лжедмитрий 2. В ответ на призыв Болотникова помочь восставшим поляки направили в Россию очередного самозванца. Лжедмитрий 2 двинулся к Туле, но опоздал, город был занят войсками Шуйского.

В мае следующего года отряды Лжедмитрия 2 разбили под Волховом войска Василия Шуйского и вплотную подошли к Москве. Многие казаки, крестьяне, холопы по-прежнему верили обладавшему немалой силой мифу о царе Дмитрии и охотно вступали в армию нового самозванца. Самозванец встал лагерем в подмосковном селе Тушино, за что и получил прозвище "Тушинский вор". Свое название Вора он снискал именно потому, что все части его войска одинаково отличались, по московской оценке, "воровскими" свойствами (словом "вор" на Руси обозначали преступника, совершившего антигосударственное деяние). Русский народ этим прозвищем резко различал двух Лжедмитриев, и, действительно, первый из них, несмотря на всю свою легкомысленность и неустойчивость, был гораздо серьезнее, выше и даже симпатичнее второго. Первый восстановлял династию, а второй ничего не восстановлял, он просто "воровал".

Информация о работе Самозванцы на Руси в смутное время