Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение темы «Европейская конвенция по защите прав человека и основных его свобод (1950 г.)» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить основные сведения о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, порядке работы Европейского суда по правам человека в г. Страсбург.
2. Рассказать о сравнительной характеристике основных положений Конвенции и российского законодательства.
3. Изложить обзор дел рассматриваемых Страсбургским судом по жалобам граждан Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………..
Глава 1. Историко-правовые аспекты развития законодательства о государственной службе ………………………………………………………..
1.1. Формирование и развитие законодательства о
государственной службе…………………………………………......
1.2. Предпосылки и условия разработки законодательства
о государственной службе…………………………………………...
Глава 2. Перспективы систематизации законодательства о государственной службе……………………………………………………………………………..
2.1. Развитие законодательства о государственной службе……………
2.2. Перспективы развития и систематизации законодательства
о государственной службе……………………………………………..
Глава 3. Проблемы реформы государственной службы РФ
3.1. Концепция реформирования государственной службы РФ…………
3.2. Предложения по устранению проблем действующего
законодательства о государственной службе………………………...
Заключение ……………………………………………………………...............
Список использованных источников и литературы …………………………..
Статья 9 Конвенции – Свобода мысли, совести и религии.
Статья 10 Конвенции – Свобода выражения мнения.
Статья 2 Протокола № 1 – Право на образование.
Часть 1 статья 14 Конституции РФ формулирует светский характер российского государства и провозглашает: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». К сожалению, Преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» нарушает эти принципы, признавая «особую роль православия в истории России» и высказывая «уважение» ряду других религий, оставляя без внимания остальные.
Ряд других конституционных норм нарушен новым ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Содержащиеся в нем ограничения на регистрацию и деятельность «нетрадиционных» конфессий, продиктованные стремлением нейтрализовать активность «нетрадиционных конфессий» и зарубежных миссионеров в России, противоречат статье 9 Конвенции, как впрочем, и другим международным правовым актам.
Следует также указать, что упоминание в части 3 статьи 55 Конституции РФ и в части 2 статьи 3 закона оснований для ограничений прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и свободы мысли и свободы), как «обеспечение обороны страны и безопасности государства», противоречат духу и букве Конвенции, изъявшей, в отличии от других статей Конвенции, ссылку на «государственную безопасность» для обоснования ограничений в осуществлении провозглашенных данной статьей прав.
Статья 29 Конституции РФ по сравнению со статьёй 10 Конвенции более широко трактует свободу выражения мнения и свободу информации.
Вместе с тем в нормативных актах России и, в особенности, в правоприменительной практике есть ряд недостатков: весьма сложно получение информации в международной сфере; в расплывчатом плане определены объекты государственной тайны; не решен в юридическом плане вопрос с журналисткой тайне.
Статья 5 Конвенции – Право на свободу и безопасность.
Статья 6 Конвенции – Право на справедливое судебное разбирательство.
Статья 7 Конвенции – Наказание исключительно на основании закона.
Статья13 Конвенции – Право на эффективные средства правовой защиты.
Российское законодательство воспроизводит формулировку пункта 1 части 1 статьи 5 Европейской Конвенции (ч.1 ст.22 Конституции РФ), где говорится лишь о физической неприкосновенности личности, а законные ограничения этого права сводятся к задержанием и арестам. Но в отраслевом законодательстве РФ личная свобода и неприкосновенность личности трактуется гораздо шире.
В комментируемом тексте понятия “задержание” и “арест” нередко употребляются как однопорядковые. В российском законодательстве между ними проводится четкое различие.
Все шесть оснований лишения (ограничения) свободы, установленные Конвенций, присутствуют в российском законодательстве. Кроме того, закон ввел еще три основания, четко не обозначенные в Конвенции:
1. Привод, т.е. принудительное
доставление обвиняемого,
2. Запрещение лицам,
находящимся в помещении или
ином месте, где производится
обыск, покидать его до
3. Помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для решения вопроса о болезни и вменяемости.
При трактовке понятия законности задержания и ареста Европейский суд в решении по делу Малоне разъяснил, что закон- это не только писаное, но и неписаное право. В условиях России, где суды применяют только статутное право, такое истолкование закона неприемлемо.
В комментируемом тексте
говорится о специальном
Законный арест или задержание за невыполнение законного решения суда, чтобы обеспечить выполнение обязательства, предписанного законом (п. «в» ч. 1 ст. 5), в России понимается как принудительное осуществление следственного действия, если обвиняемый от этого уклоняется, санкционированное судом, и доставление обвиняемого к месту его проведения. Однако такого рода принуждение в России допускается и без судебного приказа (например, при проведении освидетельствования потерпевшего), что не согласуется с требованиями Конвенции.
Глава 3. Обзор дел рассматриваемых Страсбургским судом по жалобам граждан Российской Федерации
В Европейский суд по правам человека поступило более 3 тысяч жалоб против России, пока Россия имеет ничтожное количество рассмотренных дел, основная масса жалоб отсеивается на стадии предварительного рассмотрения их допустимости или с помощью процедуры дружественного урегулирования.
В данное время (обзор от 28.08.01) в его базе данных находятся следующие документы по делам:
1. TUMILOVICH v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 22/06/1999 40K 47033/99
2. SYRKIN v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 25/11/1999 36K 44125/98
3. LUKACH v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 16/11/1999 35K 48041/99
4. CHEREPKOV v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 25/01/2000 42K 51501/99
5. TAYKOV v. RUSSIA Notice
Decision Struck off the list 28/03/2000 30K 48498/99
6. SHULMIN v. RUSSIA Notice
Decision (Partial) Partly inadmissible 30/05/2000 50K 46502/99
7. O.V.R. v. RUSSIA Notice
Decision (Partial) Partly inadmissible 20/06/2000 50K 44319/98
8. NIKISHINA v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 12/09/2000 45K 45665/99
9. KARALEVICIUS v. LITHUANIA AND RUSSIA Notice
Decision (Partial) Partly inadmissible 17/10/2000 55K 53254/99
10. PANCHENKO v. RUSSIA Notice
Decision (Partial) Partly inadmissible 10/10/2000 82K 45100/98
11. BURKOV v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 30/01/2001 40K 46671/99
12. PITKEVICH v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 08/02/2001 66K 47936/99
13. KLYAKHIN v. RUSSIA Notice
Decision (Partial) Partly inadmissible 03/04/2001 62K 46082/99
14. O.V.R. v. RUSSIA Notice
Decision Inadmissible 03/04/2001 50K 44319/98
15. BURDOV v. RUSSIA Notice
Decision 21/06/2001 44K 59498/00
Единственным делом прошедшем стандартную, полную процедуру до вынесения решения судом, является дело по жалобе бывшего государственного нотариуса из города Северодвинск (пункт 14 списка), который обжаловал обязательность для себя после перехода к частной практике членство (оплату сборов и сдачу квалификационных экзаменов) в региональной организации частных нотариусов.
Дело выиграла Россия, при этом по делу есть решение Конституционного суда РФ, тоже не в пользу заявителя.
При ознакомлении с российской периодикой можно привести пример, как государственные чиновники стараются использовать процедуру дружественного урегулирования по заранее проигрышным и особо позорным для России делам.
Так в № 4 2001 г. Журнала Российская юстиция стр. 62 – 65, рассмотрено обращение пенсионера Юрия Тайкова против РФ, который обжаловал факты задержки выплаты ему пенсии (после прохождения дела кассационной стадии обжалования) с возмещением ему материального (упущенной выгоды) и морального ущерба. Для того, чтобы его дело было пересмотрено областным судом и применена была процедура мирового соглашения (по которой Пенсионный фонд, обязывался выплатить 93 898 рублей) достаточно было запроса из секретариата Европейского суда в адрес Правительства РФ с целью уточнить факт дискриминации прав пенсионеров в РФ.
Заключение
Можно сделать вывод, что трудно ожидать легкости и быстроты разрешения вопросов через Европейский Суд по правам человека (как наверное, через любой суд), вместе с тем контрольные функции Конвенции доказали свою эффективность. Выносимые решения не только восстанавливают нарушение прав в конкретном случае, хотя и это также важно, - сколько предотвращают повторное нарушение и оказывают давление с целью приведение национальных стандартов в соответствие с Конвенцией.
Наиболее актуальным, действенным для достижения указанной цели является переподготовка практикующих юристов судебной системы и прокуратуры РФ, преподавание прецендентного Европейского права в юридических ВУЗ-х - в подтверждении указанного тезиса кроме Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека П.А. Лаптева высказался и Уполномоченный по правам человека в РФ О. Миронов, “в органах Совета Европы сложилась коренным образом отличающаяся от российской системы так называемого прецедентного права (признающая одним из главных источников права судебные решения), во многом базирующаяся на англосаксонских принципах. В этой связи существенные перемены должны произойти в психологии российских юристов: судей, прокуроров и адвокатов. Также требуют соответствующих изменений механизмы подготовки и переподготовки юридических кадров».
Следует отметить, что международное сообщество еще очень далеко от того, чтобы сформулированные в международных документах стандарты о правах и свободах человека стали реальностью повседневной жизни. Более того, вопросы прав человека все чаще политизируются, приносятся в жертву конъюнктурным соображениям и интересам.
Работа 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека, которая состоялась осенью 2004 г. и проходила в обстановке повышенной конфронтации, в очередной раз обнажила факт использования прав человека в качестве рычага давления в международных отношениях. Развернувшаяся в последние годы кампания по поиску новых «штрафников» в области прав человека отнюдь не помогает выправить ситуацию, а, напротив, только ее усугубляет.
Российская Федерация твердо убеждена в том, что обсуждение вопросов прав человека должно служить сближению стран, вестись исключительно на равноправной и взаимоуважительной основе в строгом соответствии с Уставом ООН. Вместе с тем данная область международных отношений во многом характеризуется «двойными стандартами» и используется отдельными странами для удовлетворения своих политических амбиций.
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ // Российская газета от 23.12.1993 г. № 14.
2. Европейская Конвенция о защите прав человека: право и практика
3. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней».
Принят Государственной Думой 20 февраля 1998 года. Одобрен Советом
Федерации 13 марта 1998 года
4. Перечень российских публикаций по теме Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и деятельности Европейского Суда по правам
человека // «Права человека. Практика Европейского Суда по правам
человека» № 1, 2010.
2. Материалы судебной практики
5. Постановление Конституционного Суда РФ № 867 от 02.02.2009 г. // Журнал
“Собрание законодательства РФ” № 6 от 08.02.2009. С. 37 – 41.
3. Литература
6. Берестев Ю. Юрий Тайков против РФ//.Журнала «Российская юстиция» № 4,
2010. С. 45 – 49.
7. Глотов С.А., Петренко Е.Г. Права человека и их защита в Европейском суде.
М., 2009. С. 35 – 66.
8. Гомьен Д. Конвенция о защите прав человека и Европейская социальная
хартия по правам человека. М., 2008. 329 с.
9. Исаков В.Б. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М.,
1999.Куинн Ф. Права человека и ты. Варшава. 2008. С. 281 – 283.
10. Сафронов С.А. интервью с П.А. Лаптевым; М.В. Купчин «Прецедентное
право Европейского суда по правам человека: к вопросу о юридической
природе» // Журнал “Совет Европы и Россия” № 2, 2010. С. 33 – 38.
11. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 2009. С. 21 – 25.
12. Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 2004. С. 33 – 35.
13. Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 2004. С. 81 - 94
14. Шенгенские соглашения / сост., вступ. ст. С. Ю. Кашкина, А..О.
Четверикова. М., 2009. С. 113 – 115.
15. Шинкарецкая Г.Г. Права человека в международном праве
// Международное право: учеб. / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая.
М., 2009. С. 370 - 379.
16. Эрделевский А.М. Обращение в Европейский Суд. - М., 2009. С. 57 – 60.
4. Адреса сайтов в Интернете
17. Информационная система «Консультант Плюс».
Информация о работе Систематизация законодательства о государственной службе России