Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:30, контрольная работа
Начало процесса формирования теорий государственного управления восходит к последним десятилетиям XIX – началу ХХ вв. и тесно связано с началом дифференциации социальных и гуманитарных наук. Одно из центральных мест в современных теориях государственного управления занимает теория бюрократии М.Вебера. Французские исследователи. Л.Дюги, А.Мишель, М.Ориу заложили основы институционального подхода к проблемам государственного управления. Основоположником американской науки государственного управления («public administration») считают В. Вильсона (1856-1924).
Основные научные школы о государстве и управлении………………….…3
Структура президентского института (структурно-логическая схема)…….6
Объяснение терминов………………………………………………………….7
Ответы на тесты вариант № 2…………………………………………………8
Начало процесса формирования теорий государственного управления восходит к последним десятилетиям XIX – началу ХХ вв. и тесно связано с началом дифференциации социальных и гуманитарных наук. Одно из центральных мест в современных теориях государственного управления занимает теория бюрократии М.Вебера. Французские исследователи. Л.Дюги, А.Мишель, М.Ориу заложили основы институционального подхода к проблемам государственного управления.
Основоположником американской науки государственного управления («public administration») считают В. Вильсона (1856-1924). Он сформулировал теорию административной эффективности (использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями)1.
Второй этап в развитии теории государственного управления 1910-1950 гг. Фундаментальные работы появились в 30-е годы ХХ века. Это труды Дж.Муни и А.Рейли, Л.Галика и Л.Урвика, считающиеся классическими. Важную роль сыграли идеи английского экономиста Дж.М.Кейнса, изложенные им в книге «Общая теория занятости, процента и денег»(1936г.). Он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения.
Среди основателей классической или административной школы (1920-1950)-А.Файоль, Л.Урвик, Д.Д.Муни и А.К.Рейли. Система государственного управления должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах. А.Файоль, сформулировал «теорию администрации». Он вычленил шесть основных групп функций управления: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Сформулированные им 14 принципов управления составили неотъемлемую часть школы «научного менеджмента».
Представители «школы человеческих отношений» (1920-1950), поведенческих наук (1950-е гг.- по настоящее время) - М.Паркер, Э.Рейли, А.Маслоу, М.Фоллет, Э.Мэйо, У.Мэрфи. Человеческий фактор рассматривался в качестве одного из основных элементов эффективности организации.
Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 1950-м годам. Он характеризуется началом бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. Наибольший вклад внесли американские социологи и политологи Т.Парсонс, П.Лазерсфельд, В. Томсон, Д.Истон и др.
В основе ведущих направлений современной теории государственного управления лежат два методологических подхода - социально-инженерный и гуманитарный. Ведущим представителем социально-инженерного подхода считается Дж.Кейден. По его мнению, качество управления измеряется как количественными, так и качественными характеристиками. В противовес социально-инженерному подходу наблюдается тенденция к переходу исследователей на антибюрократические, антитехнократические позиции. Английские исследователи Дж.Гаррет и Р. Шелдон для совершенствования британского государственного аппарата предлагали наряду с децентрализацией всемерно расширять гласность и открытость принятия политических решений.
В основе японского подхода к системе управления лежит принцип активного партнерства специалистов в разработке стратегии и тактики обеспечения экономического роста.
В последние десятилетия все чаще звучит определение «новый менеджеризм». Получили популярность идеи «постбюрократической организации», т.е. отказа от традиционной иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, к развитию «нового государственного менеджмента».
Таким образом, в XXI в. начался четвертый этап в развитии теории государственного управления, который связан с развитием информационной революции. Теория информационного государства утверждает, что информация становится главным управленческим ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития.
Развитие теории государственного управления в России
Во второй половине XIX- начале XX в. получила развитие государственная школа, считающая государство и его деятельность основной движущей силой исторического прогресса2. В трудах видных юристов и историков С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, А.Д.Градовского, В.И.Сергиевича, В.О.Ключевского и П.Н Милюкова в качестве основной проблемы выдвигалось соотношение общества и государства в русской истории на отдельных ее этапах.
Земская реформа в России XIX в. инициировала разработку вопросов государственного управления, которым посвящены работы И.Е.Андриевского, А.В.Лохвицкого, А.И.Васильчикова, А.С.Алексеева, В.М. Грибовского и др.
В предреволюционные годы труды А.А.Богданова предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. В работе «Всеобщая организационная наука (тектология)» он доказывал возможность использования количественных методов при решении организационных задач. Эти идеи в то время не были поняты и не приняты научным сообществом.
В СССР господствовала марксистская школа, базировавшаяся на классовом подходе и рассматривавшая государство в качестве орудия политической власти господствующего в обществе класса. Исследование проблем управления, но уже на новой основе возобновилось в начале 1960-х годов. В основном это были работы юристов (Б.П.Курашвили, И.Л.Бачило, Ю.А.Тихомиров, В.М.Лазарев, Г.В.Атаманчук и др.). Было высказано мнение, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественнонаучные аспекты управления. Государственное управление как область научных исследований стало быстро развиваться в нашей стране с начала 90-х гг. ХХ в.
2. Структура президентского института РФ (Структурно-логическая схема)
3. Объяснение терминов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - система органов государства, т.е. органов, через которые осуществляется государственная власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.
МОНИТОРИНГ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ – механизм отслеживания и оценки полученных результатов административных реформ, что позволяет выявлять направления, где достигнут наибольший прогресс, а также трудности и барьеры на этом пути. Обычно ежегодно составляются отчеты для правительства и парламента о результатах административной реформы в целом или в отдельных сферах.
4. Ответы на тест вариант № 2
1/30. Законодательная инициатива;
2/33. Коллегия министров;
3/37. Чрезвычайное положение;
4/38. а). министр; б), в) – руководитель, директор;
5/41. А;
6/43. С;
7/44. А;
8/46. С;
9/48. А, В;
10/52. В;
11/50. А;
12/55. С;
13/56. А, Д;
14/11. 35, постоянно, 10; 2, подряд.
15/57. а;
16/58. Федеральное Собрание;
17/59. L1 – R3; L2 – R2; L3 – R1.
18/60. е;
19/62. b;
20/61. Стратегическое управление;
21/63. Субъекты федерации;
22/64. 1, 4;
23/65. Программы;
24/66. Республика;
25/67. Глава государства;
26/73. а;
27/78. а, б, в;
28/76. Лицензия;
29/79. Мэр.
Список используемой литературы:
1См. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления.- СПб., 2004. – С.73-93.
2См. Глазунова, Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. - М., 2002. – С.161-164.