Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Начало процесса формирования теорий государственного управления восходит к последним десятилетиям XIX – началу ХХ вв. и тесно связано с началом дифференциации социальных и гуманитарных наук. Одно из центральных мест в современных теориях государственного управления занимает теория бюрократии М.Вебера. Французские исследователи. Л.Дюги, А.Мишель, М.Ориу заложили основы институционального подхода к проблемам государственного управления. Основоположником американской науки государственного управления («public administration») считают В. Вильсона (1856-1924).

Содержание

Основные научные школы о государстве и управлении………………….…3

Структура президентского института (структурно-логическая схема)…….6

Объяснение терминов………………………………………………………….7

Ответы на тесты вариант № 2…………………………………………………8

Вложенные файлы: 1 файл

Сист ГОС управление.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Основные научные школы о государстве и управлении………………….…3

 

  1. Структура президентского института (структурно-логическая схема)…….6

 

  1. Объяснение терминов………………………………………………………….7

 

  1.  Ответы на тесты вариант № 2…………………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные научные школы о государстве и  управлении.

Начало процесса формирования теорий государственного управления восходит к последним десятилетиям XIX – началу ХХ вв. и тесно связано с началом дифференциации социальных и гуманитарных наук. Одно из центральных мест в современных теориях государственного управления занимает теория бюрократии М.Вебера. Французские исследователи. Л.Дюги, А.Мишель, М.Ориу заложили основы институционального подхода к проблемам государственного управления.

Основоположником американской науки государственного управления  («public administration») считают В. Вильсона (1856-1924). Он сформулировал теорию административной эффективности (использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями)1.

Второй  этап в развитии теории государственного управления 1910-1950 гг. Фундаментальные работы появились в 30-е годы ХХ века. Это труды Дж.Муни и А.Рейли, Л.Галика и Л.Урвика, считающиеся классическими. Важную роль сыграли идеи английского экономиста Дж.М.Кейнса, изложенные им в книге «Общая теория занятости, процента и денег»(1936г.). Он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения.

Среди основателей классической или административной школы (1920-1950)-А.Файоль, Л.Урвик, Д.Д.Муни и А.К.Рейли. Система государственного управления должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах. А.Файоль, сформулировал «теорию администрации». Он вычленил шесть основных групп функций управления: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Сформулированные им 14 принципов управления составили неотъемлемую часть школы «научного менеджмента».

Представители «школы человеческих отношений» (1920-1950), поведенческих наук (1950-е гг.- по настоящее время) - М.Паркер, Э.Рейли, А.Маслоу, М.Фоллет, Э.Мэйо, У.Мэрфи. Человеческий фактор рассматривался в качестве одного из основных элементов эффективности организации.

Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 1950-м годам. Он характеризуется началом бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. Наибольший вклад внесли американские социологи и политологи Т.Парсонс, П.Лазерсфельд, В. Томсон, Д.Истон и др.

В основе ведущих направлений  современной теории государственного управления лежат два методологических подхода - социально-инженерный и гуманитарный. Ведущим представителем социально-инженерного подхода считается Дж.Кейден. По его мнению, качество управления измеряется как количественными, так и качественными характеристиками. В противовес социально-инженерному подходу наблюдается тенденция к переходу исследователей на антибюрократические, антитехнократические позиции. Английские исследователи Дж.Гаррет и Р. Шелдон для совершенствования британского государственного аппарата предлагали наряду с децентрализацией всемерно расширять гласность и открытость принятия политических решений.

В основе японского подхода к системе управления лежит принцип активного партнерства специалистов в разработке стратегии и тактики обеспечения экономического роста.

В последние десятилетия все  чаще звучит определение «новый менеджеризм». Получили популярность идеи «постбюрократической организации», т.е. отказа от традиционной иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, к развитию «нового государственного менеджмента».

Таким образом, в XXI в. начался четвертый этап в развитии теории государственного управления, который связан с развитием информационной революции. Теория информационного государства утверждает, что информация становится главным управленческим ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития.

Развитие теории государственного управления в России

Во второй половине XIX- начале XX в. получила развитие государственная школа, считающая государство и его деятельность основной движущей силой исторического прогресса2. В трудах видных юристов и историков С.М.Соловьева, К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, А.Д.Градовского, В.И.Сергиевича, В.О.Ключевского и П.Н Милюкова в качестве основной проблемы выдвигалось соотношение общества и государства в русской истории на отдельных ее этапах.

Земская реформа в  России XIX в. инициировала разработку вопросов государственного управления, которым посвящены работы И.Е.Андриевского, А.В.Лохвицкого, А.И.Васильчикова, А.С.Алексеева, В.М. Грибовского и др.

В предреволюционные  годы труды А.А.Богданова предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. В работе «Всеобщая организационная наука (тектология)» он доказывал возможность использования количественных методов при решении организационных задач. Эти идеи в то время не были поняты и не приняты научным сообществом.

В СССР господствовала марксистская школа, базировавшаяся на классовом  подходе и рассматривавшая государство в качестве орудия политической власти господствующего в обществе класса. Исследование проблем управления, но уже на новой основе возобновилось в начале 1960-х годов. В основном это были работы юристов (Б.П.Курашвили, И.Л.Бачило, Ю.А.Тихомиров, В.М.Лазарев, Г.В.Атаманчук и др.). Было высказано мнение, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, технико-организационные и  естественнонаучные аспекты управления. Государственное управление как область научных исследований стало быстро развиваться в нашей стране с начала 90-х гг. ХХ в.

 

2. Структура  президентского института РФ (Структурно-логическая схема)

 

 

 

 

 

 

 

3. Объяснение  терминов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - система органов государства,  т.е.  органов, через которые осуществляется государственная власть,  функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.

МОНИТОРИНГ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ – механизм отслеживания и оценки полученных результатов административных реформ, что позволяет выявлять направления, где достигнут наибольший прогресс, а также трудности и барьеры на этом пути. Обычно ежегодно составляются отчеты для правительства и парламента о результатах административной реформы в целом или в отдельных сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ответы на  тест вариант № 2

1/30. Законодательная инициатива;

2/33. Коллегия министров;

3/37. Чрезвычайное положение;

4/38. а). министр;   б), в) – руководитель, директор;

5/41. А;

6/43. С;

7/44. А;

8/46. С;

9/48. А, В;

10/52. В;

11/50. А;

12/55. С;

13/56. А, Д;

14/11. 35, постоянно, 10; 2, подряд.

15/57. а;

16/58. Федеральное Собрание;

17/59. L1 – R3; L2 – R2; L3 – R1.

18/60. е;

19/62. b;

20/61. Стратегическое управление;

21/63. Субъекты федерации;

22/64. 1, 4;

23/65. Программы;

24/66. Республика;

25/67. Глава государства;

26/73. а;

27/78. а, б, в;

28/76. Лицензия;

29/79. Мэр.

 

Список используемой литературы:

  1. Об Администрации Президента РФ: Указ Президента РФ от  25 марта 2004г. № 400// Рос. газ. - 2004.- 27 марта.
  2. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849.
  3. Положение о Государственном совете РФ: Утверждено Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602.
  4. Глазунова, Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов/ Н.И. Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 161с.
  5. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления/ О.М. Рой.- СПб: Питер, 2004. – 73с.

1См. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления.- СПб., 2004. – С.73-93.

2См. Глазунова, Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. - М., 2002. – С.161-164.



 


Информация о работе Система государственного управления