Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 13:20, курсовая работа
В философской и юридической литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, образующих структурно упорядоченное целостное единство, тогда как структура – это особый способ внутренней взаимосвязи элементов в системе. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура – таковы отличительные признаки любой системы. В свою очередь структуру можно представить как строение (состав) объекта, как закон связи, систему устойчивых отношений между элементами и результат взаимодействия между элементами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Понятие и система законодательства 5
1.2 Систематизация законодательства: формы 10
ГЛАВА 2 Система законодательства и система права в сравнении 21
ГЛАВА 3 ОБОСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЧЕРЕЗ ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЮ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Помимо идеологических задач своего развития система законодательства имеет ряд целей, которые могут быть определены как внутрисистемные или собственно правовые. К числу таковых относятся цели, связанные с:
- обеспечением стабильности законодательства;
- сохранением гибкости законодательства;
- обеспечением понятности законодательства субъектам правовых отношений.
Эти задачи в значительной степени решаются через механизмы систематизации законодательства, так как их реализованность напрямую зависит от состояния отдельных норм, институтов и отраслей действующего законодательства.
Одной из ключевых задач бытия и развития системы законодательства является задача обеспечения ее стабильности. Стабильность системы законодательства является именно тем ее свойством, которое в качестве сердцевины связывает воедино другие важнейшие характеристики: понятность, решение задачи стабильности системы законодательства является общеправовой целью, присущей как отдельным элементам, так и всей правовой системе в целом.
Несмотря на то, что стабильность является постоянной задачей развития правовой системы, ее конкретное значение в разные периоды времени не остается неизменным. Так, периоду становления правовой системы (период бурного развития законодательства), который пережила правовая система Беларуси на рубеже ХХ-ХХI веков, было характерно статусное значение стабильности только тем институтам законодательства, которые опосредовали общественный и государственный строй, основные конституционные положения. Современный этап развития системы законодательства демонстрирует линейную связь заинтересованности общества и государства в среднесрочной стабильности гораздо более широкого круга законодательных институтов, чем это было еще 10 лет назад. Сегодня стабильность законодательства рассматривается как перспектива в таких областях, как налоговые, таможенные, банковские отношения, все виды ответственности за правонарушения и т.д. Очевидно, что по мере развития законодательства все более широкий круг его отдельных элементов будет достигать того состояния, когда стабильность будет рассматриваться необходимой характеристикой существования всеми субъектами правовой системы.
Систематизация законодательства, в зависимости от обоснованности и качества ее осуществления, может в значительной степени влиять на обеспечение стабильности системы законодательства. В законодательстве могут быть предусмотрены специальные механизмы по обеспечению его стабильности, опосредующие отдельные результаты систематизации. В первую очередь, это может касаться кодифицированных нормативных актов и состоять в запрете на внесение изменений в течение длительного срока, обязанность по периодическому изданию актов в новой редакции при внесении большого количества изменений и дополнений, увеличение в тексте акта числа норм прямого действия против отсылочных норм.
Стабильность законодательства может обеспечиваться не только через фиксацию нормотворческих усилий компетентных субъектов права в определенного типа позитивных источниках (кодификация, инкорпорация, консолидация), но и в результате осуществления учета нормативно-правовых актов.
Для достижения стабилизирующего эффекта в отношении системы законодательства систематизация в форме учета нормативных актов должна обладать рядом специальных качеств.
Во-первых, учет должен носить характер универсальности и охватывать весь массив нормативных правовых актов. В этом случае он позволяет всем обращающимся к его результатам объективно оценивать действительное состояние всей правовой системы и находить ответы на актуальные проблемы социального бытия во всем многообразии правовых актов.
Во-вторых, учет нормативных актов должен производиться в соответствии с определенным планом, предполагающим максимально понятный для широкого круга пользователей результат. Такой план должен включать в себя критерии учета нормативных правовых актов, базирующиеся на отраслевой и институциональной структуре системы законодательства. Планомерность проведения учета позволит структурировать и определенным образом зафиксировать сложившееся состояние системы законодательства и достаточно четко определить перспективы внутриотраслевого нормотворчества.
В-третьих, результаты учета должны обладать качеством общедоступности, которое предполагает свободное обращение к учетному массиву нормативных правовых актов неограниченного круга субъектов. Связь общедоступности структурированного законодательства с обеспечением его стабильности лежит в плоскости влияния общественного правосознания на нормотворческий процесс. Несомненно, что реализованная потребность в обладании полной и объективной информацией о содержании и состоянии массива законодательства способствует возникновению правотворческих инициатив только в тех нечастых случаях, когда в законодательстве усматривается пробел или вызревает необходимость в корректировке способа регулирования общественных отношений. Знание в данном случае выступает действенным фактором по сдерживанию лишних и неуместных нормотворческих инициатив. [41, c.36-37]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование законодательства - это установленная Конституцией форма развития правовой системы, сфера практической деятельности субъектов конституционных отношений.
Белорусское законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эти реформы связанные, прежде всего с принятием нового законодательства, затронули практически все отрасли права, включая государственное.
При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
В последние годы в Белоруссии наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1994 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.
Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 2000 года введена процедура обязательной юридической экспертизы нормативно-правовых актов регулируемая следующими актами законодательства: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов», Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов», постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 сентября 2006 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам включения нормативных правовых актов в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а также об особенностях оформления и представления текстов нормативных правовых актов в электронном виде». [23]
Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным.
Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.
Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:
- некоторую обусловленность системы законодательства от системы права конкретного государства;
- элементы систем не
всегда совпадают друг с
- система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права;
- в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода;
- система законодательства
кроме ориентации на систему
права ориентирована и на
Системы функционируют в непрерывной взаимосвязи. Они соотносятся между собой как две стороны одного явления. Система права - это внутреннее содержание права, а система законодательства - это внешняя форма его выражения. Поэтому эти две системы нужно рассматривать не по отдельности, а вместе, чтобы лучше понять систему права и систему законодательства государства.
Стабилизирующий эффект в отношении системы законодательства систематизация в форме учета нормативных актов должна обладать следующими качествами:
1. универсальность и охват
всего объема нормативно-
2. производство нормативно-
3. общедоступность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ