Система источников российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 05:51, контрольная работа

Краткое описание

Посредством изучения их системных свойств повышается возможность научного прогнозирования тенденции развития правовой системы, определение направлений по совершенствованию всего механизма правового регулирования. Чтобы стать по-настоящему действенным, право должно сложиться как органическая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА……..…………….........5
2. ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА
2.1 Правовой обычай …………………..………………………………………...8
2.2 Общие принципы права ……………………………………………...………9
2.3. Нормативный договор ……………………………………………...…..…..11
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА
3.1 Понятие и признаки нормативного акта ……………………...………...…13
3.2 Виды нормативных актов в Российской Федерации ……………..………15
4. ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ ИНЫХ ФОРМ ПРАВА В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА
4.1 Судебный прецедент в России……………………………………………...19
4.2 Место религиозных норм в Российской Федерации………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………..…………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……......……………26
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………..………………….………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

ХХХ.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Термин и понятие "судебный прецедент" практически всегда воспринимался  российской юриспруденцией как элемент  исследования зарубежного опыта  судебного правотворчества. Судебный прецедент – это общеобязательное правоположение, сформулированное высшим судом при рассмотрении конкретного дела, восполняющее, дополняющее или заменяющее существующее нормативное регулирование определенных общественных отношений. Соотношение судебного прецедента и судебной практики определяется следующими моментами: прецедент может стать первым образцом разрешения определенного дела и тогда деятельность судов по рассмотрению аналогичных дел будет базироваться на его основе, то есть прецедент порождает судебную практику.

Можно сделать вывод  о том, что судебная составляющая в системе источников российского  права объективно сложилась. Она  представляет собой реальность нынешней системы правового регулирования, и в этой составляющей два основных элемента судебного правотворчества – судебная практика и судебный прецедент, которые невозможны друг без друга. Эти правовые явления представляют собой двуединое начало одного важнейшего структурного элемента в системе источников права – судебного правотворчества.

В России высшие суды дают не только конкретное нормативное толкование, имеющее силу прецедента высшего  суда, но и абстрактное нормативное  толкование конституции или закона, в результате которого издаются постановления, имеющие характер нормативных актов. Издание нормативных актов, интерпретирующих и развивающих положения конституции или закона, противоречит природе правосудия, задачам судебной власти.

Особо следует отметить, что в систему источников российского  права входят наряду с международными нормами также и правоположения, сформулированные международными судебными органами по конкретным делам при осуществлении ими правосудия; судебные решения международных судебных органов содержат правоположения, выявляющие смысл международных норм, объем их содержания, положения, подлежащие защите этими нормами, они несут в себе новое регулирование и становятся источниками международного права и через этот механизм воздействуют на национальное право.

4.2. Место религиозных норм в Российской Федерации

Российская федерация  является многонациональным государством. Соответственно в ней существуют множество различных религий  и религиозных объединений. Сами по себе религиозные нормы регулируют духовную и социальную жизнь в  соответствии с вероисповеданным предписанием той или иной конфессии. В России действуют множество религиозных норм. И они играют не последнюю роль в жизни всего общества.

В современном государстве  религия и право дополняют  друг друга. Религиозные нормы играют духовную роль в современном обществе. Придерживаясь этих норм человек осознает для чего и как он живет, какое место он занимает в обществе и какие функции он должен выполнять. Выполняя все религиозные нормы человек так же будет стремиться выполнять и нормы правовые. Например человек не будет совершать преступление не потому что он придерживается государственных законов, а потому что боится наказания в жизни вечной. Религиозные нормы имеют нравственный характер.

Религиозными нормами  называются правила, установленные  различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.

В нашей стране до Октябрьского вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью, был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права в некоторых районах Средней Азии и Кавказа. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер. Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие. Однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния или других государственных органах, правомочных выдавать такие документы. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. Общее между правовыми и религиозными нормами: Религиозные нормы - становление хорошего правильного поведения человека. Религиозные нормы как и правовые зафиксированы в документах - религиозных книгах. Эти нормы могут выступать в качестве источников права.

Правовые и религиозные  нормы направлены на урегулирование отношений между людьми. Религиозные  нормы, как и право - это система  норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов.

Система должна быть внутренне  единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами - связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение определенных функций, на достижение единых целей. В основе любой системы норм или правил поведения лежат объективные и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные и другие условия, способствующие созданию и функционированию системы норм. Религиозные нормы устанавливаются обществом. Право - это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует через свои, уполномоченные органы, или путём передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно - правовых актов негосударственными органами или организациями. Проследить, как создаются религиозные нормы очень сложно. Как правило, их выразителем является человек, который или основывает эту религию, например Иисус, Мухаммед, или является знаковой фигурой в той или иной религии. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается воля властвующих.

Право представляет собой  систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность  выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с  нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. Религиозные нормы также общеобязательны для верующих. Но бывают исключения, о которых говорится особо, к примеру, больной может не поститься. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью, и лишь только в ряде теократических государств может применяться государственное принуждение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение строгой  иерархии источников права, обусловливающей  их предустановленную соподчиненность  по юридической силе в органически  цельной системе российского  законодательства, занимает особое место  среди факторов, влияющих на состояние законности и правопорядка.

Являясь неотъемлемым свойством  системы источников права, свое правовое проявление иерархия находит в совокупности многообразных взаимных связей, существующих между источниками, расположенными на различных ее уровнях. В частности, наличие в иерархической системе источников российского права двух уровней – федерального и субъектов федерации значительно усложняют ее строение, а попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и российского законодательства. Еще одной проблемой иерархизации источников современного российского права является нечеткость разграничения сферы регулирования законов и подзаконных актов. Первичное и в достаточной степени детализированное регулирование общественных отношений должно осуществляться на законодательном уровне. Подзаконные акты различного уровня должны приниматься строго на основании и в соответствии с законом и, по общему правилу, выполнять правоконкретизирующую функцию.

С точки зрения места в системе источников российского права правовой обычай и судебный прецедент – это самостоятельные источники, необходимость возникновения которых связывается с дефектностью основного источника права, то есть в случае отсутствия закона, его недостаточности, противоречивости, иного дефекта либо неконституционности регулирования. Религиозные нормы признаются государством как важная составляющая часть человеческого мироздания. Некоторые религиозные нормы санкционируются государством, но не являются основоположением государственного строя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно–правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст.3301.
  3. Федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 24. 06.1994 г.// Российская газета от 24. 07.1994.

Научная литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА – ИНФРА М, 2001. – с. 569.
  2. Бобылев А.И. Источники (формы) права / А.И. Бобылев // Право и политика. – 2003. – № 8.
  3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2005. - № 2. С. 22 – 27.
  4. Малько А.В. Теория государства и права// Юристъ. – М., 2001г. – С.174.
  5. Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Феникс, 2005. – с. 437.
  6. Общая теория права и государства / Под редакцией В.В. Лазарева - М.: Юристъ, 2003. – с. 463.
  7. Рассолов М.М. Теория государства и права. – М.: Юридическая литература, 2004. – с. 329.
  8. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д Перевалова - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – с. 638
  9. Теория государства и права Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Виды нормативных  актов

 

1 Общая  теория  права  и  государства : Учебник/ Под  редакцией  В.В.Лазарева.—2-е  изд., перераб. и  доп.—М.: Юристъ, 2001, с. 162.

1 Теория  государства  и  права. Учебник  для  юридических  вузов  и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В.Д Перевалова - М.: Издательская  группа  НОРМА-ИНФРА-М, 1999, с. 34.

1 Назаренко Г.В.. Теория государства и права. - М.: Феникс, 2005, с. 96.

1 Рассолов М.М. Теория государства и права. – М.: Юридическая литература, 2004, с. 100.

1 Теория государства и права Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004

2 А.В.Малько. Теория государства и права// Юристъ. – М., 2001г. – С.174.

1 Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2005. - № 2. С. 22

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА – ИНФРА М, 2001, с. 196.


 


 


Информация о работе Система источников российского права