2.3 Социальное
государство и защита прав человека
В современных
условиях глобального экологического
и социального кризиса выживание
человечества невозможно без реализации
принципов социальной справедливости
и общечеловеческой морали. Еще Т.
Джефферсон писал: «Все люди созданы
равными и наделены Творцом определенными
[врожденными и] неотъемлемыми правами,
среди которых – право на жизнь,
на свободу и на стремление к счастью»16.
Практика
развитых демократических государств
показывает, что у государства
есть реальные возможности обеспечивать
достойный уровень жизни своих
граждан.17
Такая обязанность государства закреплена
и во Всеобщей декларации прав человека
(ст. 25), и в ст. 11 Международного пакта о
социальных, экономических и культурных
правах, которая предусматривает право
каждого «на достаточный жизненный уровень
для него самого и его семьи, включающий
достаточное питание, одежду и жилище,
и на непрерывное улучшение условий жизни»18.
Осуществление
такой деятельности и составляет
одну из важнейших задач современного
социального государства. Между
тем «наше общество, – пишет
Е. А. Лукашева, – в нынешних условиях
проявляет безразличие к важнейшему
вопросу теории и практики – взаимоотношениям
государства и гражданина в условиях
свободных экономических отношений»19. Речь идет не о государственном вмешательстве
в экономические процессы, а о заботе государства
о человеке, обеспечении каждому достаточного
жизненного уровня. Государство не может
пренебречь интересами социально незащищенных
слоев населения.
Если
личные права в основном направлены
на обеспечение свободы от противоправного
вмешательства государственной
власти, то для социальных прав характерно
наличие притязаний на обеспечение
и осуществление интересов индивида
с помощью государственных действий.
На государство возлагаются дополнительные
требования по осуществлению государственной
социальной политики на основе тех
ресурсов, которые может выделить
государство на эти цели. Поэтому
основные гражданские и политические
права человека, такие, как право
на жизнь, право на признание правосубъектности,
свобода мысли, совести, религии
и другие в принципе не имеют существенных
различий, чего нельзя сказать об уровне
обеспечения социально-экономических
прав, который во многом обусловлен
уровнем промышленного и социально-экономического
развития того или иного государства.20 В Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах отмечается,
что, «согласно Всеобщей декларации прав
человека, идеал свободной человеческой
личности, пользующейся гражданской и
политической свободой и свободой от страха
и нужды, может быть осуществлен, только
если будут созданы такие условия, при
которых каждый может пользоваться своими
экономическими, социальными и культурными
правами, так же как и своими гражданскими
и политическими правами»21. Все права и свободы человека как социального
существа неразрывно связаны между собой.
Человек не может быть политически свободным,
если он зависим экономически, и наоборот.
Поэтому нет смысла отдавать предпочтение
тем или другим правам.
Проблема
социально-экономических и культурных
прав в научной литературе получила
название так называемых «прав второго
поколения»22.
Эти права приобрели юридическое значение
во многом в результате борьбы трудящихся
за улучшение своего положения. Теоретическое
обоснование, по мнению некоторых авторов,
эти права получили в основном в процессе
развития идей социализма, в том числе
и в учении основоположников марксизма.
Л. Хенкин утверждает, что «международное
движение за права человека взяло идеи
об автономии и свободе индивида XVIII в.
и дополнило их идеями социализма и государства
всеобщего благоденствия XIX и XX вв.»23.
В западной
политико-правовой мысли со времени
свершения первых буржуазных революций
четко обозначились два направления
в освещении взаимоотношений
личности и государства. Первое представлено
теорией индивидуальной свободы
личности (А. Смит, С. Милль, Б. Констан,
Дж. Локк, Ш. Монтескье). Согласно этой теории
главная задача государства –
обеспечить политическую и экономическую
свободу личности. Второе направление
предусматривает участие государства
в обеспечении равенства личностей.
Основоположником теории, которая признает
роль государства в обеспечении
равенства личностей, считается
Ж.-Ж. Руссо, утверждавший, что принципу
равенства должно быть подчинено
все, в том числе и власть, задача
которой – обеспечение равенства.
«В таком подходе, – замечает Е. А.
Лукашева, – четко проступает не
только негативное понимание свободы
(от вмешательства государства), но
и ее позитивное понимание как
права гражданина на определенные действия
государства, связанные, в частности,
с обеспечением равенства»24.
Равенство
в отношениях «индивид – общество»
и «гражданин – государство» выступает
как «обязанность государства обеспечивать
определенную свободу в качестве
именно социального государства, по
крайней мере в пределах, которые
необходимы для уважения человеческого
достоинства»25.
Требование гарантии достойного социального
статуса и определенной степени социальной
защищенности служат не только отдельному
лицу, но и функционированию демократии
в целом. Б.Н. Топорнин в связи с этим отмечает:
«У экономики, в особенности рыночной,
есть собственная логика развития, свои
закономерности, порой не имеющие ничего
общего с социальными нуждами населения.
Именно государство призвано обеспечивать
эти нужды, добиваться необходимого баланса
в развитии экономики и социальной сферы»26. Данная точка зрения, однако, не является
преобладающей. В правовой науке наблюдаются
и попытки искусственно разделить по своему
внутреннему содержанию и юридической
обязательности, с одной стороны, гражданские
и политические права, а с другой – социально-экономические
и культурные, хотя и те и другие – явления
одной социальной действительности. Основной
аргумент состоит в том, что государство
обязано уважать и обеспечивать гражданские
и политические права, а что касается социально-экономических
прав, то на государство не возлагается
юридических обязанностей, а рекомендуется
лишь придерживаться тех стандартов, к
достижению которых должны стремиться
государства.27
Такой вывод делается со ссылкой на п.
1 ст. 2
Международного
пакта об экономических, социальных
и культурных правах, который обязывает
государства «принять меры к тому,
чтобы обеспечить постепенно полное
осуществление признаваемых в настоящем
пакте прав всеми надлежащими способами,
включая, в частности, принятие законодательных
мер».
Социально-экономические
права не менее значимы, чем гражданские
и политические, поскольку права
и свободы человека не разделимы
и взаимосвязаны. Ни одно право и
ни одна свобода не могут противопоставляться
другим или трактоваться в ущерб
им. Все они образуют единую систему
правового статуса личности. А
это, в свою очередь, налагает на государство
обязанность предпринять все
необходимые меры, включая законодательные
и административные, для осуществления
прав и свобод человека и гражданина.
Более того, должно быть предусмотрено
право каждого на судебную защиту
социально-экономических прав. «Если
реализация ряда гражданских и политических
прав требует конкретных действий в
основном от каждого индивида в отдельности,
– пишет В. А. Карташкин, – то социально-экономические
права могут быть осуществлены главным
образом путем проведения определенной
и целенаправленной политики со стороны
государства. Однако проведение такой
политики возможно, как правило, лишь
в демократических странах, где
народ контролирует процесс управления
и участвует в нем»28.
Для реализации
социально-экономических и культурных
прав необходимы более значительные
позитивные действия со стороны государства.
Но поскольку конституционное законодательство
еще не разработало четкого механизма
реализации этих прав, в правоприменительной
практике им не всегда уделяется должное
внимание.
Контроль
за выполнением государствами взятых
на себя обязательств в
области
социально-экономической и культурной
политики осуществляет международный
Комитет по экономическим, социальным
и культурным правам, созданный в
1984 г., который рассматривает доклады государств.
С вступлением России в Совет Европы ее
национальное законодательство также
должно быть приведено в соответствие
с европейскими стандартами и обеспечивать
реализацию основных прав и свобод.
Особую
значимость защита и обеспечение
социально-экономических прав приобрели
в нашей стране в «постперестроечный»
период, в условиях отказа от социалистических
ценностей и перехода к рыночным
отношениям, когда общество оказалось
не готово к резким переменам и
наметился глубокий кризис во всех
сферах общественной жизни. Государство
лихорадит политической нестабильностью,
нарастает эскалация национальных
конфликтов, сопровождающаяся локальными
войнами, быстрыми темпами идет процесс
падения производства, в социальной
сфере продолжается резкое социальное
расслоение общества, увеличивается
имущественное неравенство, что
приводит к росту преступности и
социальной напряженности. Все эти
факторы приводят к падению жизненного
уровня граждан, снижению их социальной
защищенности.
Общество
оказалось перед лицом серьезной
проблемы – необходимостью социальной
защиты людей, обеспечения прав граждан,
в первую очередь создания механизма
обеспечения и защиты социальных
прав.29
Социальная
незащищенность населения, продолжающаяся
месяцами невыплата заработной платы
может вылиться в конфликт, чреватый
большими социально-политическими
потрясениями. В 90-е гг.
Правительство
получило предупреждение в виде забастовок
шахтеров, врачей, учителей, научных
работников, продолжается неповиновение
в форме «рельсовой войны». Если
бы так и дальше продолжалось, в
стране воцарился бы хаос. В подобной
ситуации нужна четкая государственная
социальная программа, концепция, которая
могла бы вывести страну из затянувшегося
кризиса. Но главным является все
же не выработка и провозглашение
такой концепции, а сбалансированные действия
всех органов государственной власти,
обеспечивающие разумный выход из сложившейся
ситуации с наименьшими социальными потрясениями
и затратами. Хотя у правительства и имеется
антикризисная программа, пока она ощутимых
результатов пока не дает. Большинство
населения находится за чертой бедности,
многие слои населения социально не защищены.
По нашему
мнению, помимо законодательного признания
и закрепления социально-экономических
прав, нужна координированная система
гарантий осуществления этих прав.
В законодательной и правоприменительной
практике только начинает складываться
традиция уважения человеческого достоинства,
его прав и свобод. Кроме того,
необходимо признание института
частной собственности. Исторический
опыт показал, что национализация производства,
огосударствление собственности привели
к отчуждению личности как от власти,
так и от собственности, к ограничению
свободы и попранию справедливости.
Зачастую
граждане и юридические лица лишены
простых форм защиты своей собственности.
«Обеспечение социальных прав в обществе,
– пишет Е.В. Аграновская, – требует
коренной перестройки отношений
собственности, признания незыблемости
и гарантированности каждому
гражданину экономической свободы.
Сохранение и развитие всех форм собственности,
признание частной собственности
– необходимое условие для
приобретения личностью экономической
свободы, без которой невозможна
и свобода политическая. Экономическая
свобода индивида, его экономическая
независимость – условие становления
гражданского общества как общества
независимых и полноправных граждан,
свобода которых гарантирована,
права надежно защищены»30. И наконец – в связи с появлением в нашей
стране массовой безработицы и обострением
межнациональных конфликтов (первыми
жертвами которых становятся женщины,
пенсионеры, военнослужащие и лица, чья
профессия на рынке труда оказалась не
востребована) особый смысл приобретает
вопрос о практической реализации права
граждан на труд. Здесь со стороны государства
потребуется взвешенная программа действий
по защите трудовых прав, которая могла
бы обеспечить этим лицам трудоустройство
и жилплощадь, переобучение и т. д.
Названные
факторы являются причиной роста
социальной напряженности, политической
нестабильности, преступности. И задача
государства – разработать четко
действующий правовой механизм социальной
защиты граждан, восстановления их нарушенных
прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционные
права и свободы граждан нередко
игнорируются и нарушаются, что не
может не компрометировать идею правового
государства, подрывая веру в него.
Граждане справедливо сетуют на проявления
бюрократизма, бездушное чиновничье
администрирование, всевластие местных
руководителей, действующих нередко
произвольно, вопреки закону. По сути
дела в стране нет ещё системы
эффективной защиты прав граждан
от ведомственного и чиновничьего произвола.
Особую тревогу вызывает состояние
социально-экономических прав, в
особенности права на вознаграждение
за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное
социальное обеспечение. Сложившаяся
ситуация в сфере прав и свобод
несомненно отражает переходный характер
российского общества. В первую очередь,
сказывается неудовлетворительная
ситуация в сфере экономики, отсутствия
у государства необходимых средств.
Но "списывать" слабости и недостатки
в обеспечении конституционного
статуса личности только на это было
бы неверно. Свою негативную роль играют
другие факторы: всё ещё непреодолимое
неуважение к правам и свободам человека,
отсутствие строгой и неотвратимой
ответственности за их нарушение, незавершенность
законодательства об обеспечении защиты
прав и свобод человека, а также
недостатки в работе государственных
структур, несущих ответственность
за состояние социальной сферы. И
это понятно: речь идет о высшем принципе
предназначения государства - заботе о
человеке. Вместе с тем крайне важно
привлечь к решению проблем силы
общества - негосударственный бизнес,
различного рода предпринимательские
и банковские союзы, науку, разнообразные
общественные объединения. Необходим
одновременно строгий и постоянный
контроль общественности за соблюдением
прав и свобод человека в стране.
Список использованной
литературы
Нормативные
акты
- Конституция Российской Федерации. М., 2010.
- Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В. А. Туманова, М. М. Энтина. М., 2002.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2010.
Учебники, монографии
- Абдулаев М. И. Права человека: историко-сравнительный анализ. СПб., 2009.
- Абдулаева М.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2008.
- Абдуллаева М.И. Основы права: Учебник / Под ред. проф. СПб., 2007.
- Алексеев С. С. Теория права. М., 2008.
- Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 2009.
- Витрук Н. В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. М., 2008.
- Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 2007.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 2006.
- Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. М., 2007.
- Жуйков В. М. Права человека и власть закона. М., 2005.
- Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2007.
- Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск, 2007.
- Маловский М.С. Механизмы защиты прав человека в России. М., 2006.
- Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 2006.
- Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2008.
- Малюсин П.А. Общая теория прав человека. М., 2006.
- Мясик И. В. Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 2006.
- Новиков В.Ф. Права человека и межнациональные отношения. М., 2007.
- Ничивалова В.Е. Права человека. Учебник для вузов. М., 2009.
- Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. I. М., 2008.
- Петров Л. А. Правовое государство, личность, законность. М., 2007.
- Туманов В. А. Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. 2009. № 9.
- Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М.,2005.
- Лившиц Р. З. Теория государства и права. М., 2009.
- Мамут Л. С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 2009. № 11.
- Методологические проблемы правоведения: Сб. статей. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
- Сырых В. М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. М.,1980.
- Темпов Е. И. О деидеологизации методологических подходов в историко - политических и государственно-правовых исследованиях // Государство и право. 2008. № 3.