Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:45, реферат

Краткое описание

С самого маленького возраста мы попадаем в образовательную систему. На каждом этапе этой системы наши родители, родственники и даже мы сами сталкиваемся с выбором образовательного учреждения. Для того чтобы сделать верный выбор необходимо знать, как устроена система образования в Российской Федерации. Это необходимо, потому что образование влияет на формирование нашей личности, уровень наших знаний и интеллект; от того, какое образование мы получим, зависит наша дальнейшая судьба.
Поэтому цели моей работы это:
- понять что такое образование;
- какова структура образования в России;
- какими нормативными документами обусловлено наше право на получение образования;
- как проходит образовательная политика;
- какие источники финансирования образования существуют.

Содержание

1. Введение

2. Организационно-правовая система управления образованием

3. Общая структура системы образования РФ

4. Финансирование государственных ВУЗов

5. Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики

6. Заключение

7. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

образование вуз.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

     Финансирование  вуза может осуществляться из средств  федерального бюджета и (или) бюджета  субъекта Российской Федерации, в введении которого находится вуз. Вместе с тем, эту норму следует рассматривать в совокупности со статьей 41 Федерального закона «Об образовании», которая устанавливает, что деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. А учредителями государственных вузов являются Правительство Российской Федерации в лице федерального (центрального) органа управления образованием и (или) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

     Указанное финансирование осуществляется в зависимости  от наличия государственного задания (контрольных цифр) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации. Таким образом, государственное задание на подготовку является необходимым условием для получения государственного финансирования. Следует учесть, что установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов отнесено к компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием (в настоящее время - Министерство образования Российской Федерации). Однако размеры финансирования вуза зависят не только от объемов государственного заказа на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, но и от нормативов финансирования вуза. 
Как следует из определения статьи 28 Закона, предусматривается, что финансирование вузов осуществляется в соответствии с государственными, в том числе ведомственными, нормативами в расчете на одного студента. Как известно, государственный норматив финансирования состоит из федерального норматива финансирования и регионального норматива финансирования - норматива финансирования субъекта Российской Федерации. Основополагающий норматив финансирования - федеральный, так как он является минимально допустимым. Следовательно, ведомственные, региональные и местные нормативы финансирования должны только дополнять размер федерального норматива. Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено, что федеральные нормативы финансирования устанавливаются ежегодно Федеральным законом одновременно с Законом о федеральном бюджете на очередной год.

     Региональные  нормативы финансирования устанавливаются  органами власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  их законодательством. Естественно, что  региональные нормативы финансирования действуют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. В регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.

     Местные нормативы финансирования устанавливаются органами власти местного самоуправления. В случае введения местного норматива финансирования для высшего учебного заведения, который превышает государственный норматив финансирования, Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ч. 1 статьи 28) четко определяет, что дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета. Эта норма стимулирует органы власти местного самоуправления взвешенно принимать решения о размерах местного норматива финансирования, учитывая возможности местного бюджета. 
Согласно Закону государственным вузам дано право требовать и получать средства на обеспечение финансирования образовательной деятельности из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с полученными от них государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников. При определении объемов финансовых средств в последующие годы необходимо исходить из государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования, которые должны быть установлены соответствующим законодательством. Следует отметить, что рассматриваемые правовые нормы призваны обеспечить реализацию конституционного права граждан (статья 43 Конституции РФ) на получение бесплатного, на конкурсной основе, высшего профессионального образования. При рассмотрении вопросов финансирования государственных вузов за счет средств федерального бюджета следует учитывать положения статьи 40 Федерального закона «Об образовании», которые фиксируют минимальный объем указанного финансирования. В частности, эти нормы предусматривают, что доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета должно обучаться в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что Закон в этой части не выполняется. Если в 1992 г. доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85%, то в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 г. 3,45%. В последние полтора года появилась положительная тенденция роста образовательной доли в ВВП: в 1999 г. - 3,65% и в 2000 г. -3,75%. Денежная проблема остро стоит перед высшей школой. Очевидно, что бюджетных средств в ближайшие годы будет явно не хватать, поэтому важно развивать многоканальность финансирования вузов за счет привлечения внебюджетных средств.

     Статьей 41 Федерального закона «Об образовании» установлено право государственных  вузов осуществлять сверх финансируемых  за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся  подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда и специалистов по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Но этой же правовой нормой введены определенные ограничения на платную образовательную деятельность вуза - прием обучающихся на платной основе в государственный и муниципальный вуз не может составлять более 25% приема обучающихся по областям юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления.

     Порядок финансирования научных исследований, проводимых государственным вузом, определен в ч. 3 статьи 28 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Их финансирование осуществляется федеральным (центральным) органом управления образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находится вуз. Эта норма направлена на развитие научной деятельности в системе высшего профессионального образования, усиление роли научных исследований в образовательной деятельности вуза.

     На  обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности вуза направлена и правовая норма, предусмотренная ч. 6 статьи 28, которая устанавливает, что вуз может иметь счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных. При этом важно, что Закон не ограничивает учебное заведение количеством счетов, не ставит каких-либо условий на открытие счетов. Право на открытие счетов вуз получает с момента его регистрации, так как право на ведение финансово-хозяйственной деятельности у образовательного учреждения наступает с момента его регистрации (статья 33 Федерального закона «Об образовании»).

     Еще один источник финансирования - деньги предприятий, которые уже сегодня  тратят на повышение квалификации и обучение сотрудников около 10 млрд руб. Если экономика будет развиваться, то спрос со стороны предприятий на образовательные программы и научные разработки будет неуклонно расти и в ближайшее время может составить около 60 млрд руб. 
 
 
 

     5. Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики

     Модернизация  образования - это масштабная программа  государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. На первом этапе - в 2001-2003 годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса. На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.

     Основные  направления и первоочередные меры образовательной политики этого  этапа составляют:

     1. Передача оплаты труда работников  общеобразовательных учреждений и обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения, а также: осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования; разработка нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе образовательных комплексов "школа-детский сад".

     2. Обновление содержания образования  и совершенствование механизмов  контроля за его качеством:  принятие государственных стандартов общего образования; организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы; формирование и приведение в действие независимой от органов управления образованием государственной системы аттестации и контроля качества образования; экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.

     3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования: обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритет ном порядке. Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направляемых на развитие образования в части приобретения оборудования и информационных ресурсов, повышения квалификации преподавателей, капитальных вложений, финансирования экспериментальных инновационных площадок; нормативное финансирование образовательных учреждений после экспериментальной отработки его моделей и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование; ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги.

     4. Усиление социальной направленности  системы образования: принятие  комплексных мер по борьбе  с беспризорностью, асоциальным  поведением детей и молодежи, социальным сиротством; обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования; расширение доступности дошкольного образования, с адресной поддержкой малообеспеченных семей; разработка и реализация в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России" подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 гг.)".

     5. Всесторонняя поддержка сельских  и поселковых школ, их приоритетная  информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы.

     6. Структурная и институциональная  перестройка профессионального  образования, усиление его ориентации  на федеральный и местные рынки  труда: обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки; совершенствование структуры и сети учреждений начального и среднего профессионального образования, развитие системы профессиональных колледжей, актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки, ее ориентации на потребности местных рынков труда; развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании (государственное задание, целевые возвратные субсидии); создание системы прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.

     7. Обеспечение экономической самостоятельности  и разнообразия форм образовательных  учреждений (организаций), инвестиционной  привлекательности системы образования  путем внесения поправок в  законодательство Российской Федерации  и другие нормативные акты, стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.

     8. Повышение социального статуса,  государственной поддержки и  профессионального уровня работников  образования: введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической работы, за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок молодым специалистам; на основе модернизации ETC подготовка к осуществлению перехода на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли; совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников, их медицинского и социального страхования; решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам и педагогам на время их работы в учреждениях общего образования, в том числе детских домах и школах-интернатах, и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию; разработка и реализация в рамках Федеральной программы развития образования приоритетного направления "Педагогические кадры России"; повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по направлениям модернизации образования за счет средств бюджетов.

Информация о работе Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база