Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.1
Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства государства. Определение «глава государства» соответствует более высокому статусу государства.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Система органов государственной власти.docx

— 19.82 Кб (Скачать файл)

§ 1 Система органов государственной  власти

    1. Президент Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства. Ему посвящена глава 4 .

Статья 80 определяет, что Президент  Российской Федерации является главой государства.  В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти в Российской Федерации.1  

Данные изменения были необходимы, в связи с изменением положения  в стране и мире. Требовалось повышение  уровня персонифицированного представительства  государства. Определение «глава государства»  соответствует более высокому статусу государства.

Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта  организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской  власти в России весьма специфично, отражает условия политической жизни  и не дает оснований говорить о  механическом копировании опыта  какой-либо страны.

Институт президентства в России сочетает в себе черты как президентской, так и полупрезидентской республики.

Статус Президента Российской Федерации, содержащийся в сегодняшней Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов  государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Данное понятие не значит, что  президентская власть стоит над  другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует  во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая  система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному  взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной  воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом  и Правительством Российской Федерации.  

 Для того чтобы не повторилась ситуация советского периода Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает систему гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Эта гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что «Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Так же предусмотрено, что «одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об это гласит статья 93. Помимо этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.  

Закрепляя статус Президента  Российской Федерации как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина2 закрепленных в главе 2  Конституции. То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

 Выполняя функцию гаранта Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ  неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же имеет право с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. К примеру, если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.           

 В установленном Конституцией  порядке Президент принимает  меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности,  обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти Российской Федерации.           

 В осуществлении этих функций  Президент может использовать  только закрепленные за ним  конституционные полномочия, действовать  только в рамках Конституции.           

 Это относится и к такой  функции Президента, как определение  основных направлений внутренней  и внешней политики государства.  Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащиеся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируется  основные направления внутренней и  внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет  в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных  форм, обеспечивающих взаимное воздействие  одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Президент как глава государства  представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях, о чем гласит ч. 4 ст. 80 Конституции.

 Эта конституционная формулировка  отнюдь не означает, что глава  государства единолично решает  вопрос о внутреннем и внешнеполитическом  курсе России. Определение этого  курса есть результат сложного  процесса взаимодействия различных  политических сил и ветвей  государственной власти.

Основные параметры, направления  государственной политики России определены в Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным  политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, направлены на определение основных направлений  государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

 Но вместе с тем Президент  России обладает большим числом  полномочий для определения основных  направлений внутренней и внешней  политики РФ. Они касаются кадровой  политики, утверждения главных направлений  военной политики, руководства внешнеполитической  деятельностью, участие в формировании  правовой политики, руководства  текущей социально-экономической  политики. 

 Важным аспектом в характеристике  статуса Президента является  само место в Конституции главы  о Президенте. Она открывает перечень  глав, посвященных органам государственной  власти Российской Федерации.  В прежней Конституции глава  о Президенте следовала за  главой о высших представительных  органах. Это было закономерно,  так как в ней Президент  был главой исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч. 1 ст.  80 Конституции РФ 1993 г.

2 ч. 2 ст. 80 Конституции РФ


Информация о работе Система органов государственной власти