Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.
Задачи курсовой работы направлены на исследование:
- раскрыть понятие системы права;
- изучить характеристику элементного состава системы права;
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.
В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы наиболее важных общественных отношений. Число их в каждой стране велико. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.
В романо-германской семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости — и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы. Например, ст. 2 швейцарского Гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права. Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин. Для юридической концепции этой системы характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с таким решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой системы стремятся к общему идеалу - достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.
В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет достаточно активно действующий источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина, утверждающая тождество права и закона, в прошлом сыграла особенно отрицательную роль, так как в период немецкой оккупации, в частности во Франции, способствовала тенденциозной интерпретации антидемократических законов и обосновывала необходимость их исполнения. Во Франции она снова активизировалась после того, как Конституция 1958 г. разграничила сферы действия закона и регламента. Регламенты отныне не подлежали контролю с точки зрения их соответствия закону. Однако Государственный совет взял на себя функцию проверки их законности и аннулировал регламенты, когда они противоречили «общим принципам права», закрепленным в преамбуле французской Конституции. Антипозитивистская тенденция характерна и для ФРГ как реакция на то, что в годы националсоциализма указанная доктрина способствовала его политическим и расовым установкам, ибо видела в праве лишь то, что полезно государству. Складывается мнение, что признание важной роли законодателя не должно вести к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона.
Доктрина широко используется
и в правоприменительной
С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции Российской Федерации.
Своеобразно положение обычая в системе источников права романо-германской семьи. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограничена, даже если таковая в принципе не отрицается доктриной. В целом, за редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника права.
Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение, прежде всего, кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.
Постановления французского Кассационного суда и Государственного совета изучаются и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и неевропейских государств, входящих в романо-германскую правовую семью. Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон, можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи.
Заключение
Под правовой системой понимают
совокупность взаимосвязанных, согласованных
и взаимодействующих правовых средств
регулирующих общественные отношения,
а так же характерный уровень развития той или иной стороны.
Правовая система это комплексное образование,
которая охватывает собой все правовые
явления. В правовой системе выделяют
следующие основные элементы: система
права, система законодательства, правовые
отношения, правовую политику, правовую
культуру, правосознание, правовые понятия,
принципы и символы, правовые институты
и правовые учреждения, которые осуществляют
правовую политику, занимаются правотворческой
и правоприменительной деятельностью,
юридической практикой.
Анализ структуры правовой системы позволяет
выделить следующие различия между ней
и системой права: 1) Они соотносятся как
целое и часть, поскольку система права
является составной частью системы права;
2) Они различаются по объему, правовая
система более широкое понятие, чес система права.
В основе деления системы права на отрасли
лежит предмет и метод правового регулирования.
Главным, ведущим критерием разграничения
права и отрасли выступает предмет правового
регулирования. Предмет правового регулирования
– это обособленная часть качественно
однородных общественных отношений регулируемых
нормами права. Каждая отрасль имеет свой
предмет правового регулирования. Например,
предметом регулирования Гражданского
права является имущественные и тесно
связанные неимущественные отношения.
Не любая обособленная часть качественно
однородных отношений может стать предметом
правового воздействия. Предметом правового
регулирования могут быть только те отношения,
которые в данных исторических, культурных
условиях требуют правового регулирования
как правило это такие отношения, которые
обладают следующими свойствами: устойчивостью
и повторяемостью. Это обстоятельство
дает возможность законодателю фиксировать
правовые отношения субъектов. Способность
к внешнему правовому контролю.
Заинтересованность государства и общества
в правовом регулировании этих отношений.
Вспомогательным критерием разграничения
системы права на отрасли выступает метод
правового регулирования. Метод правового
регулирования – это совокупность юридических
приемов и способов воздействия права
на общественные отношения. Если предмет
отвечает на вопрос: Что?; то метод отвечает
на вопрос: Как это делать? Метод правового
регулирования обладает следующими признаками:
Юридические факты необходимы для возникновения
правоотношений. Юридические положения
участников правоотношений, которые определяются
определенностью и автономностью субъективных
прав и юридических обязанностей субъектов.
Порядком установления субъективных прав
и юридических обязанностей.
Путями и средствами обеспечения субъективных
прав и юридических обязанностей.
Виды методов правового регулирования:
Основные:
- Императивный
- Диспозитивный
Факультативные:
- Поощрительный
- Рекомендательный
Императивный метод - это такой способ воздействия права
на участников правоотношений, который
не допускает отступлений от правовых предписаний.
Для императивного метода характерно:
жесткая регламентация поведения участников
правоотношений. Неравное положение участников
правоотношения, они находятся в отношении
власти и подчинения, которые характеризуются
взаимосвязью между носителями субъективного
права и обязанностей.
Императивный метод более характерен
для публичных отраслей права.
Диспозитивный метод – это такой способ воздействия, который
представляет право, возможность урегулировать
отношения между собой в пределах установленных
законом. Для диспозитивного метода характерно
следующее:
Относительная свобода поведения участников
правоотношений
Обладают равными правовым положением,
ни одна из сторон не может потребовать
от другой совершения каких-либо действий.
Способность самостоятельно избирать
тот или иной вариант поведения.
Поощрительный метод – это такая форм воздействия, которая
стимулирует социально-полезное активное
поведение субъектов путем поощрений.
Рекомендательный метод – это такой способ воздействия предлагающий
субъектам наиболее целесообразный вариант
поведения.
Список использованных источников
I Нормативные акты и опубликованная практика
II Книги
2. Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. М., 1986. С. 276-277,197.
3. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М., 1988; см. также: Саидов А.Х. Введение и основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.
7. Правовая система социализма / Под ред. А.М Васильева. Т. 1. М., 1986; Т. 2. М., 1987. -
4. Сипюков В.П. Российская правовая система. Саратов, 1994.
5. Фридмэн Л Введение в американское право / Пер. с англ. М., 1992.
6. Керимов Д. А. Философские проблемы права. – М., 1972. – С. 13.
7. Явич Л.С. Общая теория права. – Л., 1976. – С. 126.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 1999. – С. 449, 450.
9. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 300.
10. Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 463.
11. Правовая система социализма / Отв. ред. А. М. Васильев. Кн. I. – М., 1996. – С. 35–39.; Матузов Н. И.
12. Правовая система и личность. – Саратов, 1987. – С. 13–14, 27.
13. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С. 85.
14. Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Превалов. – М., 1996. – С. 463.
III Статьи
IV Информационно-правовые источники
1.Информационно-правовая система «Гарант».
2. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
2 См.: КарбоньеЖ. Юридическая социология / Пер. с фр. М., 1986. С. 276-277,197.
3 См.:Давид Р. Осноиные правовые системы современности / Пер. с фр. М., 1988; см. также: Саидов А.Х. Введение и основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.
3 См.: Правовая система социализма / Под ред. А.М Васильева. Т. 1. М., 1986; Т. 2. М., 1987. -
4 См.: Сипюков В.П. Российская правовая система. Саратов, 1994.
1 См • Фридмэн Л Введение в американское право / Пер. с англ. М., 1992.
4 Керимов Д. А. Философские проблемы права. – М., 1972. – С. 13.
5 Явич Л. С. Общая теория права. – Л., 1976. – С. 126.
5 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М., 1999. – С. 449, 450.
7 Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 300.
8 Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С. 86.
9 Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 463.