Система права и правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение правовых систем. Именно это понятие используется в теории права, чтобы охарактеризовать все его качества. В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль судов, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики.
Задачи курсовой работы направлены на исследование:
- раскрыть понятие системы права;
- изучить характеристику элементного состава системы права;

Вложенные файлы: 1 файл

по ТГП курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической  доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы наиболее важных общественных отношений. Число их в каждой стране велико. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.

В романо-германской семье  достаточно широко используются некоторые  общие принципы, которые юристы могут  найти в самом законе, а в  случае необходимости — и вне  закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в  том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы. Например, ст. 2 швейцарского Гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права. Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин. Для юридической концепции этой системы характерна гибкость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с таким решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использованием своих методов, юристы этой правовой системы стремятся к общему идеалу - достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных интересов, как частных, так и всего общества. Итак, среди важных источников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в законодательстве и вытекающие из него.

В наши дни, как и в  прошлом, в романо-германской правовой семье доктрина составляет достаточно активно действующий источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина, утверждающая тождество права и закона, в прошлом сыграла особенно отрицательную роль, так как в период немецкой оккупации, в частности во Франции, способствовала тенденциозной интерпретации антидемократических законов и обосновывала необходимость их исполнения. Во Франции она снова активизировалась после того, как Конституция 1958 г. разграничила сферы действия закона и регламента. Регламенты отныне не подлежали контролю с точки зрения их соответствия закону. Однако Государственный совет взял на себя функцию проверки их законности и аннулировал регламенты, когда они противоречили «общим принципам права», закрепленным в преамбуле французской Конституции. Антипозитивистская тенденция характерна и для ФРГ как реакция на то, что в годы националсоциализма указанная доктрина способствовала его политическим и расовым установкам, ибо видела в праве лишь то, что полезно государству. Складывается мнение, что признание важной роли законодателя не должно вести к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона.

Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Сегодня все более и более, например во Франции, правоприменитель стремится к признанию независимого характера процесса толкования, к отрицанию того, что толкование заключается исключительно в отыскании грамматического и логического смысла терминов закона или намерений законодателя. Он настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще к юридической практике. Французский и немецкий стили явно сближаются.

С развитием международных  связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Конституция ФРГ 1949 г. прямо предусматривает, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Подобная норма в несколько иной редакции появилась и в Конституции Российской Федерации.

Своеобразно положение  обычая в системе источников права  романо-германской семьи. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки законам очень ограничена, даже если таковая в принципе не отрицается доктриной. В целом, за редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника права.

Весьма противоречива  доктрина по вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение, прежде всего, кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

Постановления французского Кассационного суда и Государственного совета изучаются и оказывают влияние в различных франкоязычных странах, соседних или отдаленных. Это верно также в отношении других европейских и неевропейских государств, входящих в романо-германскую правовую семью. Учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон, можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под правовой системой понимают совокупность взаимосвязанных, согласованных  и взаимодействующих правовых средств  регулирующих общественные отношения, а так же характерный уровень развития той или иной  стороны. 
 Правовая система это комплексное образование, которая охватывает собой все правовые явления. В правовой системе выделяют следующие основные элементы: система права, система законодательства, правовые отношения, правовую политику, правовую культуру, правосознание, правовые понятия, принципы и символы, правовые институты и правовые учреждения, которые осуществляют правовую политику, занимаются правотворческой и правоприменительной деятельностью, юридической практикой. 
 Анализ структуры правовой системы позволяет выделить следующие различия между ней и системой права: 1) Они соотносятся как целое и часть, поскольку система права является составной частью системы права; 2) Они различаются по объему, правовая система более широкое понятие, чес система права. 
 В основе деления системы права на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования. Главным, ведущим критерием разграничения права и отрасли выступает предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования – это обособленная часть качественно однородных общественных отношений регулируемых нормами права. Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования. Например, предметом регулирования Гражданского права является имущественные и тесно связанные неимущественные отношения. Не любая обособленная часть качественно однородных отношений может стать предметом правового воздействия. Предметом правового регулирования могут быть только те отношения, которые в данных исторических, культурных условиях требуют правового регулирования как правило это такие отношения, которые обладают следующими свойствами: устойчивостью и повторяемостью. Это обстоятельство дает возможность законодателю фиксировать правовые отношения субъектов. Способность к внешнему правовому контролю. 
Заинтересованность государства и общества в правовом регулировании этих отношений. 
 Вспомогательным критерием разграничения системы права на отрасли выступает метод правового регулирования. Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и способов воздействия права на общественные отношения. Если предмет отвечает на вопрос: Что?; то метод отвечает на вопрос: Как это делать? Метод правового регулирования обладает следующими признаками: Юридические факты необходимы для возникновения правоотношений. Юридические положения участников правоотношений, которые определяются определенностью и автономностью субъективных прав и юридических обязанностей субъектов. 
Порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей. 
Путями и средствами обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей. 
Виды методов правового регулирования:  
Основные:

-        Императивный

-       Диспозитивный

Факультативные:

-       Поощрительный

-        Рекомендательный

Императивный метод - это такой способ воздействия права на участников правоотношений, который не допускает отступлений от правовых предписаний. 
 Для императивного метода характерно: жесткая регламентация поведения участников правоотношений. Неравное положение участников правоотношения, они находятся в отношении власти и подчинения, которые характеризуются взаимосвязью между носителями субъективного права и обязанностей.  
 Императивный метод более характерен для публичных отраслей права. 
Диспозитивный метод – это такой способ воздействия, который представляет право, возможность урегулировать отношения между собой в пределах установленных законом. Для диспозитивного метода характерно следующее: 
Относительная свобода поведения участников правоотношений 
Обладают равными правовым положением, ни одна из сторон не может потребовать от другой совершения каких-либо действий. 
Способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения. 
 Поощрительный метод – это такая форм воздействия, которая стимулирует социально-полезное активное поведение субъектов путем поощрений. 
Рекомендательный метод – это такой способ воздействия предлагающий субъектам наиболее целесообразный вариант поведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

I Нормативные акты  и опубликованная практика

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010.-256 с. Бархатова Е.Ю.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев.  – 12-е издание., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2012.- 1359 с. – Серия : Профессиональные комментарии.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, 30 ноября 1994 года, с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ), часть вторая, 26 января 1996 года (изменения и дополнения от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

II Книги

  1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.

2. Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. М., 1986. С. 276-277,197.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М., 1988; см. также: Саидов А.Х. Введение и основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

7. Правовая система социализма / Под ред. А.М Васильева. Т. 1. М., 1986; Т. 2. М., 1987. -

4. Сипюков В.П. Российская правовая система. Саратов, 1994.

5. Фридмэн Л Введение в американское право / Пер. с англ. М., 1992.

6. Керимов Д. А. Философские проблемы права. – М., 1972. – С. 13.

7. Явич Л.С. Общая теория права. – Л., 1976. – С. 126.

8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 1999. – С. 449, 450.

9. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 300.

10. Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 463.

11. Правовая система социализма / Отв. ред. А. М. Васильев. Кн. I. – М., 1996. – С. 35–39.; Матузов Н. И.

12. Правовая система и личность. – Саратов, 1987. – С. 13–14, 27.

13. Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С. 85.

14. Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Превалов. – М., 1996. – С. 463.

III Статьи

  1. В.И. Леушин Система права и правовая система: сходство и различие.
  2. С.Г. Дзыбова Теоретическое исследование понятия правовой системы.  
  3. Швакин С.В. Системный подход и понятие правовой системы.

IV Информационно-правовые источники

1.Информационно-правовая система «Гарант». 

2. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

 

1 Хропанюк В.Н. уч. «Теория государства и права»

2  См.: КарбоньеЖ. Юридическая социология / Пер. с фр. М., 1986. С. 276-277,197.

3 См.:Давид Р. Осноиные правовые системы современности / Пер. с фр. М., 1988; см. также: Саидов А.Х. Введение и основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

См.: Правовая система социализма / Под ред. А.М Васильева. Т. 1. М., 1986; Т. 2. М., 1987. -

См.: Сипюков В.П. Российская правовая система. Саратов, 1994.

1 См • Фридмэн Л Введение в американское право / Пер. с англ. М., 1992.

4 Керимов Д. А. Философские проблемы права. – М., 1972. – С. 13.

5 Явич Л. С. Общая теория права. – Л., 1976. – С. 126.

5 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М., 1999. – С. 449, 450.

7 Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 300.

8 Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С. 86.

9 Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 463.

Информация о работе Система права и правовая система