Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:39, реферат
Учитывал данное обстоятельство, принципиально важное, практическое значение приобретает точное понимание положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», изложенных в ст. 2 «Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве», из которой следует, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит изданного Федерального закона, Федерального закона «G судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (п. I ст. 2), а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 2) и международных договоров Российской Федерации (п. Зет. 2).
1.Организация и правовой статус службы судебных приставов.
2. Правовой статус судебных приставов.
3.Основы финансово-хозяйственной деятельности Службы судебных приставов.
4.Проблемы организации Службы судебных приставов и принудительного исполнения.
При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия и иную символику, образцы которой утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов, носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.
Требования судебных приставов обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом. При этом диапазон мер ответственности правонарушителя достаточно широк, от штрафных санкций до уголовной ответственности.
Заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О судебных приставах» жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава. В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Имеются и иные льготы, предусмотренные законом.
Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О судебных приставах» вправе устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты судебных приставов, не предусмотренные федеральным законодательством.
§ 4. Основы финансово-хозяйственной деятельности; в Службе судебных приставов
1. Порядок взыскания, зачисления
и использования Средств
Исполнительский сбор перечисляется на депозитные счета Служб судебных приставов, открытые в коммерческих банках. Распоряжением Министерства юстиции России от 29 января 1998 г. № 10 ранее действовавшие депозитные счета судов для судебных исполнителей должны быть закрыты, остатки средств переведены на вновь открытые счета Служб судебных приставов, которые именуются в учреждениях банка как текущие счета на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций» (ранее называвшиеся депозитными). Распоряжением Министерства юстиции России от 16 июля 1998 г. № 109 было поручено до 7 августа 1998 г. открыть текущие счета «Средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций» подразделений Служб судебных приставов в банках «СБС-Агро» и Сбербанках России. В связи с кризисом банковской системы Распоряжением Министерства юстиции России от 7 сентября 1998 г. № 133 руководителям органов юстиции было: поручено срочно перевести из коммерческих банков остатки денежных средств по текущим счетам «Средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций» органов юстиции на счета РКЦ Банка России или отделении Сбербанка России.
В соответствии со ст. 81 Закона «Oб исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскивается исполнительский сбор, о связи с чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Таким образом, законом устанавливаются весьма серьёзные последствия неисполнения в добровольном порядке судебных и иных актов — помимо взыскания основной задолженности и расходов по исполнительному производству, с должника может быть взыскана сумма исполнительского сбора.
По документам имущественного характера исполнительский сбор взимается в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В этих случаях размер взыскиваемой с должника суммы увеличивается на сумму исполнительского сбора и взыскивается в порядке очередности для требования, указанного в исполнительном документе. При этом в банк, обслуживающий текущий (расчетный) счет должника, выставляется одно платежное требование, с указанием общей суммы (без ее разбивки). Например, в соответствии с судебным решением взыскателю должник (независимо от того, является ли он юридическим или физическим лицом) должен возместить денежную сумму р размере 100 000 рублей. Исполнительский сбор составит 7 процентов — 7 000 рублей. Следовательно, взыскиваемая сумма составит 107 000 рублей, В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере 5 минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций — 50 минимальных размеров оплату труда.
Например, судом вынесено решение об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию какой-либо организации, должником-гражданином.
Исполнительский сбор в этом случае составит: 100 рублей х 5 = 500 рублей.
Если же должником является организация, то исполнительский сбор составит; 100 рублей х 50 = 5000 рублей.
Денежные средства, взыскиваемые с должника в «процессе исполнения исполнительного документа (в том числе от реализации имущества), подлежат перечислению на текущий счет «Средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций» соответствующего подразделения Службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 10 Закона «О судебных приставах» старший судебный пристав является распорядителем текущего счета на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжений бюджетных организаций», который предназначен для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций и подлежащих при наступлении определенных условий возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.
Текущие счета предназначены для зачисления:
• денежных средств, изъятых судебными приставами-исполнителями;
• денежных средств, перечисленных со счета должника;
• денежных средств, полученных от реализации имущества должника,
• авансовых взносов взыскателя для обеспечения совершения исполнительных действий.
Для контроля и проверки движения поступающих на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, денежных средств старшие судебные приставы ведут в каждом подразделении, где открыт указанный счет, книгу учета депозитных сумм.
Сведения о депозитных суммах вносятся в книгу учета депозитных сумм в день получения выписки из банка. В этой книге должны содержаться все сведения:
• сумма и дата зачисления банком на текущий счет «Средства, поступающие во временное распоряжениебюджетных организации»;
Ф.И.О. или наименование плательщика (должника); наименование долга (платежа);
Ф.И.О. или наименование получателя (взыскателя);
дата выдачи и выданная сумма, номер чека или поручения; остаток денежных средств в рублях.
остаток на первое число каждого месяца должен соответствовать остатку депозитных сумм в банке по контокоррентной выписке.
Исполнительский сбор зачисляется на текущий счет подразделения судебных приставов, как определено п. 3 ст. 81 Закона «Об исполнительном производстве». Тридцать процентов от суммы исполнительского сбора отчисляется в федеральный бюджет, а остальная сумма поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства.
Постановлением Правительства Российской федерации от 2 июля 1999 г. № 739 утверждены правила зачисления и использования в 1999 г. средств 6т исполнительского сбора, поступающих в федеральный бюджет, которые устанавливают, что средства от исполнительского сбора перечисляются подразделениями судебных приставов в доход бюджета на счета территориальных органов казначейства Министерства финансов Российской Федерации № 40102 «Доходы федерального бюджета».
Средства от исполнительского сбора возвращаются из федерального бюджета Службе судебных приставов и используются для финансирования расходов на содержание и материально-техническое обеспечение Службы судебных приставов сверх утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования ее расходов за счет средств федерального бюджета.
Сведения о размере средств от исполнительского сбора, перечисленных в федеральный бюджет, направляются подразделениями судебных приставов в 2-дневный срок в Службу судебных приставов органа юстиции субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и Служба судебных приставов органа юстиции субъекта Российской Федерации сверяют полученную информацию о фактически зачисленных в доход федерального бюджета средств от исполнительского сбора и уведомляют об этом соответственно Главное управление федерального казначейства Министерства финансов и Департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Порядок учета и
списания материальных
Учет и списание материальных ценностей, находящихся в ведении территориальных подразделений служб судебных приставов, ведется централизованной бухгалтерией соответствующего органа юстиции- Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации материальных ценностей;
• порядок списания материальных ценностей;
• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
3. Порядок страхования
имущества, арестованного судебными
приставами-исполнителями в
В целях исполнения Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998 г. № 723, для обеспечения его сохранности, возмещения убытков в случае его утраты (гибели), недостачи или повреждения Министерством юстиции России в централизованном порядке заключается договор страхования в форме Генерального страхового полиса. Генеральный страховой полис распространяет действие на арестованное и изъятое имущество, находящееся во временном хранении в соответствующих подразделениях Службы судебных приставов, должника, иных лиц и организаций (хранитель), на которых возложена обязанность по их хранению.
В Инструкции, утвержденной Министерством юстиции России, определены:
• основные правила страхования арестованного и изъятого службой судебных приставов имущества;
• порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по страхованию арестованного и изъятого имущества;
• порядок осуществления контроля за проведением страхования арестованного и изъятого имущества;
• порядок предоставления отчетности, направляемой Министерством юстиции России в органы юстиции в субъектах Российской Федерации.
4. Порядок страхования жизни, здоровья и имущества судебных приставов
В целях осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья судебных приставов и во исполнение ст. 20 Закона «О судебных приставах» Министерство юстиции России на конкурсной основе осуществляет выбор страховой компании и в централизованном порядке заключает договор. Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья судебных приставов Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации направляется в органы юстиции в субъектах Российской Федерации.
Проблемы организации Службы судебных приставов и принудительного исполнения.
1. Несовершенство и Пробелы
Федерального закона «О
Характеризуя законодательные акты, являющиеся юридической базой для формирования и развития правовых основ деятельности судебных приставов, — Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», следует отметить, что в изначальной (ныне действующей) редакции они рока еще достаточно далеки от совершенства. Несовершенство некоторых норм Федерального закона «О судебных приставах» существенно ограничивает перспективы дальнейшего становления и развития системы исполнительного производства.
Дело в том, что в соответствии с концепцией указанного Закона, Служба судебных приставов к моменту завершения ее формирования должна была стать относительно автономным (в рамках Министерства юстиции России), правоохранительным органом, организационно-штатная структура и объем полномочий, которого позволили бы ей обеспечить эффективное выполнение функции принудительного исполнения судебных актов и ряда иных правоохранительных функций, отнесенных к ее компетенции.
Однако в ряде норм указанного Закона данная концептуальная идея существенно «смазана» некоторыми недостаточно акцентированными правовыми решениями компромиссного характера. В результате организационное устройство и объем полномочий Службы судебных приставов по ряду позиций сегодня существенно отстают от требований времени и не отвечают потребностям практики.
Например, ни одно из структурных подразделений Службы судебных приставов не обладает ныне статусом юридического лица. Между тем уже сам факт выделения судебных приставов из структуры судебных учреждений, преобразование их в организационно оформленный институт исполнительной власти и вытекавшая отсюда необходимость решения всех связанных с существованием любой подобной организации задач (кадровых, материально-технических, финансовых и др.) объективно требуют наличия статуса юридического лица. Подобным статусом следовало бы наделить Службу судебных приставов Министерства юстиции России и Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.