Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:50, курсовая работа
Существование в настоящее время в Российской Федерации представительного и законодательного органа стало результатом долгого и тернистого исторического развития института народного представительства. Некоторые детали народного представительства имели место еще в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Но первым шагом по утверждению регулярных представительных органов принято считать проведение в 1550 году Земского собора, на котором был принят Судебник
Введение……………………………………………………………………………3
1.Федеральное Собрание в системе органов государственной власти
Российской Федерации
1.1 Исторические корни принципа народного представительства……… 5
1.2 История возникновения Совета Федерации……………………………. 8
1.3 Формирование и деятельность Федерального Собрания…………… . 12
2. Внутренняя организация Совета Федераций Федерального Собрания
2.1 Совет Федерации как структурное подразделение парламента……. 17
2.2 Полномочия Совета Федерации………………………………………… 21
2.3 Состав и Руководство Совета Федерации………………………………. 24
Заключение…………………………………………………………………….... 28
Глоссарий…………………………………………………………………………30
Список использованных источников
Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, который был созван 12 декабря 1993 года, в то время когда утвердилась новая Конституция Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный орган, реализующий законодательную власть, было учреждено Конституцией Российской Федерации. Совет Федерации на данный период времени согласно Федеральному закону Российской Федерации «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5.08.2000 года № 113-ФЗ формировался путем «мягкой ротации» в ноябре 2000 года и в декабре 2001 года из числа кандидатов от органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации. Депутаты осуществляют свою деятельность в верхней палате на постоянной основе. Срок действия полномочий Совета Федерации, в общем, ничем не ограничен, а вот срок действия полномочий депутата верхней палаты обусловлен сроком полномочий исполнительного и законодательного органа власти субъектов Российской Федерации который он представляет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года, предусматриваются всего лишь три случая совместного заседания верхней и нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации:
1) послание Президента Российской Федерации;
2) послание Конституционного Суда Российской Федерации;
3) выступление глав зарубежных стран.
Все это свидетельствует об исключительной компетенции Совета Федерации и независимости палат друг от друга в деле осуществления своей деятельности. С некоторых пор неофициально и нередко в официальных кругах Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обозначают как вторую палату или сенат1, а депутатов Совета Федерации соответственно именуют сенаторами.
2.2 Полномочия Совета Федерации
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обладает рядом полномочий, содержание которых представлено в статье 102 Конституции Российской Федерации. Данные полномочия Совета Федерации можно классифицировать как законодательные, кадровые и прочие. Законодательные полномочия заключаются в том, что Совет Федерации одобряет либо отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон (статьи 105 - 108 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты, либо если в четырнадцатидневный срок он не рассматривался Советом Федерации (статья 105 часть 4 Конституции Российской Федерации). Но Конституция Российской Федерации предусматривает обязательный порядок рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов. (Приложение Б) В случае если отклоняется федеральный закон Президентом Российской Федерации в четырнадцатидневный срок, то верхняя и нижняя палаты Парламента в конституционном порядке вновь рассматривают этот закон. Если федеральный закон будет принят снова в прежней редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Кадровые полномочия Совета Федерации в соответствии со статьей 102 части 1 Конституции Российской Федерации заключаются в следующем: отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. А также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и назначение на должность, и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. В соответствии со статьей 102 части 1 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации также относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. А также назначение выборов Президента Российской Федерации. Совет Федерации правомочен осуществлять собственные заседания, они проходят в промежуток времени с 1 октября по 31 июля, каждый месяц в течение одного двух дней. Внеочередные слушания Совета Федерации инициируются Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, комитетом Совета Федерации, а также по инициативе не менее одной пятой от общего количества депутатов Совета Федерации. Вместе с тем Совет Федерации вправе осуществлять свои профессиональные функции, если в его работе участвуют более половины от общего количества депутатов Совета Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность Совета Федерации носит открытый характер, но в предусмотренных случаях Совет Федерации может вести закрытые слушания.2 Депутаты Совета Федерации в ходе своей работы в первую очередь заслушивают: послания и обращения Президента Российской Федерации; поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации; проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы обязательные для рассмотрения Советом Федерации; вопросы о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. А также предложения об отправлении запросов в Конституционный Суд Российской Федерации и федеральные законы касающихся вопросов ратификации и денонсации международных договоров. В Совете Федерации практикуют такие виды выступлений как, например: доклад, содоклад, заключительное слово, слово кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по регламенту проведения заседания. А также такие виды выступлений как предложение, информация, справка, заявление и обращение. План работы Совета Федерации на день определяется Председателем верхней палаты с учетом предложений поступивших от комитетов и комиссий Совета Федерации либо депутатами Совета Федерации количеством не менее десяти человек, либо двумя депутатами от одного субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Президента Российской Федерации в Совете Федерации. Подготовленный план повестки дня верхней палаты представляется на голосование депутатами Совета Федерации, исход голосования определяется большинством голосов от общего количества депутатов Совета Федерации. В регламенте верхней палаты существует ряд вопросов, которые подлежат внесению в повестку дня заседания Совета Федерации в первую очередь без предварительного рассмотрения и голосования. На любом заседании верхняя палата вправе принимать решение о проведении так называемого «часа голосования» по федеральным законам, решения по тем или иным вопросам депутаты верхней палаты принимают путем открытого либо тайного голосования, при этом открытое голосование зачастую бывает поименным. Голосование депутатов проходит посредством применения электронной системы, а также с использованием бюллетеней и в форме опроса. При этом выбор депутатами того или иного способа голосования определяется опять же путем голосования, если более половины от общего количества депутатов Совета Федерации, присутствующих на заседании отдадут свои голоса, то голосование считается оконченным. Голосование с применением электронной системы бывает количественным, рейтинговым и альтернативным. Депутаты Совета Федерации, которые представляют, какой либо один субъект Российской Федерации, в ходе голосования в случае если есть доверенность, которая выдается в принятом решением Совета Федерации порядке, могут отдавать друг другу право голоса практически по всем вопросам. Кроме вопросов, которые решаются путем тайного голосования. Решение Совета Федерации признается принятым, только если отдали свои голоса более половины от общего количества депутатов Совета Федерации. Если другой регламент голосования не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и регламентом собственно верхней палаты. Что касается процедурного вопроса, то решение по нему утверждается простым большинством голосов депутатов Совета Федерации, присутствующих на момент голосования. Одновременно с общим регламентом заседаний Совета Федерации, существует также в верхней палате специальный порядок заслушивания вопросов, которые отнесены Конституцией Российской Федерации к ведению Совета Федерации, по этим вопросам Совет Федерации утверждает постановления. Постановления Совета Федерации утверждаются большинством голосов от общего количества депутатов, если иной порядок принятия решений не установлен Конституцией Российской Федерации.
2.3 Состав и Руководство Совета Федерации
Первый состав Совета Федерации включал в себя депутатов, которые выбирались по двухмандатным округам согласно «Положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.10.1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В данное положение потом были внесены изменения президентскими указами №1846 от 6 ноября 1993 года и №238 от 4 февраля 1994 года.
Двадцать третьего января 1996 года в Совете Федерации второго созыва 47 депутатов из 178 являлись главами администраций субъектов Российской Федерации. Ко времени завершения, утвержденного законом срока (31 декабря 1996 года) для проведения сплошных выборов шесть губернаторов оказались в числе тех, кого не избрали и только к 19 октября 1997 года выборы прошли в полном масштабе. В период времени с ноября 2000 года по декабрь 2001 года (по федеральному закону 2000 года) вместо глав администраций субъектов Российской Федерации в Совет Федерации пришли представители органов власти субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрено: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».3 В соответствии с переходным положением Конституции Российской Федерации мы знаем, что «Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года». Данное положение нашло свое отражение в пункте 1 статьи 2 главы 1 Регламента Совета Федерации. С вступлением в силу Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ (в редакции от 16 декабря 2004 года) образовалась новая область во взаимодействии Федерального Собрания и руководителя субъекта Российской Федерации. Данное взаимодействие заключается в утверждении представителя от исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации в верхней палате парламента. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ, постановление о назначении представителя субъекта Российской Федерации в Совете Федерации направляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный орган субъекта Российской Федерации в течение трех дней. В дальнейшем постановление считается утвержденным, если законодательный орган субъекта Российской Федерации двумя третями голосов не проголосуют против утверждения представителя. Согласно статье 6 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ осуществление органами власти субъекта Российской Федерации мероприятия по отправке представителей в Совет Федерации происходит согласно регламенту данного органа власти. Принимая во внимание утвержденный Федеральным законом срок полной ротации верхней палаты парламента (1 января 2002 года), можно говорить об учреждении данной практики практически во всех субъектах Российской Федерации. Нет единого срока полномочий депутата Совета Федерации со времени начала работы Совета Федерации второго созыва. (Январь 1996 года). Депутатский корпус Совета Федерации обновляется плавно и поступательно, с учетом прихода нового руководства в субъектах Российской Федерации. Изначально существовал президентский проект парламентской реформы 2000 года, в нем предусматривалось одномоментное обновление депутатского корпуса верхней палаты, но в результате утвердили плавную смену состава палаты. Вместе с тем срок полномочий выборных органов власти и руководителей администраций не должен быть более пяти лет. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, состоящие из двух палат в 1996-2000 годах, направляли в порядке очередности в Совет Федерации представителей двух палат на половину срока полномочий. Начиная с 2000 года, данная норма в федеральном законе носит императивный характер, уже к 2002 году значительная часть законодательных органов власти субъектов и глав субъектов Российской Федерации избираются на срок четыре года, а меньшая часть избирается сроком на пять лет. Срок действия полномочий, статус председателя Совета Федерации, заместителей председателя верхней палаты, председателей комитетов верхней палаты и их заместителей утверждаются статьями 2-3 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года № 133-ФЗ. Началом срока действия полномочий депутата считается день утверждения Советом Федерации решения об удостоверении полномочий данного депутата Совета Федерации, а срок прекращения полномочий начинается в день утверждения Советом Федерации решения об удостоверении полномочий нового депутата Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации также регламентируется в настоящем законе.4 Процедура Совета Федерации по утверждению решений об удостоверении полномочий новых депутатов Совета Федерации и прекращения их полномочий утверждается Регламентом Совета Федерации. В соответствии со статьей 8 Регламента Совета Федерации депутаты верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью, которая также провозглашена в статье 98 части 1 Конституции Российской Федерации.
Регламент верхней палаты, утвержденный Постановлением Совета Федерации5, содержит положения о Председателе Совета Федерации и его первом заместителе, а также о заместителях Председателя Совета Федерации. Регламент предусматривает их полномочия, процесс назначения на должность и др. (статьи 14-20 Регламента). Председатель Совета Федерации, определяется из числа депутатов Совета Федерации путем тайного голосования, для этого нужно более половины голосов от общего количества депутатов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации наделяется организационными и представительскими полномочиями. Председатель проводит заседание палат, знает внутренний порядок работы палаты, подписывает постановления и распределяет функции среди своих заместителей. Председатель контролирует деятельность Аппарата Совета Федерации, передает комитетам Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой и законопроекты для последующего направления в нижнюю палату парламента. В настоящее время председателем Совета Федерации является Матвиенко Валентина Ивановна. Заместители Председателя Совета Федерации по поручению Председателя вправе подписывать постановления, обеспечивать работу комитетов. Двести двадцать девятое пленарное заседание верхней палаты, состоявшееся 19 сентября 2008 года характерно тем, что первым заместителем Председателя Совета Федерации избрали Александра Торшина. Сергей Миронов заявил тогда, что в его отсутствие первый заместитель будет замещать Председателя Совета Федерации.
Двухпалатное Федеральное Собрание Российской Федерации, сменило «двухступенчатый» механизм высших органов государственной власти, состоявший из Съезда народных депутатов и формируемого им Верховного Совета. Федеральное Собрание представляет собой орган народного представительства, таким образом, Федеральное Собрание выражает интересы всех народов Российской Федерации, а также интересы социальных, территориальных, профессиональных и других сообществ. Федеральное Собрание осуществляет общегосударственную законодательную функцию, парламент принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. Федеральное Собрание утверждает государственный бюджет, одобряет введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов относительно статуса субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание инициирует назначение или санкционирует увольнение должностных лиц высших государственных органов власти Российской Федерации. Парламент также осуществляет контроль органов исполнительной власти и различные сферы государственного строительства, контролирует исполнение государственного бюджета и др.
Одновременно с этим для полноценной деятельности народного представительства необходимо развитие механизма контроля избирателей за деятельностью депутатов и иных выборных лиц. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, по сути, перестала существовать взаимосвязь между ними. В конечном итоге российские избиратели не имели возможности корректировать работу своих представителей в ходе исполнения ими законодательных и других депутатских функций.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время в Российской Федерации институт народного представительства, являющийся подлинным выразителем народных интересов и внутреннего суверенитета народа, находится не в лучшем своем состоянии. Данное обстоятельство, несомненно, препятствует строительству демократического правового государства. Главнейшими первоочередными мерами необходимыми для изменения данного состояния являются широкомасштабная деятельность государства и его государственных органов власти в деле активизации по политическому и правовому просвещению граждан, а также по развитию и совершенствованию навыков в управлении государственными делами и реализации других политических прав.
Дмитрий Медведев в свое время занимавший пост Президента Российской Федерации утвердил подписью Федеральный закон от 14 февраля 2009 года N 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральным законом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с этим изменениями кандидат в депутаты Совета Федерации должен являться гражданином Российской Федерации и в свою очередь являться депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо депутатом представительного органа власти муниципального образования, находящегося на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом упраздняе
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Государственный орган |
составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные звеном полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое |
2 |
Государственный аппарат |
система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи |
3 |
Законодательные органы государственной власти |
образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть |
4 |
Исполнительные органы государственной власти |
формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность |
5 |
Конституционно-правовое отношение |
общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права. |
6 |
Совет палаты |
образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. Является постоянно действующим органом Совета Федерации |
7 |
Механизм государства |
система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства |
8 |
Простое большинство голосов |
число голосов, превышающее (в зависимости от рассматриваемого вопроса) половину от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы |
9 |
Субъективное избирательное право |
гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы |
10 |
Регламент |
совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации |
11 |
Квалифицированное большинство голосов |
число голосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы |