Современное правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на референдумы.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и виды правотворчества 5
2 Стадии правотворчества 12
Заключение 17
Глоссарий 20
Список использованных источников 22
Приложения 23

Вложенные файлы: 1 файл

Современное правотворчество.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых.

Правотворчество характеризуется тем, что:

- представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

- основная его продукция - юридические  нормы, воплощающиеся главным образом  в нормативных актах;

- это важнейшее средство управления  обществом, здесь формируется стратегия  его развития, принимаются существенные правила поведения;

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество  принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности  и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность, стабильность и др.

Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяют на такие виды, как:

  1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
  2. правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
  3. правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
  4. правотворчество органов местного самоуправления;
  5. локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
  6. правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

  1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
  2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента);
  3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Правотворчество - это основное направление социальной деятельности, создающее условия для существования и воспроизводства самого общества. Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества, разумное «сцепление» его членов в общественной жизни. А законодательный процесс выступает при этом основным фактором такой деятельности.

Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Правотворчество

процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах

2

Демократизм

учет общественного мнения и отражение его в принимаемых нормативных решениях.

3

Гласность

Открытость обсуждения и принятия нормативных актов, доведении до всеобщего сведения правовых решений

4

Гуманизм

Направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

5

Санкционированное правотворчество

разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию

6

Субъект правотворчества

орган или общественное формирование, правомочия которого на принятие соответствующего правового акта определяются конституционным или иным законодательным статусом

7

Законотворчество

законодательный процесс, связанный с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов.

8

Подзаконное правотворчество

правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти

9

Нормативные договоры

внутрифедеральные, управленческие конституционного характера договоры и соглашения, самостоятельно заключенные между собой различными государственными органами

10

Законодательная инициатива

право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом


 

Список использованных источников

1

Н.А. Власенко Правила законодательной техники в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. статей: В 2т. // Под ред. д.ю.н., проф., акад. В.М. Баранова М.: 2001, с.93

2

В.В. Лазарев Теория государства и права – М.: Новый юрист, 1997г., с.131

3

В.В. Лазарев, Н.Л. Гранат источники права / общая теория государства и права. Под ред. В.В. Лазарева М.: 1997г., с.143-146

4

Г.И. Муромцев о некоторых особенностях законотворческой техники и методологии ее исследования в современной России  // Законтворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. статей в 2т. // под ред. В.М. Баранова М.: 2001, с.79

5

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / отв. Ред. А.С. Пиголкин М.: 1998

6

В.М. Сырых Теория государства и права М.: «Былина» 1998, с.163

7

Теория государства и права / под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова М.: Инфа-М-Норма 1997, с.296

8

А.Ф. Черданцев Теория государства и права М.: «ЮРАЙТ» 1999, с.367       

9

Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М.: Городец, 2003. - 253с.

10

Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика. /Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург.: 2001. – 76с.

11

Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с.


 

Приложения

А

Б


 

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 241

1 Лазарев В.В., Гранат Н.Л. Источники права / Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 143-146

1 Комаров С.А., Мальков А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: НОРМА, 2010.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник.- М.: Омега-Л, 2009.

1 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Теория, практика, методика. /Под ред. А.В.Гайды, М.Ф.Казанцева, К.В.Киселева, В.Н.Руденко. Екатеринбург.: 2001. – С. 37

 


 



Информация о работе Современное правотворчество