Современные концепции власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 23:59, сочинение

Краткое описание

Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.
Сторонники первого подхода (поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) ее рассматривают как божественный дар и наделяют такимиценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность

Вложенные файлы: 1 файл

S1-3_Криштовау Патрисия.docx

— 464.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра «Общая политология»

 

 

 

 

Эссе на тему: «Современные концепции власти»

 

 

 

 

 

Выполнила: Криштовау Патрисия

Группа С1-3

Научный руководитель: Матвеев О.В.

 

 

 

Москва, 2014

 

Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти. 
Сторонники первого подхода (поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) ее рассматривают как божественный дар и наделяют такими ценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека — ее носителя.

С позиций второго подхода (социологического) власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).  рамках двух обозначенных подходов стали формироваться различные концепции (лат. conceptio — понимание, система) власти. Каждая из концепций представляла собой определенный способ понимания и трактовки власти с акцентом на тех или иных ее свойствах.

Теологическая концепция власти

Одно из наиболее ранних определений власти исходило из теологического объяснения ее природы и строилось с помощью теории божественного права. Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, — лишь исполнители божественной воли.  По утверждению Аврелия Августина, «граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан небесного града рождает благодать, освобождающая природу от греха».

Биологическая концепция власти

Представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Так, французский политолог М. Марсель (1889—1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными». В структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи. Следуя этому положению, Ф. Ницше (1844—1900) утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская концепция власти

Поведенческое понимание власти более активно стало разрабатываться в 30-х годах XIX в. благодаря введению в политическую науку бихевиоризма. Это событие оказало заметное влияние на политическую мысль и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874—1953), Г. Лассуэла (1902—1978) и английского исследователя Дж. Кетлина (1896—1975). Они выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики.  Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный.

Психоаналитическая концепция власти

рассматривает мотивы, истоки власти и видит их в сфере бессознательного. Трактует стремление к власти как проявление (сублимацию) подавленного, преимущественно сексуального, влечения (З. Фрейд) или психологической энергии вообще (К. Г.Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.

Структурно-функциональная концепция власти

рассматривает власть как способ самоорганизации общества, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения (Т. Парсонс). Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния, воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Конфликтологическая теория власти

власть рассматривается как отношение господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, отношением к собственности. Обладание собственностью обеспечивает господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И.Ленин).

Дуалистическая концепция власти

выделяет два элемента внутри власти: 1) насилие, материальное принуждение, которое служит инструментом господства одних групп общества над другими, и 2) убеждение, вера подчиняющихся в то, что власть законна (легитимна), подчинение справедливо, похвально; это позволяет власти выступать эффективным средством интеграции общества (М. Дюверже). 

Таким образом, результаты изучения современных концепций власти позволяют сделать следующие выводы.

1. Многоликость форм существования и проявления властной воли обусловила бесконечные дискуссии относительно ее природы и породила различие подходов и трактовок.

2. В соответствии с основаниями властвования в науке существуют различные интерпретации власти или господства:

- теологическая 
- телеологическая 
- бихевиористская 
- психоаналитическая 
- структурно-функциональная  
- конфликтологическая 
- дуалистическая.

3. Данные подходы выявляют различные аспекты власти, которые обеспечивают ее дееспособность, понимаемую как способность поддерживать выполнение собственных требований.

4. Если прежде политическая власть опиралась преимущественно на принуждение, то в современном политическом процессе все большую роль играют именно добровольные основания власти – согласие управляемых.

 

Список использованной литературы:

  1. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.с.
  2. Овчарова Т.Н., Литвинчук В.И. Политология: Курс лекций Н. Новгород, Типография филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н. Новгород, 2010 год, 232 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Современные концепции власти