Современные концепции и модели федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:03, реферат

Краткое описание

Проблема федерализма как в прошлом, так и сегодня занимает одно из центральных мест. Дело в том, что современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, притом иногда весьма различные по многим принципиальным критериям.
Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало стран имеют федеративное политико-территориальное устройство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Федеративное устройство государства…………………………………3
2.Понятие федерализма…………………………………………………….5
3.Современные концепции и модели федерализма……………………...7
Заключение………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

Федерализм в современном мире..docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

1.Федеративное устройство  государства…………………………………3

2.Понятие федерализма…………………………………………………….5

3.Современные концепции  и модели федерализма……………………...7

Заключение………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема федерализма как в прошлом, так и сегодня занимает одно из центральных мест. Дело в том, что современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, притом иногда весьма различные по многим принципиальным критериям.

Несмотря на то, что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало стран имеют федеративное политико-территориальное устройство. Сегодня их более 20-ти в мире. Эти государства расположены на всех континентах. При этом в Западном полушарии федеративные государства занимают более четырех пятых его территории. И хотя за последние десятилетия имел место и распад целого ряда федераций, однако за послевоенный период их численность в мире возросла почти в четыре раза.

Место и значение федерализма  в современном мире определяется не только численностью федеративных государств. Внимание к этим проблемам  сегодня обусловлено и многими  другими объективными обстоятельствами. Например, нельзя не видеть, что среди федеративных государств многие крупнейшие и влиятельнейшие страны мира — США, Россия, ФРГ, Индия, Канада, Бразилия, Мексика и др. Составляя всего лишь 13% общего числа стран нашей планеты, федеративные государства охватывают в общей сложности примерно треть населения и половину территории земного шара.

Целью данной работы является раскрытие понятия «федерализма», чем и где он проявляется в современном мире, его различных признаков, а также рассмотрения современных федеративных государств.

 

1.Федеративное  устройство государства.

 

Федеративное  государство (федерация) – сложное  союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и  т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна  только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят».

Входящие  в состав федерации государственные  образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь  свои конституции, своё гражданство, собственные  высшие государственные органы –  законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем  высших органов – федерации в  целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции.

Способы размежевания компетенции, применяемые  в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными  являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике  и других странах конституции  устанавливают сферы, подпадающие  под исключительную компетенцию  федерации и исключительную компетенцию  её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу  действия совместной компетенции федерации и её субъектов. Само применение термина «федерализм» должно подчеркивать тот факт, что основой федерации является соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку. По мнению видного мыслителя XX века Б.Рассела основная проблема федерализма заключается в разграничении власти различных государственных органов, а ее решение связано с большими трудностями. Традиционное федеративное устройство предполагает, прежде всего, добровольное объединение входящих в федерацию территорий в единое государство с разделением при этом государственного управления между центром и составными частями. В центре создаются общенациональные институты законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняет самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Между участниками достигается соглашение о разделении полномочий центра и составных частей. Построенные на началах федерализма государства получили различные наименования. В некоторых случаях они определяются как объединенные или соединенные (Соединенные Штаты Америки), в других – союзные (Швейцария, Германия) либо содружества (Австралия). К характерным признакам федерации относится и то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов — конституционный надзор.

Федеративные конституции включают в предметы ведения федерации  важнейшие вопросы государственной  жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию  высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов  федерации входит более широкий  круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация  местных органов власти, общественно  необходимые работы и службы.

 

 

2.Понятие федерализма.

 

По мнению большинства западных исследований, в современном мире наблюдается тенденция к федерализации, ведущая к возникновению наряду со старыми, традиционными федерациями  новых федерализирующихся систем. Федерализация отнюдь не представляет собой установление федеративной системы в обычном смысле. Современные западные исследователи видят смысл федерализма, с одной стороны, в предоставлении составным частям федерации самостоятельности и самоуправления, а с другой - в обеспечении их участия в управлении государственными делами. Сам федерализм при этом рассматривается как хорошо испытанное средство для решения конфликтов, в том числе основанных и на этнических различиях.

Как  уже упоминалось, само понятие  федерализма определяется довольно широко. Федерализм – это идеологический принцип организации власти и управления в системе политических отношений конкретной территориально-государственной системы. Федерализм рассматривается не только как определенная государственная структура, но и как понятие, предполагающее и непременно включающее в себя определенный процесс урегулирования отношений. Как пишет известный на Западе специалист по проблемам федерализма Д.Элизар, смысл федерализма в этом контексте состоит в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп в союз, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей. Часть ученых утверждает, что поскольку по самой своей сути федерализм - это средство укрепления демократического республиканизма, предполагающего разделение властей, тоталитарные системы, неотъемлемой чертой которых является неприятие разделения властей в какой бы то ни было форме, не могут быть подлинно федеративными. Другие, не отрицая справедливость подобных утверждений, доказывали, что воздействие федерализма, даже если тот был задуман в качестве ширмы, придает определенного рода институционально-конституционную силу местным этническо-территориальным интересам, позволяя им сохраняться хотя бы в ограниченной виде. Из всего вышесказанного следует, что в своей основе федерализм - это вопрос взаимоотношений. Он воплощается в конституциях и институтах, структурах и функциях, но, в конечном счете, имеют значение именно взаимоотношения. При столь широком подходе к определению федерализма в число государств с федеративным устройством наряду с традиционными федерациями включаются также и унитарные государства, применяющие федеративные принципы для примирения требований самоуправления и разделенного правления. Это Бельгия, Италия и Испания с присущими им тенденциями к автономии; Португалия, передающая ряд полномочий островным провинциям.

 Итак, развитие современного  федерализма свидетельствует о  том, что преобладающей является  тенденция к интеграции при  сохранении определенных гарантий  прав и интересов субъектов  федерации. В то же время  наблюдаются и весьма серьезные  всплески сепаратизма. Причем  они имеют место и в высокоразвитых  странах (Австралии, Канаде), и  в странах со средним уровнем  развития (Индии), и в экономически  слаборазвитых государствах (Нигерии).

Федерация как форма государственного устройства и федерализм как политико-правовая и идейная философия развития общества по самой своей сути и  природе в наибольшей степени  отвечают общедемократическим тенденциям общественной эволюции на постиндустриальной ступени его существования. Отсюда совсем неслучаен тот повышенный интерес к институту именно федеративной государственности, который отчетливо  прослеживается во всем мировом сообществе за последнее время.  

Достаточно упомянуть, что  на сегодняшний день в мире насчитывается более 20-ти федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек. Таковыми являются: Россия, США, Канада, Индия, Бразилия, Аргентина, Австралия, Федеративная Республика Германия, Нигерия, Мексика, Пакистан, Австрия, Бельгия, Швейцария, Югославия, сербо-хорватско-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла, Танзания, Эфиопия, Папуа-Новая Гвинея, Федеративные Штаты Микронезии, Федеративная Республика Коморские острова. Федерализм оказался жизненно стойкой формой государственного устройства. Он сохранился во всех буржуазных странах, где существовал до второй мировой войны, а в ФРГ был восстановлен. Причем показательно, что из семи наиболее развитых государств в мире, три ( США, ФРГ, Канада ) являются федерациями.

 

 

3.Современные концепции и модели федерализма.

 

Рассматривая сущность и  основные характеристики федерализма  целесообразно выделить две альтернативные традиции, прочно укоренившиеся в  современной политической науке: это  американская традиция, в русле которой  сложилась классическая теория федерализма, и континентальная (европейская). Основное отличие двух обозначенных традиций заключается во взгляде на проблему суверенитета в федеративном государстве. Так, американские исследователи сделали  акцент на гражданском суверенитете, отрицая тем самым наличие  сильной центральной власти, а  европейская политическая мысль, наоборот, во главу угла поставила приоритет  государственного суверенитета. По этой причине европейские федерации  во многом отличны от американской федеративной модели.

По мнению У.Райкера, существует два типа федеративных систем: централизованный американский и децентрализованный (или «периферийный» - peripheralized federalism). Различные разновидности децентрализованного федерализма существовали до появления американского централизованного федерализма. Сфера компетенции центрального правительства в системе децентрализованного федерализма исчерпывалась минимальным количеством компетенций и полностью зависела от решений правительств составных частей федерации, стремившихся присвоить полномочия федерации и усилиться за ее счет в одностороннем порядке. К числу таких федераций У.Райкер относил возникшие в Средневековье военные федерации крупных городов на севере Италии и юге Германии, а также Швейцарскую конфедерацию.

Главная новация централизованного  федерализма состояла в том, что  федеральный центр начал принимать  решения независимо от правительств составных частей федерации по множеству  вопросов и с тенденцией их расширения. Компетенции субъектов федерации  позволяли обеспечить минимально приемлемый уровень их политического самоуправления. Таким образом, главное отличие этих двух моделей федерализма состоит в относительном превосходстве объема компетенций и общего влияния федерального правительства на территории всей федерации, а также в способности центрального правительства заставить составные части федерации проводить политику в соответствии с курсом национального правительства в пределах его конституционных полномочий (централизованный федерализм) и наоборот (децентрализованный федерализм). Предпочтение У.Райкер отдавал модели централизованного федерализма, а государство, основанное на принципах децентрализованного федерализма, неэффективно и могут в перспективе прийти к распаду и потере государственности. Причины сохранения федерации У.Райкер предлагал искать в способностях и федеральных властей, и властей субъектов федерации сдерживать друг друга. Так, в централизованной федерации национальное правительство не способно полностью подчинить составные части федерации своей власти, но способно предотвратить ситуацию, в которой составные части федерации отказываются исполнять его решения. В децентрализованной же федерации правительства составных частей федерации не способны полностью подчинить своей воле центральное правительство, но способны оказать большое влияние на его действия.

Кроме того, У. Райкер определил ряд слабых сторон федерализма. По его мнению, автономия субъектов федерации может привести к наличию в ней различных политических курсов, отличающихся от общенационального или способствовать неэффективности регионального режима. То есть, местные локальные сообщества, права которых прочно закреплены в Конституции, способны отвергнуть волю национального большинства.

Информация о работе Современные концепции и модели федерализма