Современные правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:41, доклад

Краткое описание

Англосаксонская правовая семья – система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
Общее право;
Право справедливости;
Статутное право;
Основной источник системы общего права – правовой прецедент, а вспомогательные и дополнительные источники права – статутное право и юридические обычаи, основатель права в англосаксонской правовой семье – суд.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные правовые системы.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Эта семья права имеет религиозное содержание. Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 — уголовного права, 15 — уголовного процесса, 70 — по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем толкования правовых строф Корана и Сунны. Вот почему современный судья ищет правовые основания для дела не в Коране и Сунне, а в Иджме и не обращается к Корану, а ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Основная задача мусульманского права — сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом).

Таким образом, труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также  в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая  доктрина, весьма трудно. Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии.

Европейцы пытались помочь арабам в правовом урегулировании жизни. Удалось сделать многое: были созданы законы и даже некоторые  кодексы. Такие вопросы, как, например, управление государством, использование  государственных финансов, наказания за преступления, получили отражение в законодательных актах (удельный вес которых около 30%). Сейчас процесс создания законодательных норм набирает силу. Ориентиром при этом служит опыт европейских стран. Однако в сфере мусульманского права прочно остались:

  • вопросы правового положения личности;
  • семейные вопросы;
  • наследование.

Небольшое количество уголовных и гражданских вопросов получили урегулирование с помошью  прецедентов (схема 3.6). Однако их удельный вес составляет не более 10%.

Обычаи применяются, если они не противоречат религиозным  нормам и если религиозные нормы  не регулируют ситуацию.

Схема 3.6. Мусульманская  семья права

Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно  говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской.

Процесс формирования светского законодательства, по мнению теологов ислама, не подрывает его основы. Большое значение в этом отношении имеют два постулата:

  • если законы противоречат исламскому праву, вся ответственность за это ложится на органы государства (мусульманина упрекнуть не в чем);
  • согласно Корану, верующие должны соблюдать законы, поскольку сам Коран предписывает им подчиняться властям.

Для мусульманского права характерна достаточная степень  ка- зуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.

В мусульманском  праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются. Например, непонятно, когда мужчина имеет преимущество перед женщиной: при входе в автобус, при покупке товаров? Для европейцев это кажется невероятным.

В религиозных  источниках нет структурированности  и системности. Применительно к  мусульманскому праву невозможно вести  речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право — государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве.

Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства. Однако во многих странах стали создавать многоступенчатую систему судов. Первая страна, которая совершила прорыв в этом отношении, — Турция. По се пути движутся Египет, Сирия и др. Самым стойким приверженцем норм мусульманского права является Иран.

 

Китайская правовая система является на сегодняшний день одной из самых древних в мире, так как Китай является одной из четырёх колыбелей человеческой цивилизации, почти всегда (за небольшим исключением) не терявший своей государственности, с момента образование раннего китайского государства эпохи Шан (Инь) 17 век до н.э. Китайское право возникло и развивалось на протяжении тысячелетий не просто отдельно от развития западной правовой мысли, но большую часть времени когда западной правовой мысли как и Запада как цивилизации вообще просто не существовало. По мнению Джона Вигмора китайская правовая система является на сегодня самой древней из "живых" правовых систем в мире, пускай и в модернизированном и "вестернизированном" виде, но имеющим в своем истоке традицию восходящую к середине 2 тысячелетия до новой эры (16 век до н.э.) В отличие от западной юридической науки, право Китая было подвержено совершенно иным историческим влияниям как например буддизм, а также такому политико-философскому учению как конфуцианство и даосизм. Все это привело к совершенно иному пониманию права чем на Западе. Право в Китае понимается не как совокупность норм, а как философско-правовая категория, где главными считаются такие категории как гармония и справедливость. Именно в данных категориях и понимается право в Китае прежде всего. Точно также как и небо с землей находятся в постоянной гармонии, так и отношения между людьми должны строиться на гармонии и справедливости.

За более чем  трехтысячелетнюю историю, китайская  правовая традиция сохранила не так  много правовых памятников и имен юристов, так как китайской правовой традиции было в основном чуждо понимание права как на Западе. Лишь начиная с 40 годов 19 века (после Опиумной войны и проникновения Западных стран в Китай) начинает появляться и зарождаться традиция в праве схожая западной. После революции 1911 года эта тенденция стала нарастать, а с 20 годов 20 века китайское право стало постепенно но верно приобретать понятные западной традиции черты.

Для более точного  исследования истории китайского права  принято делить периоды долгой истории  Китая на династии императоров, царствовавших  в определенное время и уже в данных хронологических границах исследовать те или иные правовые документы дошедшие до наших дней.

 

 

Правовая  система КНР носит смешанный характер, представляя собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях "социализма с китайской спецификой" и некоторых принципах романо-германского права.

Для правовой культуры Китая характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права  в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые  важные. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения, составлявшего основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до революции 1911 г. Согласно идеям конфуцианства на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. В следствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к европейской идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.

По этическому учению конфуцианства гражданин, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами "ли" (т.е. правилами гармоничного, "правильного" поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия, настаивая на своих правах или апеллируя к судье. Само понятие субъективного права до начала ХХ в. в Китае отсутствовало.

Китай в течение веков  жил, не зная организованных юридических  профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами своих чиновников, принадлежащих к наследственной касте. Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след.

Однако в Китае существовал  и другой подход к праву. В III в. до н.э. школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов). Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов; правитель должен знать их, а подданные - строго исполнять. Это была концепция права и закона, близкая к западной. Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения. При династии Хань (206 г. до н.э.) конфуцианство снова возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Китайские кодексы, которые появлялись после воцарения династии Хань, содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции.

При последней, Цинской династии (1644-1911 гг.) Китай имел два систематизированных  свода законов, один из которых относился  к государственному и административному  праву, другой - к уголовному, гражданскому и семейному. Первый свод законов (Дацин хуэйдянь) содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. Второй назывался Дацин люйли (Основные законы и постановления Великой династии Цин). Он состоял из 7 разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых они могут быть смягчены, в остальных содержались составы преступлений и способы разрешения гражданских споров, причем каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. По форме изложения материала Дацин люйли представлял собой сборник огромного числа казусов. Многие положения этого кодекса действовали до 1931 г. Брачно-семейные, наследственные, торговые и другие отношения регулировало обычное право, отличавшееся чрезвычайной пестротой (партикуляризмом).

С победой синьхайской  революции 1911 г. в Китае начался  процесс модернизации традиционного  права. После провозглашения республики была проведена огромная работа по созданию современных кодексов, основанных на лучших европейских образцах. Уже  в 1912 г. принято первое современное Уголовное уложение, пересмотренное в 1928 г. и переименованное в Уголовный кодекс. Основанный преимущественно на германском и японском законодательствах, Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929-1931 гг. Гражданский процессуальный кодекс - в 1932 г. Земельный кодекс - в 1930 г. В результате этих работ китайское право (во всяком случае внешне) европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. Однако за этим фасадом продолжали существовать традиционные понятия и, за немногими исключениями, именно они преобладали в реальной жизни. Кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству справедливости и приличиям.

В результате победы в гражданской войне (1925-1949 гг.) Коммунистической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай с 1 октября 1949 г. стал народной республикой. В том же 1949 г. были отменены все ранее изданные законы и декреты и упразднены старые суды. Началась рецепция (заимствование) социалистического права. Органические законы 1949 г., которые предусматривали воссоздание правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось руководство всеми новыми судами; была создана прокуратура, призванная утвердить принцип социалистической законности. В 1950-1951 гг. изданы крупные законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной организации и др. Кодификационная комиссия приступила к подготовке кодексов.

Однако уже в 1952-1953 гг. принцип законности, и так утверждавшийся с трудом, был подвергнут нападкам: критиковались отделение права от политики, независимость судей, юридический формализм, принцип непридания закону обратной силы, давность, принцип "нет наказания без закона". Тем не менее от советской модели не отказывались, и принцип социалистической законности должен был в итоге восторжествовать. Эту тенденцию подтвердила Конституция 1954 г., построенная по типу советской Конституции 1936 г. В том же году были реорганизованы суды и прокуратура. Постановление 1954 г. содержало гарантии против ареста и задержания.

После разрыва дружеских  отношений с СССР в 1960 г. руководство  КНР попыталось отойти от советской  модели права как "ревизионистской". В рамках этого курса в КНР  попытались ввести рабочее самоуправление на предприятиях, полностью отказаться от принципа оплаты по труду и любых других форм материального стимулирования. В период "культурной революции" 1964-1973 гг., сопровождавшейся военными действиями, массовыми репрессиями и погромами, вся система правопорядка была дезорганизована. Законодательство практически перестало применяться, в стране царил хаос.

Начиная с 1979 г. в КНР происходит коренное изменение политического  курса. С целью модернизации страны руководство КПК отказалось от идей обострения классовой борьбы и полного огосударствления экономической жизни. В сельском хозяйстве крестьянам была предоставлена большая свобода; им стали больше платить за обязательные поставки государству, разрешили продавать часть продукции на свободном рынке. Сходные реформы были проведены и в промышленности, где допустили деятельность малых и средних частных предприятий. Для развития экономики были приняты меры по привлечению иностранных инвестиций, в частности, в 1979 г. издан Закон о совместных предприятиях, образованы четыре свободные экономические зоны. Начали восстанавливаться режим законности и нормальная деятельность судебно-правоохранительной системы. Начиная с 1979 г. были заново или даже впервые в истории КНР кодифицированы основные отрасли права (в частности, в 1979 г. принят первый в КНР единый Уголовный кодекс и УПК, в 1986 г."Общие положения гражданского права", в 1994 г. кодифицировано трудовое законодательство). По мере накопления правоприменительного опыта и формирования новых общественных потребностей происходит постепенная замена ранее принятых законов новыми, более соответствующими международным стандартам редакциями (в 1996 г. - новая редакция УПК, в 1997 г. - УК). В результате почти 20-летнего периода реформ в КНР сложилась система законодательства, сочетающая в себе как марксистские принципы советского (социалистического) права, так и некоторые начала романо-германской правовой семьи (в экономической сфере).

Информация о работе Современные правовые системы