Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа
Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз.
1. Сущность и понятие федерализма 3
2. Федерация как форма устройства государства 5
3. Принципы федеративной государственности 9
4. Конституционное выравнивание субъектов РФ 12
Список использованных источников 19
Российская
беда заключается в том, что из
89 субъектов Федерации (считая Чечню–Ичкерию)
принципу территориальной
Понятно,
что Федерация обязана
На
данном этапе (да и в обозримой
перспективе) невозможно равенство
субъектов Федерации, даже если бы такая
идея была провозглашена конституционно.
Они не равны хотя бы по этническим
особенностям, численности населения,
размерам территории, экономическому
потенциалу и т.д. В «мировоззренческой
основе» Конституции Российской Федерации
также нет идеи равенства народов, ибо
на данном этапе их развития (да и в обозримом
будущем) оно (равенство) не может быть
достигнуто по тем же объективным причинам.
Поэтому в Конституции Российской Федерации
устанавливается не равенство, а равноправие
субъектов Федерации. Дословно пункт 4
статьи 5 Конституции Российской Федерации
гласит: «Во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты Российской Федерации между
собой равноправны». Это означает, что
конституционно закрепляется равноправие
народов и как следствие этого равноправие
представляющих их субъектов Федерации.
Следовательно, речь идет о том, что понятие
«равенство» и «равноправие» — не тождественны.
4.
Конституционное
выравнивание субъектов
РФ
Провозглашенное
Конституцией равноправие всех субъектов
РФ предполагает предоставление им равных
возможностей реализации всех политических,
социально-экономических и иных прав народов
и каждой личности. В этой связи примечательно
также положение Концепции государственной
национальной политики РФ о том, что совершенствование
федеративных отношений «призвано реализовать
на практике конституционные принципы
федерализма, особенно равноправия всех
субъектов». А это во многом зависит не
только от самих субъектов Федерации,
но в не меньшей мере от организации власти
в едином федеративном государстве.
В
качестве обеспечения равноправия
субъектов Российской Федерации
некоторые государственные деятели и
ученые предполагают переход к одной структуре
федерализма — территориальной. Более
того, в этом усматривается гарантия укрепления
Российского государства и предотвращения
его дезинтеграции. В целом создается
дилемма: или «национальная» или «территориальная»
организация федеративного государственного
устройства. Тем самым в общество привносится
мысль, будто национально-государственная
организация оказалась в противоречии
с территориальной и в отличие от последней
является дезинтеграционным фактором,
а потому должна быть преодолена.
Обычно
ссылаются на территориальную организацию
федерализма США, ФРГ и некоторых
других стран. Но очевидно, что подобную
организацию невозможно механически
переносить на Россию, где исторически
существовали компактно проживающие веками
на данной территории разные народы. Даже
в досоветской России, независимо от того,
как назывались их административные устройства
(губернии, ханства и т.д.), они фактически
представляли собой национально-территориальные
образования. Позднее ряд народов приобрел
статус национально-государственных образований
вне России или в ее составе. А после принятия
в 1990 году Декларации о государственном
суверенитете РСФСР и соответствующих
деклараций автономий в составе РФ их
конституционный статус повысился, некоторые
из них были провозглашены республиками.
Политико-правовое закрепление нового
статуса бывших автономий в РФ нашло отражение
в дополнении к Конституции РФ и в Федеративном
договоре, подписанном 31 марта 1992 года.
В
этом смысле учреждение округов было
давно назревшим решением. Образование
округов как раз и явилось
результатом осознания на государственном
уровне соответствующих управленческих
задач, неудовлетворенности состоянием
законности в субъектах Федерации
и низкой степенью эффективности работы
территориальных подразделений федеральных
органов исполнительной власти. Округа
восстанавливают нору управляемости.
Их образование, очевидно, является также
актом вертикальной деконцентрации полномочий
президентской власти, приближения федерального
аппарата управления к субъектам Федерации,
к населению. Одновременно активизируется
процесс деконцентрации полномочий федеральной
исполнительной власти (Правительства)
посредством перестройки и оптимизации
системы территориальных структур федеральных
органов исполнительной власти, формирования
их окружных структур. Появляется и возможность
повысить на уровне округов эффективность
реализации государственной политики
в области территориального развития,
обеспечить единство правового и экономического
пространства Федерации как по вертикали,
так и по горизонтали, увеличить возможности
межрегиональной интеграции. Оптимизировать
взаимодействие региональных и муниципальных
уровней управления. Однако пока этот
процесс только-только начинается и часто
остается не подкрепленным ни политической
волей, ни юридическими нормами.
Федеральные
округа в перспективе должны стать
административной и территориальной
структурой, на уровне которой возможны
организация эффективной
В
политическом плане, очевидно, что реформа
имеет целью создание более управляемой
политической и организационно-
Одновременно
развитие системы округов создает
ряд предпосылок для изменения расстановки
сил между регионами и региональными элитами.
Можно ожидать, что субъекты федерации,
объявленные столицами округов, существенно
укрепят свои федеральные политические
позиции, увеличат «политический вес».
Одновременно могут несколько ослабнуть
политические позиции ряда признанных
лидеров губернаторского корпуса, чьи
города не получили «столичного» статуса.
Подобные регионы превращаются в своеобразные
«подавленные» региональные центры.
В
экономическом плане новые столичные
регионы могут в перспективе получить
дополнительные инфраструктурные преимущества
над другими субъектами федерации. К таковым
относятся:
-
приоритетное финансирование и
приоритетное рассмотрение
-
приоритетное развитие
-
возможность концентрации
В
целом, в разных округах и в
применении к разным субъектам Федерации
в развитии института полномочных
представителей наблюдаются совершенно
противоположные тенденции. В ряде
случаев система полномочных
представителей начинает работать как
система «федерального вмешательства»
в региональные политические процессы,
расстановку сил местной элиты, как инструмент
ограничения власти губернаторов, механизм
политического контроля над ними. В других
случаях и в других субъектах Федерации
может наблюдаться прямо противоположная
ситуация: аппараты полпредов формируются
из людей губернаторов, быстро интегрируются
и поглощаются местной элитой, происходит
дальнейшее сращивание федеральной и
региональной бюрократии. Здесь гипотетическая
система федерального вмешательства постепенно
эволюционирует в систему регионального
лоббизма в Центре, когда полпреды и их
аппараты превращаются в новый и высокоэффективный
канал лоббирования. В результате, один
и тот же политический, управленческий
институт выполняет по отношению к разным
регионам и в зависимости от ситуации,
политической конъюнктуры совершенно
разные задачи.
Бесспорно,
республики в составе РФ отличаются
от других субъектов Федерации тем,
что, как отмечалось, они наделены
статусом государств и правом иметь
свою конституцию.
Следовательно,
главная опасность для
В
сегодняшней Российской Федерации
21 национально–государственное, 11 национально–территориальных
и 57 административно–
Таким
образом, симметричный конституционный
статус и равноправие субъектов
Федерации являются взаимосвязанными
принципами образования и функционирования
федеративного государства. При непродуманном
поощрении асимметрия может усугубить
неравенство субъектов и, как следствие
неравенство граждан России, межэтнические
противоречия, поставив под угрозу целостность
общества и государства. Однако главная
опасность для сохранения единой и неделимой
Российской Федерации кроется не в установлении
симметричного конституционного статуса
субъектов Федерации, а в консервации
существующей асимметрии, составляющей
политико-правовую основу фактического
неравноправия между ними. В этом плане
создание семи федеральных округов можно
считать первым этапом начавшегося укрупнения
ныне существующих 89 субъектов Федерации.
Субъектами Федерации станут равноправные
регионы (с историко-географическими названиями),
представляющие собой моно- и многонациональные
сообщества, объединяющие ряд областей
национально-территориальных образований.
Список
использованных источников
Источники
1.
Конституция РФ. – М., -1993. - 63с.
2.
Указ Президента Российской Федерации
«О полномочном представителе Президента
Российской Федерации в регионе Российской
Федерации» от 9 июля 1997 года №696 // Российская
газета. – 1997. - 16 июля. – С.2.
3.
Указ Президента Российской Федерации
« О полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном округе»
от 13 мая 2000 года №849 // Российская газета.
- 2000. - 16 мая. – С.2.
Литература
4.
Аналитический обзор
5.
Безруков А.В. Проблемы взаимодействия
Российской Федерации и её субъектов в
сфере исполнительной власти // Журнал
российского права. - 2001. - №1.- С.110-117.
6.
Безруков А.В. Укрепление властной вертикали
как средство реформирования российского
федерализма. // Основы государства и права.
– 2001. - №5. – С. 92-96.
7.
Варламова Н. Конституционная модель
российского федерализма. – Конституционное
право: восточноевропейское обозрение.
– 1999. - №4. – С. 111-115.