Современные теории происхождения государства и права
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:04, курсовая работа
Краткое описание
Происхождение государства и права – одна из основных проблем теории государства и права, основной учебной дисциплины, изучаемой в юридических вузах. Эта тема очень актуальна и имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Чтобы, лучше понять социальную природу государства и права, глубоко и всесторонне изучить сущность и особенности современных государств и правовых систем, а также попытаться уяснить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования сформировались, и какой путь они прошли.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………...3 Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА,ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ...………………………………………….…...6 1.1 Понятие, особенности и признаки государства……………………….6 1.2 Понятие, особенности и признаки права………………………………9 Глава 2. ТЕОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА,СВЯЗАННЫЕ СМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ ...……………….14 2.1 Органическая теория…………………………………………………...14 2.2 Теория насилия…………………………………………………………15 2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория……………...17 2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория…………...18 2.5 Ирригационная теория…………………………………………………19 Глава 3. ТЕОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ………………….21 3.1 Теологическая теория………………………………………………….21 3.2 Патриархальная теория………………………………………………...22 3.3 Договорная и естественно-правовая теории………………………….23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…….………………..30
Можно
считать, что немарксистский подход историко-материалистической
концепции исходит из того, что к возникновению
государства и права приводят потребности
совершенствования управления первобытным
обществом, необходимость решать "общие
дела".
2.5 Ирригационная теория
Ирригационную
теорию (или концепцию о "гидравлическом'
происхождении и развитии государственности
в некоторых странах Древнего Востока)
связывают с именем современного немецкого
ученого К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный
деспотизм" возникновение государства
в ряде стран Древнего Востока связывается
с необходимостью строительства гигантских
ирригационных сооружений в восточных
аграрных областях. [6, 395]. Согласно этой
концепции, необходимость и приводит к
образованию "менеджериально-бюрократического
класса", порабощающего общество.
Действительно,
процессы создания и поддержания мощных
ирригационных систем происходили в регионах
образования первичных городов-государств:
в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других
наиболее неблагоприятных для ведения
сельского хозяйства регионах. [10, 230]. Государство,
вынужденное проводить в подобных условиях
жёстко централизованную политику, выступает
в качестве единственного собственника
и одновременно эксплуататора. Оно управляло,
распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные
факторы катализировали весь этот процесс,
"доводили" режим конкретного государства
до крайних деспотических форм. То есть
практически бесспорным можно считать
факт влияния географических и климатических
(почвенных) условий на становление государственности.
Также очевидна и связь этих процессов
с формированием многочисленного класса
управленцев-чиновников, служб, "государевых"
людей, защищающих каналы от заиливания,
обеспечивающих судоходство по ним, достигая
эффективного использования этих сооружений,
путём эксплуатации остальных граждан.
В
целом же нельзя не согласиться с исторической
достоверностью наблюдений о том, что
в реальной жизни со времен возникновения
государства нет ни "чисто классовых",
ни "чисто общечеловеческих" государственно-правовых
институтов. При определении понятий и
закономерностей происхождения государства
и права важно учитывать как их классовые
элементы и соответствующие признаки,
так и внеклассовые "общечеловеческие"
признаки и черты. [14, 119]. Хотя современными
исследованиями не добыто конкретных
фактов, противоречащих общим закономерностям
возникновения государства. Поэтому в
рамках данной теории излишне категорично
выделены отдельные фрагменты процесса
становления государства как главные,
базовые.
Таким
образом, в ходе разложения родового общества
на антагонистические слои в виде бедных
и богатых, неизбежно возникновение потребности
общества иметь силу (государство), способную
умерять столкновения этих социальных
слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить
друг друга в непрерывной борьбе.
Глава 3. ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ
ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ
3.1 Теологическая теория
Рассматриваемая
теория не является научной, поскольку
заведомо опирается не на знания в их обычном
понимании, а на веру в бога. Её нельзя
ни доказать, ни опровергнуть без решения
вопроса о существовании бога.
Первоначальные
религиозно-мифические представления
о божественном происхождении государства
и права характеризуются крайне широким
многообразием. Это вполне объясняется
особыми историческими условиями существования
религий и ранних государственных образований,
как Древнего Востока, так и Древнего Запада,
Месопотамии или Африки. Только впоследствии
эти воззрения были переработаны на почве
различных течений христианства в относительно
цельную теологическую доктрину, выделились
доктрины иудаизма, мусульманства (ислама),
буддизма и других. [11, 420].
В
теологической теории - учении богослова
Фомы Аквинского (1225 - 1274), которая в более
позднее время, именовалось как "томизм",
процесс возникновения государства и
права рассматривался аналогично сотворению
Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского,
должна обосновывать необходимость возникновения
и существования государства от Бога.
В свою очередь государство обязано защищать
религию. Освящение (монарх - помазанник
божий) государственной власти божественным
ореолом придавало такой власти и авторитет,
и безусловную обязательность неограниченной
власти монарха.
В
древней Греции ученик Сократа (469-399 до
н.э.), потомок знаменитого законодателя
Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон
(427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин
школу, где учил, что источником происхождения
государства и права является божество.
Ученик Платона и воспитатель Александра
Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.)
- также является сторонником божественного
происхождения государства и права. Сократ,
Платон и Аристотель выражали позицию,
заключающуюся в том, что наряду с законами,
порожденными людьми, существуют вечные,
неписанные законы, "вложенные в сердца
людей самим божественным разумом".
В основе этих законов лежит вечный, незыблемый
божественный порядок, который господствует
не только в человеческих ощущениях, но
и "во всем строе мироздания". Однако
наряду с ним на возникновение и развитие
государства и права решающее влияние
оказали жажда денег и власти, алчность,
честолюбие, высокомерие, жестокость и
другие отрицательные человеческие черты.
Своего
рассвета теологическая теория достигла
в эпоху средневековья. На стадии перехода
народов к феодализму и в феодальный период
на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе
получила развитие теория "двух мечей".
Следовательно, основной смысл её состоял
в том, чтобы утвердить верховенство церковной
власти над светской (государством) и доказать,
что нет государства и права "не от бога".
3.2 Патриархальная теория
Эта
теория берет начало из недр теологии.
Уже в античное время Платоном и Аристотелем
была выдвинута идея о том, что человеческое
обществе изначально было патриархальным.
Более определенно по этому поводу высказывался
Аристотель. По Аристотелю, государство
является не только продуктом естественного
развития, но и высшей формой человеческого
общения.
В
XVII веке с тех же позиций обосновывалось
существование абсолютизма в Англии в
сочинениях английского социолога Р. Фильмера
"Патриархия, или защита естественного
права королей" (1642), "Патриарх"
(1680). Так происхождение государства и
теория "божественного права королей"
выводились из изначального патриархата.
Средневековые
светские феодалы также прибегали к патриархальной
теории происхождения государства и права
для обоснования неограниченной власти
монарха - отца своих подданных и всей
нации. [8, 45].
Позднее
эта теория получила свое отражение в
высказываниях одного из теоретиков народничества
в России, социолога Н.К. Михайловского
(1842-1904), а на Западе - английского историка
права Г. Мэна и других.
Государственная
власть, по мнению сторонников патриархальной
теории, есть ничто иное, как продолжение
отцовской власти. Власть государя, монарха
- это патриархальная власть главы семьи.
Патриархальная теория служила в средние
века обоснованием абсолютной ("отеческой")
власти монарха. Как и отец в семье, так
и монарх в государстве не выбирается.
Характерно,
что не существует ни одного исторически
достоверного свидетельства подобного
способа возникновения государства и
права. Напротив, считается установленным,
что патриархальная семья как исторически
закономерное явление возникает в процессе
разложения первобытнообщинного строя,
вместе с государством.
3.3 Договорная и естественно-правовая
теории
Эта
теория содержит чрезвычайно много аспектов,
противоречива и непоследовательна на
различных исторических этапах развития.
Она вобрала в себя разноречивые взгляды
крупнейших мыслителей всех времен, стоящих
порой на диаметрально противоположных
политико-правовых и философских позициях.
Ряд авторов выделяет договорную - как
теорию происхождения государства, а теорию
естественного права рассматривает с
позиций происхождения права.
Рассматриваемая
теория как договорная, основанная на
естественных правах человека, базируется
примерно на следующих общих положениях:
Возникновению государства
предшествует естественное состояние
людей.
Государство возникло и основано
на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.
В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.
Позитивное право - это существующее,
действующее в данный момент право. [12,
85]. Естественное право, исходящее от "всеобщего
разума", стало как пожелания и рекомендации
того, каким должно быть в идеале реальное,
то есть положительное право.
Вершины своего развития договорная
и естественно-правовая теории достигают,
когда становятся теоретической основой
идеологии антифеодальных буржуазных
революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется
школа естественного права, оказавшая
большое влияние на развитие буржуазного
национального права и международного
права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии;
Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции
- Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье;
в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев
(1749-1802). Последний полагал, что государство
возникает как следствие молчаливого
договора членов общества
в целях совместной защиты от произвола
сильных.
Считается, что первым предпринял
попытку приспособить теорию естественного
права к интересам буржуазии Г. Гроций
(1583-1645). Теоретической основой и идеологическим
обоснованием буржуазного революционного
движения во Франции послужили идеи Ж.Ж.
Руссо (1712-1778). Рассматривая государство
как продукт Общественного договора, он
считал, что каждый человек передает в
общее достояние свою личность и все свои
силы. В результате образуется коллективное
целое, которое раньше именовалось "гражданскою
общиною", позднее - "республикою
или политическим организмом.". В Декларации
прав человека и гражданина (1789), программном
документе Великой Французской революции
(1789-1794), записано: "Люди рождаются и
остаются свободными и равными в правах.
В принятой, по проекту Т. Джефферсона
(1743-1826), Декларации независимости США
(1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными
истины, что все люди созданы равными и
наделены неотъемлемыми правами, к числу
которых относится право на жизнь, на свободу
и на стремление к счастью". Для официальной
государственной доктрины это было абсолютное
новшество.
Следовательно, только с конца
XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается
период так называемого возрожденного
естественного права. Но некоторые авторы
полагают, что наибольшее распространение
современные теории естественного права
имели в середине прошлого столетия. С
принятием Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 г.,
Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых
учений пошло на убыль. Политики и юристы,
аргументируя свои позиции по правам человека,
предпочитают ссылаться на международные
пакты как на нормативные документы. Во
многих странах снижается интерес к теориям
естественных прав личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, на основании всего вышеизложенного
можно сделать следующие основные выводы.
1.
Государство - это политико-территориальная,
суверенная организация, предназначенная
для управления обществом и
обладающая аппаратом принуждения,
обеспечивающего по средствам
норм права первоначально интересы
господствующих классов, а по
мере сглаживания классовых противоречий
- интересы всего народа. Любое
определение государства, кто бы
его ни давал, всегда будет
неполным, односторонним и в этом
смысле абстрактным. Оно не способно
вобрать в себя, научно выразить,
теоретически реконструировать
многочисленные сущностные, формальные,
функциональные, структурные характеристики
и свойства государства. При этом
абстрактный характер понятий
и определений государства не
является их недостатком. Он - их
неотъемлемое свойство, поскольку
связан лишь с самим началом
процесса познания и понимания
государства.
2.
Исторически право возникло и
развивалось во взаимодействии
с государством, первоначально выполняя
охранительную функцию. Именно государство
придает праву в высшей степени
ценные свойства: стабильность, строгую
определенность и обеспеченность
"будущего", которые по своим
характеристикам как бы становятся
частью существующего. Право - это
система общеобязательных правил
поведения (норм), устанавливаемых государством,
а также принимаемых путём
референдума, выражающих общепризнанные
человеческие ценности и регулирующих
общественные отношения.
3.
Заметное место здесь заняла
органическая теория происхождения
государства и права, исходящая
из аналогии общества с развивающимся
биологическим организмом. Подобно
тому, как среди биологических
организмов в результате естественного
отбора выживают наиболее приспособленные,
так и в социальных организмах
в процессе борьбы и войн
(также естественного отбора) складываются
конкретные государства, формируются
правительства, совершенствуется структура
управления.